23 подписчика
Потребительский штраф и банкротство продавца. Недавно я разместила материал для потребителей, которые столкнулись с тем, что учредитель бросил свою компанию, с которой у потребителя договор, и потребителю не с кого взыскать убытки и штрафы. В статье предлагались два основных пути: ждать исключения компании из Единого государственного реестра юридических лиц либо подавать заявление на банкротство продавца, ждать завершения процедуры из-за отсутствия финансирования и привлекать к субсидиарный ответственности контролирующих продавца лиц. Для реализации обоих способов необходимо, чтобы все требования были уже просужены.
А недавно Верховный Суд рассмотрел дело, в котором требования потребителя еще не были просужены, а продавец проходил процедуру банкротства. Когда должник уже проходит процедуру банкротства, то в реестр кредиторов могут включаться как кредиторы с уже просуженным требованием, так и нет, тогда их требование суд рассматривает по существу, как если бы это было обычное производство. Но в обычном производстве суд в случае удовлетворения требований потребителя взыскивает еще и штраф за неисполнение в добровольном порядке требования потребителя в размере 50% от размера удовлетворенных требований. Продавец-банкрот же добровольно требование потребителя о возврате цены товара удовлетворить не может, поэтому включение такого штрафа в реестр требований кредиторов было дискуссионным вопросом. Верховный Суд указал, заявление потребителя о включении его требования в реестр должно рассматриваться в условиях полной аналогии с обычным производством, что означает решение вопроса о включении потребительского штрафа в реестр требований кредиторов. Для потребителя такое решение хорошо тем, что поскольку требования кредиторов удовлетворяются пропорционально размеру их требования, то в случае наличия/обнаружения у должника имущества требование кредитора со штрафом будет удовлетворено в большей пропорции, чем без него.
1 минута
22 января 2023