549 подписчиков
Франция, как сторона, организующая Всемирную выставку 1900 года, представила интереснейшие произведения архитектуры: Лионский вокзал и вокзал Орсэ (ставший потом музеем), мост Александра III, Большой и Малый дворцы.Оказавшись в Париже, ни один русский не упустит шанс пройтись по легендарной переправе через Сену, ведь мост Александра III для них, это как милый островок родины в чужом краю. Для остальных, по приданиям, он является символом взаимной любви, уносящей в страну счастья на крыльях золотых пегасов, гарцующих на четырех колоннах. Для этого паре надо лишь обменяться поцелуем, а учитывая, что Париж, это город любви, можно не сомневаться – примета обязательно сработает.Первый камень в основание моста был заложен в 1897 году сыном русского царя Александра III – Николаем II, который стал последним монархом Российской империи. Самое забавное, что на торжественной церемонии играли Марсельезу – французский гимн, и российскому самодержцу пришлось снять головной убор. Парадокс еще и в том, что это музыкальное произведение позже стало гимном революционеров.Идея увековечить память венценосного отца в сердце французской столицы появилась у Николая неспроста. В то время наблюдалось укрепление политических и экономических связей между Россией и Францией, что привело к заключению франко-русского союза (1891-1917 г.г.). Подобный альянс был выгоден обеим сторонам, а потому державы вкладывали в него не только силы, но и душу.
Чтобы подчеркнуть по-братски теплые отношения, президент Франции Феликс Фор отдает приказ своим архитекторам спроектировать похожий мост через Неву в Петербурге, а затем сам присутствует при закладке краеугольного камня. Возводились обе постройки синхронно, и действительно имеют много общего.Мост Александра 3 в Париже был завершен за три года, и на его табличке выбиты даты 1897 – 1900. На открытии присутствовали важные лица обоих государств, среди которых Феликс Фор и российский посол Л. П. Урусов.Поскольку знаменитая переправа служит связующим звеном между историческими местами города: Елисейскими полями и Домом инвалидов, по нему ежегодно проходят миллионы туристов и местных жителей. Особенно многолюдно тут становится 14 июля – в годовщину взятия Бастилии.Одноарочный мост Александра 3 впечатляет скорее изысканностью, чем роскошью и напыщенностью. На границе двух миров как раз происходила смена стилей, и архитекторы старались уйти от броского рококо и строгой готики. Особенно модным в конце XIX и начале XX стало направление ар-нуво (новое искусство), а потому и выставка 1900 года прошла под его покровительством.Новомодный стиль отличается уходом от острых углов в пользу мягких, плавных, естественных линий. Это было время экспериментов, поиск интересных решений, новаторства. И все же для парковой архитектуры еще остаются свойственны черты прежних школ.
Стоит посмотреть на мост Александра 3, и в нем можно угадать отголоски барокко, выраженного в величии образов, смешение реальности и иллюзии. Проглядывают тут и следы итальянского ренессанса с его античными формами, симметрией, колоннами, пилястрами, божественными образами и ажурной резьбой.Чтобы не перекрывать вид на Елисейские поля, мост решено было поднять на высоту 6 м, что стало более чем смелым новаторством. Длину он имеет 107,5 м с шириной 33,5 м., и это наряду с тем, что в промежутке нет дополнительных укреплений опорами. Пролет был важным условием при составлении плана, ведь под ним должны были проходить суда. Нависшая над рекой арка придала конструкции воздушность, легкость и невесомость.
Проект столь утонченного сооружения столицы разрабатывало то же бюро, что и Эйфелеву башню, хотя внешние различия в конечном результате радикальные. Все элементы делали в заводских цехах Ле Крезо, а гигантские баржи аккуратно доставляли их к месту установки.Работу над проектом возглавили инженеры Альби и Резаль. Не имея высоких технологий сегодняшнего образца, французам в очередной раз удалось воплотить в жизнь настоящий шедевр, который в 1975 г. превратился в историко-культурный объект, охраняемый государством.
3 минуты
7 февраля 2023