Найти тему
2259 подписчиков

Сможет ли Россия найти опору на Ближнем Востоке?

За годы правления новой российской элиты, позиции Москвы (как наследницы СССР) на Ближнем Востоке оказались не то, чтобы подорванными, но значительно ослабленными. Усилия новой российской элиты были сосредоточены в основном на том, чтобы войти в состав западных элит по крайней мере на равных с ними условиями. Но увы все мы знаем, что в период событий вокруг Крыма в 2014 году, Саудовская Аравия предпочла сыграть по правилам Вашингтона, позволив США обрушить цены на нефть до неприемлемых для самих себя значений. В результате валютные резервы монархий Персидского залива оказались под угрозой, а компенсаций не последовало.
Возвращение России на Ближний Восток в виде военной силы, в частности в Сирию, показало, что арабам рано сбрасывать Россию со счетов. Тем более, что жертвы принесённые арабскими монархиями оказались напрасными, российская экономика не рухнула. Именно с тех пор арабы задумались о том, что с Россией нужно выстраивать взаимовыгодные отношения и Москва стала если не полноправным членом ОПЕК, то по крайней мере голос её в этой организации стал одним из решающих.
Поворотным пунктом в развитии отношений между арабскими монархиями и Россией стала встреча президента России В.В. Путина с президентом ОАЭ Мухаммедом бен Заидом аль-Нахайяном. Эта встреча положила начало не только нормализации но и развитию отношений между государствами Залива и Россией.
Израиль в котором к власти вновь пришёл  к власти в Израиле вновь пришел Биньямин Нетаньяху, до сих пор придерживается сдержанной позиции по поводу событий на Украине, хотя в самой стране есть значительная прослойка населения занимающая про украинскую позицию. При этом Израиль выстраивает систему безопасности с опорой на монархии Залива, с которыми не так давно была заключена "сделка Кушнера", положившая конец давней вражде. И не смотря на последние события с мечетью Аль Акса система безопасности сложившаяся на Ближнем Востоке не будет разрушена.
Развитие отношений Москвы и Тегерана, возможно имеют двоякое значение. С одной стороны стратегическое партнёрство выгодно обеим сторонам (коридор "Север - Юг" и так далее) с другой стороны Россия может выступить неким демпфером в отношениях между Ираном и Израилем, гарантируя последний от внезапного столкновения с Ираном и в то де время имея иранский козырь в руке. Альянс России и Ирана может беспокоить Израиль но с другой стороны он будет заставлять Тель Авив думать о своих действиях в отношении Украины.
Иран получает всё большие сектора влияния, как в Ираке так и в Сирии, потому иранский фактор будет беспокоить и арабские монархии и Израиль, а вот для Москвы в данном случае всегда найдётся место посредника.
Турция находится, как в стороне от ближневосточного процесса. Поскольку Турция не является игроком на нефте - газовом рынке. Тем не менее Турция находится в союзнических отношениях с Катаром, а также получила серьезные позиции в Ливии. При этом Турция на данный момент является хабом для обхода анти - российских санкций (что выгодно всем), так и грядущим газовым хабом. Что затмевает поставки Турцией вооружений на Украину.
Можно ли считать позиции России на Ближнем Востоке настолько прочными, чтобы считать Ближний Восток опорой для российской внешней политики? Экономическая основа для сотрудничества несомненно есть. В отношении Ирана есть долгосрочные стратегические возможности для выстраивания сотрудничества основанные, как на антизападной платформе, так и на реальных экономических перспективах.
Что, касается Турции то долгосрочный партнёрский альянс возможен до тех пор, пока не возникнут неразрешимые противоречия на Кавказе.
Сможет ли Россия найти опору на Ближнем Востоке?
3 минуты
105 читали