11,3 тыс подписчиков
Нужны ли ребенку запреты? Точная фраза Антона Макаренко на этот счет
От родителей, не уверенных в своей воспитательной позиции, можно услышать: «Я своему ребенку, стараюсь ничего не запрещать. Хватит того, что меня строго воспитывали», «В Японии для детей до 3 лет нет никаких запретов. Как итог, японцы – очень умная нация».
Такая позиция свидетельствует о том, что нынешний родитель, отрицающий необходимость запретов, мог столкнуться в детстве с:
– отсутствием объяснений о необходимости того или иного запрета;
– подавлением и принижением своей личности;
– жесткими, а подчас и жестокими ограничениями при запретах (ему что-то запрещали и тут же для острастки кричали и/или шлёпали);
– непоследовательными и/или многочисленными запретами, закономерность которых сложно было проследить.
Его фразы по поводу необходимости отменить запреты – результат рационализации (одного из видов внутренней психологической защиты).
Однако, такие родители неизменно сталкиваются с отрицательными последствиями отсутствия запретов при воспитании своих детей:
- детские капризы,
- опасное своеволие,
- негативизм и упрямство.
Чтобы хоть как-то влиять на ситуацию, родители начинают все же вводить запреты. В своей душе неприятно осознавая, что поступают со своими детьми так же, как с ними поступали в детстве.
Выйти из замкнутого круга, ничего не зная о том, какими должны быть здоровые запреты – сложно. Взрослый может даже придумать новое рациональное оправдание: «Да, меня наказывали подчас несправедливо. Но я же вырос вполне нормальным человеком».
Вот что по поводу запретов говорил Антон Семенович Макаренко:
Чем младше ребенок, тем меньше его жизненный опыт и багаж нравственных представлений. Тем больше он нуждается в руководстве со стороны старших. Недопустимо, чтобы его природная активность, стремление к деятельности были неуправляемые. Ведь иначе они могут проявляться в уродливых формах: в дурном поведении, неразумных, а то и безнравственных поступках.
Разумные запреты от уравновешенного взрослого – не только делают легким воспитание. Они сберегают нервы ребенка, уменьшают всякий риск нелепых поступков, предупреждают капризы и сохраняет массу детской энергии, которая в другом случае с большим вредом для детей тратиться на упрямство, капризы, своеволие.
В следующей публикации поговорим, какими должны быть запреты. Попробуем разобраться в этом вопросе на конкретных примерах.
На фото: скульптурная композиция А.С. Макаренко с воспитанниками харьковской трудовой комунны им. Ф. Дзержинского.
2 минуты
8 декабря 2022
556 читали