60,2 тыс подписчиков
В этот день 99 лет назад (8 февраля 1924 г.) в Баку началось движение электрического трамвая, пришедшего на смену вагонам на конной тяге. Последние были запущены в апреле 1889-го по инициативе промышленника Гаджи Тагиева. Примечательно, что в отличие от большинства городов Российской империи, где действовал аналогичный транспорт, в Баку пассажирам запрещалось курить.
В общей сложности действовало пять маршрутов. Некоторое время по одному из них курсировал паровой трамвай. Однако его впоследствии заменили на конку.
Журнал «Русский вестник». — СПб., 1892 (ноябрь). — С. 47:
«С Бакинского вокзала ходит паровая конка до самой конторы Нобеля, а от вокзала до города — простая конка».
Журнал «Известия Электротреста Центрального Района». — М., 1924. — №1 (январь). — С. 22:
«Весною прошлого года решается вопрос о постройке нового трамвая в Баку, первого за последние десять лет, и в апреле Баксоветом и ЭТЦР заключается договор на передачу последнему всей работы по электростроительству и полному оборудованию нового трамвая... Сейчас ЭТЦР устанавливает в Баку первую подстанцию и в ближайшее время пустит частичное трамвайное движение. Бакинский трамвай, по-видимому, является первой ласточкой в новом трамвайном строительстве Республики. Сейчас ЭТЦР ведет переговоры о постройке новых трамваев в разных других городах СССР».
В 1920-х бакинскую «железку» электрифицировали и к 1939 году ее общая протяженность превысила 110 км. Начиная с 1960-х трамвайная сеть постепенно сокращалась. На смену ей пришли метро и автотранспорт. Последние рельсы демонтировали в 2004 году.
© Изображения – public domain: №1 – Бакинская конка, 1895 г., №2 – Запуск первого трамвая в Баку, 8 февраля 1924; №3 – Трамвай на привокзальной площади Баку, конец 1920-х; №4 – Трамвай в Баку, 1987 г.
1 минута
8 февраля 2023
2834 читали