Сила культуры. 1941-1945

Лого Дзен
Сила культуры1941-1945

История о том, как искусство становилось опорой, олицетворением стойкости и символом победы

Прочувствовать

Музыка

Во время Великой Отечественной войны музыка была ключевым элементом в жизни советских людей. Она поддерживала моральный дух мирного населения, воодушевляла солдат и символизировала силу нашего народа.

Музыка каждый день объединяла людей на фронте и в тылу, напоминала о мирной жизни и о том, за что стоит бороться

Военные песни

1

«Священная война»

«Вставай, страна огромная!»
— с первой строчки и первых нот песня вела в бой. Она была написана спустя два дня после начала войны поэтом Василием Лебедевым-Кумачом и композитором Александром Александровым

1941

Сначала «Священную войну» считали слишком трагичной: в ней пели не о скорой и легкой победе, а о тяжелой битве насмерть. И только с 15 октября 1941 года, когда немецкие войска захватили Калугу, Ржев и Калинин, песню стали включать каждое утро после боя кремлевских курантов по радио

2
1942

«В землянке»

Ее написал военный корреспондент Алексей Сурков. После одного из боев, когда поэт вместе с солдатами выбралcя из окружения, он отдыхал в землянке и писал. Так родились стихи, которые он отправил своей жене в письме. Через год Константин Листов взял у Суркова текст и наложил на свою уже написанную музыку

Песня стала народной. Ее полюбили и фронтовики, и обычные жители. Когда на фронт приезжали артисты с концертами, именно эту песню солдаты просили исполнить для поднятия духа.

И никакая цензура не смогла это изменить: в один момент песня пропала из радиоэфира. Оказалось, всему виной слишком пессимистичная строчка «а до смерти — четыре шага». Суркову даже предлагали переписать стихи, но корреспондент отказался, и песня сохранила свой первозданный вид

3
1943

«Темная ночь»

Написана в 1943 году для фильма «Два бойца».

Режиссер Леонид Луков пытался естественно снять солдата, который пишет письмо. После нескольких неудачных попыток он решил заменить сцену с письмом на исполнение песни

Эту песню исполняли и записывали более 30 российских исполнителей. Но классической и самой любимой считается искренняя и душевная версия Марка Бернеса

А вот когда записывали песню в исполнении Ивана Козловского, первая матрица пластинки пострадала от слез работницы завода. Женщина растрогалась, пока слушала композицию, поэтому «Темная
ночь» вышла только со второй
матрицы

Военный хор имени
А. В. Александрова

1941-45

Об ансамбле

Ансамбль песни и пляски Российской армии имени А. В. Александрова был основан в 1928 году. Министр обороны того времени К. Е. Ворошилов лично попросил Александра Васильевича Александрова создать военный хор. Фронтовой корреспондент Я. Ган и даже Уинстон Черчилль называли ансамбль «поющим оружием» Кремля

Первое выступление во время войны

26 июня 1941 года на Белорусском вокзале одна из не выехавших еще на фронт групп Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнила «Священную войну».

В память об этом выступлении на фасаде Белорусского вокзала была установлена мемориальная доска

Выступления на фронте

Во время Великой Отечественной войны ансамбль гастролировал на передовой и за четыре года не раз попадал под обстрелы и выходил на сцену ползком.

На его счету более 1500 выступлений. Они помогали советским солдатам забыть о страхе и — хотя бы ненадолго — о тяготах войны.

Есть мнение, что Сталин был крайне впечатлен хором, и поэтому поручил Александрову написать музыку для советского государственного гимна

Ленинградская
филармония

Начало войны и эвакуация

С июня артисты филармонии выступали в составе концертных бригад на кораблях Балтийского флота и на Ленинградском фронте.

В августе 1941 года филармония по решению правительства была эвакуирована в Новосибирск

1/5
Ленинградская
филармония

Жизнь во время войны

Филармония работала в эвакуации в Новосибирске и соседних городах, в подразделениях Дальневосточного, Воронежского, Брянского, Карельского и Ленинградского фронтов и в блокадном Ленинграде.

В военное время филармония не только не прекратила свою работу, но и увеличила объем выступлений — насчитывают больше 2400 концертов

2/5
Ленинградская
филармония
1942

Симфония №7 Шостаковича

Шостаковичу неоднократно предлагали эвакуироваться, но, несмотря на эти предложения, композитор остался в осажденном Ленинграде. С первых дней войны композитор начал работать над сочинением

3/5
1942
Ленинградская
филармония
1942

Симфонию исполнили 9 августа 1942 года в Большом зале филармонии. К этому дню командующим Ленинградским фронтом приказали огневым ударом подавить вражескую артиллерию, чтобы канонада не мешала слушать музыку.

