11 подписчиков
Размышления о стабилизации уровня госдолга и бюджетном правиле
• Основываясь на уравнении выше, определяющем траекторию госдолг / ВВП, мы попробуем обосновать следующие тезисы:
i) бюджет в 2023-25 гг. должен консолидироваться быстрее, иначе к долгосрочному равновесию экономика придет с высоким отношением госдолг / ВВП
ii) бюджетное правило должно закладывать структурный баланс > 0
iii) Минфин не должен бояться занимать в ОФЗ-флоатерах, если полагает, что r* (долгосрочная реальная ставка в экономике) вырастет мало или не изменится
Что говорит нам Минфин**?
• Бюджетное правило основывается на следующем утверждении:
'арифметическое условие стабилизации уровня госдолга: структурный первичный баланс = равновесная % ставка "−" рост экономики'
💡На самом деле всё сложнее и утверждение требует важных оговорок:
i) речь должна идти о реальной ставке r₉ₒᵥ, по которой будет обслуживаться госдолг, а она включает в себя премию над r
ii) если ограничивать первичный структурный баланс нулем, как это делает Минфин, то в долгосрочном равновесии условие для стабилизации госдолга соблюдаться не будет
Что может пойти не так?
• Реальная равновесная ставка в экономике будет выше потенциального роста: r* > g*, и тем более r*₉ₒᵥ > g* =>
💡При соблюдении ограничения структурного баланса нулём в долгосрочном равновесии соотношение госдолг / ВВП будет расти экспоненциально (с темпом r*₉ₒᵥ − g*)
=> структурный баланс должен поддерживаться положительным
❔Если же Минфин не собирается поддерживать структурный профицит бюджета и всё-таки верит в то, что в новых условиях r* вырастет незначительно и r*₉ₒᵥ − g* < 0, то почему бы не начать занимать в ОФЗ-флоатерах уже сейчас?
Что двигает r* вверх в новых условиях?
i) растущая волатильность: отсутствие механизма экранирования динамики цен на нефть, ослабление каналов трансмиссии ДКП и т.д.
ii) новое бюджетное правило: 8 трлн руб. базовых нефтегазовых доходов – это сильно больше, чем предполагало бы прошлое бюджетное правило
1 минута
14 октября 2022