11 подписчиков
Дети с ДЦП и фортепиано.
К этой теме я подбиралась долго. В предыдущей заметке о детях с РАС я вскользь коснулась темы специфики работы с детьми с ДЦП, но вот решила приоткрыть некие тайны и развенчать некоторые мифы.
В моей педагогической практике замечательная девочка с таким диагнозом появилась три года назад. Признаюсь, работа трудная, эмоционально не простая. А хрестоматий по индивидуальным занятиям на инструменте лично я не видела. Да и какие могут быть общие шаблоны? Есть информация по групповым музыкальным занятиям (слушание музыки, к примеру) . Даже диссертации написаны, что безусловно радует. Но инструментальное исполнительство – что-то за гранью добра и зла.
Попробую сформулировать некоторые важные моменты для облегчения и, может быть, решающего момента принятия в класс ребенка с ДЦП. Может, кому – то это подскажет путь. А кто- то удостоверится, что всё правильно делает. Итак:
1. Чем раньше – тем лучше.
В данной ситуации поддерживаю эту формулу. Почему? Потому что будет время для налаживания игрового аппарата и коррекции. Поймите, наша задача – настроить функционал. И ранний возраст (лет с 4-х) будет только в помощь!
2. Знание – возможность!
Когда к вам приходит такой ребенок, первой и одной из самых важных задач является выяснение и изучение его формы ДЦП. Напомню, что существует несколько форм: спастическая диплегия; двойная гемиплегия; гемиплегия; гиперкинетическая форма; атонически астатическая форма. Во всех случаях дети вполне обучаемы. Вопрос в том, какими методами и формами.
3. Взлет, падение, опять взлет
От родителей своих особенных детей я часто слышу: «У нас снижение...», «У нас взлет!...». Это совершенно нормально. В нашей работе самое главное не результат. Как бы это не казалось странным, но важен момент! Вот именно тот момент, когда в снижении вдруг происходит слом и идет на взлет. Музыка, в силу своих терапевтических качеств, способствует этому. Но надо приучить работать…
4. Работа, работа и радость
Самое губительное, что может быть в педагогическом процессе, это чрезмерное увлечение развлечением и игрой. Случается, и расстраиваться, и радоваться. Самое главное, чтобы тернистый путь работы в результате увенчался пусть и крошечным, но успехом. Победой над самим собой. А какие радостные глаза родителей в этот момент!
5. Совершенствование – ВСЕГДА!
С момента обучения моих замечательных детей я перелопатила много литературы, получила профессию арт-терапевта, закончила курс клинической психологии, изучила массаж рук для расслабления, сейчас положила глаз на тейпирование, но вспомнила клятву (да-да, год никаких обучений)! Для чего? Для того, чтобы самые лучшие моменты происходили на моем уроке. Какие? А вот такие – первый раз самостоятельно сесть, первый раз встать за инструментом, первый раз сыграть одним пальцем до мажор, первый раз…первый раз….То, что кажется нам таким простым действием, для некоторых становится важным «первым разом». А я – свидетелем этого чуда.Да, моё дело – лишь часть той колоссальной работы, которую проводит замечательная семья моей ученицы. Я лишь музыкальное занятие среди ее занятий в бассейне, ипотерапией, массажами, английским и т.д… Но все мы, кто живет в этой картине жизни маленькой девочки, расцвечиваем и радуем ее. И особенно радостно, что меняем качество жизни ребенка, а она – душу каждого из нас.Не бойтесь работать с особенными детьми. Поверьте, это очень важно и для вас.
Обнимаю, всегда ваша А. Б.
2 минуты
18 декабря 2022