55 подписчиков
о жизни на службе смерти
по мотивам моего доклада От удовольствия к наслаждению готовлю для Артели краткий ответ на вопрос о сопряжении влечений жизни и смерти у Фрейда и Лакана
подвернулась всем известная цитата, но какова!
Неужели Закон и есть Вещь? Ни в коем случае. Однако Вещь я узнал не иначе, как посредством закона. Ибо у меня и мысли бы не было пожелать ее, если бы закон не говорил мне - не пожелай. Но Вещь, взяв повод от заповеди, произвела во мне всякое пожелание, ибо без Закона Вещь мертва. Я жив был некогда без Закона, но когда пришла заповедь, Вещь ожила, пришла вновь, а я обрел смерть. Таким образом, заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти, ибо Вещь, взяв повод от заповеди, обольстила меня и сделала меня посредством ее желанием смерти.
У некоторых, по крайней мере, из вас мелькнуло уже, я думаю, подозрение, что начиная с какого-то момента говорю с вами уже не я. И они правы, так как с одной лишь маленькой разницей - Вещь заступила у меня место греха - перед вами рассуждения апостола Павла о грехе и законе из Послания к Римлянам, глава 7, стих 7.
Лакан, Семинар VII, С. 111
учтите только, что в этом Семинаре VII, посвящённом Этике ПА, с одной стороны, наиболее чётко расходятся концепты Бессознательного и Влечения, но с другой стороны, само по себе Наслаждение, как концепт, отмечено конститутивной чертой трансргессии в преодолении предела Принципа удовольствия [Блага или патологических «нормальных» представлений по Канту], то есть в этом пункте лакановского учения Наслаждение обязано узлу [именно узлу - в русском переводе слово связь] Закона и Желания, где Закон превалирует, является причиной Желания
кстати, помните, где Лакан от ставшей ему узкой формулы Апостола Павла отрекается?
1 минута
21 декабря 2022