Найти тему
149,3 тыс подписчиков

Своеобразной формой рельефа Якутии среди всяких аласов, булгунняхов и булуусов я бы назвал суолы - для "дорог" в них слишком уж много нюансов.


Асфальт тут редок, а дождь может на несколько дней отрезать от мира дальние наслеги. На джипах, буханках, грузовиках, едущих издалека, висит по несколько запасных колёс, а что бывает, если ездить в одиночку, рассказывает фильм "Чёрный снег". Но главное в суолах - пыль, оседающая так медленно, что там, где машины ездят хотя бы раз в 10 минут, она висит почти непрерывно.

Каким-то образом её держит соль, которой суолы, в отличие от дорог, посыпают летом. Но 2/3 года суолы покрывает снег, лёд заменяет мосты, а Республику до самых Чокурдаха или Саскыалаха опутывают зимники. Летом же якутянин так счастлив жизни без риска околеть, что пыль и ухабы - мелочь.

На мерзлоте дорогам нужны сложные насыпи и дренажи, да и о градостроительстве на ней я ещё напишу отдельно. Главной проблемой Якутии я бы назвал транспорт, а точнее - цены на него: при Советах якуты слыли "самым летающим народом мира", но теперь добраться в какой-нибудь дальний райцентр выйдет тысяч 25 в одну сторону. Лететь 3-4 часа над одним регионом - легко ли в такое поверить?! Жизнеобеспечение в таких условиях требует огромных затрат, и по федеральным дотациям Якутия - регион №2 после Дагестана.
1 минута
1851 читали