18 подписчиков
(продолжение)
Все "воспитание" детей заключается в том, чтобы мы с вами отражали. Отражение - это ваша реакция на действие другого. Отражение - это когда ребенок измазал все вокруг в каше и вам нормально, вы улыбаетесь - вы отражаете и ребенок это видит, как в зеркале, понимает, что "то, что я делаю - этому есть место" и мир реагирует улыбкой. Отражение - это когда вас стукнул ребенок и вам больно, ваше лицо, вскрик, движения - отражают поведение ребёнка, он видит и понимает, что происходит что-то другое, отличное от "повседневного" поведения мира.
Секрет в том, что вся работа психолога заключается лишь в отражении и контейнировании клиента. То, что я и предлагаю делать родителям по отношению к детям. Будьте психологом вашим детям. Вы наблюдаете, чувствуете как вам "с этим" проявлением и соприсутствуете или фасилитируете, то есть создаёте для эмоций ребенка некий контейнер - место, где он может "выговориться", поплакать, посмеяться, позлиться, поворчать. Место, где он будет принят безоценочно. Но ещё раз, если вас "бомбит", когда вам например "плачут в жилетку", отражение будет соответствующим, послание для ребенка будет таким: "не жалуйся, когда тебе больно". Но и это тоже вариант существования, не ищите какой-то идеальный вектор воспитания, его нет. Просто будет здорово, если мы будем чуть меньше заложниками социальных установок.
Поэтому, в своей психологической практике я больше не работаю с детьми, только со взрослыми. Если честно, я больше не понимаю, что делать с детьми ) Ко мне приходит взрослый и говорит, что ребенок "застенчивый" и трудно находит друзей. Я задам вопрос маме - что происходит с вами, когда ребенок проявляется так? Ведь застенчивость для кого-то не повод обращаться за помощью, а кого-то здесь триггерит. Для меня застенчивость - дар, сейчас меня окружают единицы близких людей и мне хорошо. "У моего младенца атопический дерматит, ничего не помогает". Я спрошу, что происходит с мамой в тот момент, когда она видит эти высыпания на коже. Что ей хочется сделать? "Полечить, прикоснуться, погладить, разодрать и т.д." И отталкиваться от этого. Поймите, это не обвинение, это так работает: наши дети - это наши симптомы. Все взаимосвязано и - можно работать со стороны ребенка, а можно работать и с нашей стороны, стороны взрослого. То и то - путь, вопрос лишь во времени и качестве.
Все дети правильные, и мы с вами правильные, и мы можем это знать только через отражение, через то, как с нами обращаются другие.
2 минуты
18 ноября 2022