Найти тему
36,8 тыс подписчиков

Давно собиралась написать об индустриальном неприятном - вот, кажется, собралась. Пора поговорить об эксклюзивных правах и недостатках такого подхода.


Я, как многие заметили, уже некоторое время ношусь с романами Аси Володиной "Протагонист" и "Часть картины". Первый вышел в бумаге в Редакции Елены Шубиной, второй - в сервисе "Строки МТС". А вот электронные и аудио-права на обе книги находятся в эксклюзиве в "МТС". В переводе на русский это означает, что если ты хочешь прочесть Володину в электронке или прослушать ее книги, пока едешь на работу, ты должен быть подписчиком "Строк" - ни на "Литресе", ни где-либо еще ты этого сделать не можешь. Можно, кажется, не платить полную подписку (я уже оплатила, поэтому не могу разобраться), а оплатить одну книгу, но читать ты ее все равно будешь в МТС-овском приложении - пока, скажем деликатно, довольно несовершенном (сервису два месяца, надеюсь, все огрехи будут исправлены в ближайшее время).

Но вернемся к Володиной - я очень трепетно слежу за тем, как публика реагирует на моих любимцев, и вот в случае с "Протагонистом" и "Частью картины" я с огромным сожалением вижу очень быстрое затухание сигнала. Блогеры и критики если пишут, то только про "Протагониста" (потому что в РЕШ пиаром занимается великая Татьяна Стоянова), и то все меньше, читательских отзывов кот наплакал.

В результате автор, которая могла бы быть новой (второй) Верой Богдановой, то есть занять место в нише "молодая талантливая писательница, о которой много говорят и пишут", уходит в тень. Микро, извините за выражение, инфлюэнсеры (а именно их роль в продвижении книги ключевая, как показывает практика) Володину читают меньше, чем могли бы, и реагируют хуже.

Конечно, можно предположить, что во время войны новые имена хуже запоминаются и вообще не до книг нам теперь. Скорее всего, по крайней мере отчасти так и есть - Богдановой посчастливилось состояться как писательнице еще в мирное время (отец рассказывает - простите за лирическое отступление - что моя прожившая довольно длинную жизнь и умершая в конце 1960-х годов прабабушка "мирным временем" называла только годы до 1914-го). Но, боюсь, что на этом тревожном фоне "эксклюзив" в МТС тоже сыграл свою зловещую роль.

Книг много, причем много, что называется, "на руках" - в домашних библиотеках, в сети и т. д. Как результат любой - даже самый незначительный - барьер, отделяющий конкретную книгу от читателя, сокращает вероятность того, что читатель прочтет именно эту книгу. Нельзя прочесть/прослушать так, как удобно, в привычном приложении, в понятном интерфейсе, на удобном девайсе? Окей, не больно-то и хотелось, как-нибудь потом - ну, или вообще чем-нибудь другим займемся.

Я отлично понимаю логику МТС, пытающегося собрать максимум уникального, не доступного на других площадках контента. Но а) не уверена, что логика эта верная, б) решительно не понимаю, зачем на это соглашаются авторы, в) не думаю, что это хорошо для читателя.
Давно собиралась написать об индустриальном неприятном - вот, кажется, собралась. Пора поговорить об эксклюзивных правах и недостатках такого подхода.
2 минуты
4002 читали