Найти тему
55,3 тыс подписчиков

Вчера и завтра Софии Лорен.

«Пути проката неисповедимы. В одном и том же году мы увидели Софию Лорен в фильмах «Ключ» и «Вчера, сегодня, завтра», где она была такой разной, что оставалось предположить: Лорен сознательно демонстрирует нам свое умение быть и очень плохой и очень хорошей актрисой.
В «Ключе», насквозь надуманной, фальшиво-многозначительной мелодраме, невозможно узнать в статичной, холодной, не имеющей никаких корней женщине темпераментную, жизнерадостную, боевую итальянку из первой новеллы «Вчера, сегодня, завтра». Между этими двумя актерскими работами лежит как бы пропасть, мостом через которую может быть лишь талант и профессионализм.
Так в чем же дело? Неужели актриса одолела это расстояние всего лишь в течение одного года? Нет. Между фильмами «Ключ» и «Вчера, сегодня, завтра» лежит почти десятилетний творческий путь актрисы. Первый сделан еще в 1958 году, когда София Лорен была ординарной «звездой», разменивавшей свою оригинальную красоту на участие в голливудских и европейских фильмах, создавая там образы, предельно далекие от единственного, по-настоящему знакомого ей типа итальянки из бедных кварталов, откуда вышла и она сама.
И только тогда, когда актриса поняла, где ее призвание, и снялась у режиссера Витторио де Сика в таких глубоко национальных картинах, как «Чочара», «Боккаччо 70», «Вчера, сегодня, завтра», «Брак по-итальянски», она действительно стала актрисой мирового класса.
И вот недавно западные газеты запестрели заголовками:
«Спасет ли Софию Лорен искусство от отчаяния?»
«Сможет ли она после такого потрясения снова появиться на экране?»
«Не расстались ли мы навсегда с прежней, жизнерадостной Лорен?»
Дело было в том, что актриса закончила работу в фильме Франческо Рози «Жила-была однажды...» совсем больной. Она ждала ребенка, и ей был предписан полный покой, но чувство ответственности заставило актрису довести съемки до конца. Это оказалось роковым. София Лорен потеряла надежду когда-либо стать матерью, что было ее давнишней мечтой. Болезнь, нервное потрясение, близость к отчаянию, казалось, готовы были сломить ее. Однако...
— Работа исцеляет все мои недуги,— говорит актриса.— Это — лучшее лекарство от всех горестей и разочарований. В каждой новой роли я волнуюсь, как при дебюте, хотя, казалось, мой опыт должен был бы лишить меня этих ощущений. Я одержима своей работой. Играть для меня — это жить!
София Лорен вернулась на экран в комедии Эдуардо де Филиппо «Призраки», фильме по пьесе ее любимого автора. Она вспоминает, что с двенадцати лет мечтала сыграть Филумену Мартурано. И мечта осуществилась. Незабываемый образ, созданный актрисой в «Браке по-итальянски»,— одно из лучших ее достижений. Советские зрители высоко оценили эту работу, отмеченную жюри IV Московского фестиваля призом за лучшую женскую роль.
Актриса сожалеет, что режиссером нового фильма является не Витторио де Сика, с кем она сработалась на протяжении многих лет, а Ренато Кастеллани; партнером же — не привычный Марчелло Мастроянни, занятый в другом фильме, а Витторио Гассман. Тем не менее актриса с нетерпением ждала начала съемок. Она знала, что только работа спасет ее от депрессии. И не ошиблась. Участники картины рассказывают, что София Лорен вышла из этого испытания победительницей. Она обрела прежний динамизм, прежний темперамент, прежние повадки Чочары.
Действие «Призраков» происходит в Неаполе и его окрестностях. Это веселая сатирическая пьеса, которую, как и другие произведения Эдуардо де Филиппо, можно назвать «комедией нравов». Она изобилует забавными приключениями. Вот одно из них: жуликоватый домовладелец сдает супружеской паре (ее-то и играют Лорен и Гассман) почти задаром свой дом, о котором идет дурная слава, что в нем водятся призраки и где никто не хочет селиться. Разбитная, веселая неаполитанка-жена ловко использует это обстоятельство. Ей удается убедить своего напыщенного фанфарона-мужа, что новая обстановка, которой она украсила дом,— дело рук призраков, тогда как эти вещи куплены на деньги любовника..." (Гончарова А. Вчера и завтра Софии Лорен // Советский экран. 1968. 3: 15).
Вчера и завтра Софии Лорен. 	«Пути проката неисповедимы.
3 минуты
139 читали