50 подписчиков
Лиды должны уметь говорить на языке бизнеса
На самом деле при работе на мой взгляд важно объяснять всё на языке бизнеса. Я собаку съел на защите технического отдела за последние годы. Но просто бизнес не понимает "сложно", "плохо", "техдолг" нужно рефакторить. Аргументация должна быть конкретной в терминах бизнеса, а для этого надо понимать бизнес. Не нужно чувствовать себя самозванцем "если я не могу писать систему без багов, то я не профессионал". Современные системы настолько сложны, и иногда на их разработку дают так мало времени, что баги и проблемы проекта — это неизбежность. Где нужно соблюдать баланс, чтобы система не разваливалась, но при этом и фичи не разрабатывались месяцами.
Просто когда бизнесу говорится, что плохо скажем "прототип брать в продакшен". Нужно объяснять, что потом замена кнопки в этой фиче или же изменение картинки, или что-то что вероятно возникнет "займёт месяц". А это уже и в деньгах, и в прочем вполне выражается. И что принимающий решение, должен взять на себя ответственность за это решение, чтобы потом лид спокойно сказал: "я об этом говорил, и теперь вам нужно выделить 3 недели на сокращение техдолга". Без общения с бизнесом на языке бизнеса работу не построишь)
Тоже самое про фичи и альтернативные реализации. Скажем что-то сделать сложно или тупо в рамках системы (такое бывает часто), но если вы хотите "продать бизнесу идею", то нужно предложить бизнес альтернативу решающую ту же проблему. Тогда бизнес готов будет обсуждать. Так как тезис "это делать сложно", если бизнес думает что функция очень важная — не работает. А вот "это делать сложно, но вот это делает почти тоже самое, но делается быстро и ничего нам не ломает" — это обсуждаемо. Причём не надо ставить под сомнение разумность бизнес требования "пользователи так не делают". Обычно бизнес по аналитике, опыту или ещё чему-то в курсе, что пользователи так делают. Поэтому и возникло такое продуктовое требование.
Просто не понимая логику бизнеса и говоря на языке технарей очень тяжело защищать стабильность системы, сроки, идеи и т.п. Для того, чтобы бизнес понял, лучше всего либо предложить альтернативу, либо посчитать в деньгах. И важно понимать, что в случае некорректного решения ответственность должна быть на бизнесе, а вот если вы предложили альтернативу — ответственность на вас. И нельзя её избегать. Лид должен брать на себя ответственность, за идеи того что он защищает, чтобы иметь возможность договариваться. Иногда это будут ошибки. И это тоже нормально, так как никто не идеален. Но с опытом ошибки будут реже, а с бизнесом будет настроен именно диалог. Решает бизнес — его ответственность (если лид говорил "не надо"), решает лид — его ответственность. И проект движется в здоровом ритме, нормальной атмосфере и в среднем в таком диалоге получается лучше и быстрее, чем в монологе бизнеса или монологе технарей :)
2 минуты
14 ноября 2022