628 подписчиков
Раскрывая широкие горизонты перед человеческим сознанием, Платон установил – вне узких систем и отдельных религий - категорию "Идеала", который должен был заменить на многие века - и заменяет до сих пор - органическое полное "Посвящение". Он проложил священные пути, ведущие к Богу. Если мы проникаем во внутренность дохристианского храма вместе с Гермесом, Орфеем и Пифагором, то убеждаемся, насколько правильно и прочно заложены были эти широкие пути строительным гением Платона. Знакомство с древним посвящением даёт нам и оправдание и внутренний смысл Идеализма.
Идеализм есть смелое утверждение божественных истин душою, вопрошающей себя в тиши уединения и определяющей духовные реальности посредством собственных интимных свойств и своего собственного внутреннего голоса - тогда как "Посвящение" есть проникновение в эти истины непосредственным опытом души, непосредственным ведением духа и внутренним преображением. На высшей ступени это есть общение души с божественным миром.
"Идеал" - это нравственность, поэзия, философия;
"Посвящение" - это действие, познавание, присутствие верховной Истины.
"Идеал" есть мечта о божественной родине и тоска по ней;
"Посвящение", этот храм избранных, есть ясное воспоминание, более того - возврат на родину.
Устанавливая категорию "Идеала", посвящённый Платон создал тем самым верную пристань для неисчислимых душ, раскрыл путь спасения для тех, которые не в состоянии достигнуть в этой жизни прямого посвящения, но которые всё же мучительно стремятся к истине.
Платон сделал таким образом из философии преддверие будущего святилища, приглашая войти в него всех, обладающих доброй волей. Идеализм его многочисленных духовных детей - и христиан и язычников - представляется нам преддверием, притвором, в котором пребывают все чающие великого "Посвящения". Вот откуда исходит огромная популярность и светлая сила платонических идей. Сила эта коренится в их эзотерической основе.
Вот почему Афинская Академия, основанная Платоном, жила целые века и продолжала жить в Александрийской школе. Вот почему первые Отцы Церкви отдавали должное Платону; вот почему св. Августин взял у него две трети своей теологии.
И даже поныне, после того, как столько философских систем, нагромождаясь одна на другую, рассыпались в прах; после того, как наука проникла во все трансформации материи и стала лицом к лицу с невидимым и необъяснимым, - после всего этого Платон всё ещё близок нам. Всегда простой и скромный, но сияющий вечной молодостью, он протягивает нам священную ветвь Мистерий.
2 минуты
28 декабря 2022