Найти тему
8 подписчиков

16 Храм на горе. История.

Раз есть Человек, то есть и человеческое Общество. Оно каким-то было раньше, какое-то есть сейчас, каким-то станет в будущем. И потому в рамках гуманистической концепции можно попытаться вывести законы развития общества из природы самого Человека, попытаться определить, каким оно было в начале, изменяется ли оно, в какую сторону и до каких пор оно будет изменяться в случае изменений, и каким оно станет в конце, когда изменяться перестанет. Существенный вклад в осмысление этих идей внес Иммануил Кант, он же предположил наличие финальной точки развития форм человеческих отношений в виде совершенно справедливого общественного устройства и распространении его на весь мир. А следовательно, стало возможно попытаться написать Универсальную Историю развития человеческих обществ и определить достижима ли финальная стадия этого развития при достижении обществом конечной идеальной формы. Фукуяма называет её «Конец Истории». Конец Истории им понимается не во временном смысле, как, например, в христианстве (согласно ему история человечества ограничена во времени: начинается с сотворения человека и кончается Судным днем), а именно как остановка процесса изменения после исчерпания всех возможных форм общественного устройства.
Решение этой задачи было предложено Гегелем и вслед за ним К. Марксом. В отличии от древнегреческих Платона и Аристотеля, считавших Историю необязательно непрерывным бесконечным циклическим процессом, для Гегеля и К. Маркса История — это прогрессивная эволюция, движимая противоречиями в обществе, определяемыми конфликтами при удовлетворении основных человеческих потребностей. «Прогрессивность» эволюции или направленность изменений общественных форм от простого к сложному, более совершенному определяется, с одной стороны, прогрессивным развитием научного знания и связанным с этим материальными возможностями общества, в первую очередь с военной мощью общества (государства) на каждом последующем эпапе развития. С другой стороны, эта направленность такова, что обеспечивает на каждом последующем этапе всё более полное удовлетворение основных потребностей человека, т.е. минимизацию противоречий в обществе. С тех пор и по настоящее время эта концепция Истории общепринята, что проявляется, например, в использовании определений «развитое/примитивное общество», «развивающиеся страны» и т.п.
Конец Истории у Гегеля (либеральное демократия) и у Маркса (коммунистическое общество) различались, но, что очень важно, они БЫЛИ. И согласно Канту в результате исторического «прогресса» они должны были распространиться на весь мир.
От себя добавлю, что это и были стартовые точки тех глобальных проектов, в практической реализации которых и участвовала Россия в двадцатом веке (см. предыдущую Главу).
Продолжение в следующем топике.
2 минуты