Дата исполнения выбрана неслучайно. Именно в этот день немцы планировали полностью захватить Ленинград. Главнокомандующим их армии даже раздавали пригласительные в ресторан «Астория». Но вместо этого они встретили ответный огонь и раскаты «Ленинградской» симфонии

4/5
1942
Ленинградская
филармония
1944

Возвращение домой

В сентябре 1944 года филармония вернулась в Ленинград, первое выступление оркестра в Большом зале филармонии прошло 29 октября 1944 года. Возобновили и абонементные концерты, один из таких прошел 9 мая 1945 года, в день Великой Победы

5/5
1944
1/5

Московская государственная
консерватория
им. П. И. Чайковского

1941

Солдаты из консерватории

В первые месяцы из студентов и профессоров МГК было сформировано подразделение, вошедшее в состав 8-й Краснопресненской дивизии народного ополчения.

Многие солдаты-консерваторцы погибли в том же месяце в сражении с фашистами под городом Ельня

Библиотека консерватории

Музыкальная библиотека МГК получила статус руководящей научной библиотеки. Она обеспечивала учебный процесс и выдавала фронтовым бригадам необходимую для выездных концертов литературу, а нотные партии из партитур выписывались библиотекарями вручную

Жизнь на два города

Московская консерватория разделилась на две части: одна переехала в эвакуацию в Саратов, другая осталась в Москве. Музыкальная, творческая и учебная жизнь Московской консерватории полностью не замирала, несмотря на отсутствие многих профессоров, трудности быта и отсутствие регулярных занятий. Педагоги и студенты продолжали занятия на чистом энтузиазме

На круги своя

С конца января 1942 года Московская консерватория начала возвращаться к обычной жизни. В Большом и Малом залах стали регулярно проводиться концерты, в некоторых учебных аудиториях педагоги как раньше занимались со своими студентами

Симфония №5

Одно из главных сочинений Сергея Прокофьева: монументальное, драматичное, написанное в героико-эпических традициях русской симфонической музыки. В 1946 году за Пятую симфонию Прокофьева наградили Сталинской премией первой степени.

Симфония №5 была впервые исполнена 13 января 1945 года в Большом зале Московской консерватории Государственным симфоническим оркестром СССР, за дирижерским пультом был сам Прокофьев

1942-45
Московская
филармония

Тысячи концертов в тылу и военных частях

В годы войны Московская филармония не прекращала работать ни на день. С 23 июня начались и военно-шефские выступления.

Коллектив давал концерты для призывников во всех районах столицы: около 3500 концертов за первые семь недель

1/5
Московская
филармония
1942

Московская премьера Седьмой симфонии Шостаковича

29 и 30 марта в Колонном зале Дома Союзов прошла премьера Ленинградской симфонии Шостаковича. Ее исполнил объединенный оркестр Большого театра и Всесоюзного радиокомитета под управлением Самосуда

2/5
1942
Московская
филармония
1944

Артисты филармонии на северном флоте

Филармония сформировала концертную бригаду во главе с Ниной Емельяновой и лектором Иваном Ремезовым. Они проводили на флоте лекцию-концерт «Декада русской классической музыки», тематические концерты в летных частях и на аэродромах. Также лекции по истории музыки проходили на учебных воинских сборах

3/5
1944
Московская
филармония
1944

Концерты к открытию второго фронта

Самым значительным культурным событием лета 1944 года стали два филармонических вечера в Зале Чайковского, организованные Всесоюзным Обществом Культурной Связи с заграницей. На этих выступлениях лучшие музыканты Советского Союза исполнили музыку английских, американских и советских композиторов.

Солисты филармонии: Дмитрий Шостакович, Давид Ойстрах, Мария Максакова, Сергей Лемешев. Дирижировали Сергей Прокофьев, Николай Аносов и Александр Орлов

4/5
1944
Московская
филармония
1945

Концерт в День Победы

В 2 часа 10 минут 9 мая 1945 года Юрий Левитан зачитал по радио Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии и Указ Президиума Верховного Совета СССР об объявлении 9 мая Днем Победы.

Центральные площади Москвы спонтанно превратились в концертный зал под открытым небом. На Манежной выступал Государственный симфонический оркестр СССР. А на площади Маяковского выступали солисты филармонии — пианисты Нина Емельянова и Юрий Брюшков, актер Эммануил Каминка и другие

5/5
1945
1/5

Изобразительное искусство

Изобразительное искусство в военное время показывало героизм советской армии, воодушевляло солдат и вдохновляло на сопротивление врагу.

Основной упор был на плакаты и агитационные листовки, но и классические формы не отставали. Художники писали картины, создавали скульптуры и монументы, которые были и остаются главными символами Великой Отечественной войны

Военный плакат

1

Развитие жанра
в двух этапах

Первые два года войны плакаты были драматичными, трагичными, с наглядными образами, которые демонстрировали все ужасы войны и фашистских войск. Цель этих агитплакатов — поднять боевой дух армии, пробудить в людях патриотизм и призвать к труду в тылу

Родина-мать зовет!

Один из самых известных военных плакатов. Как вспоминал художник Ираклий Тоидзе, его жена вбежала к нему в мастерскую тем самым утром с криком, что война наступила. Ее выражение лица поразило художника, и он сказал: «Стой так и не двигайся»

Так появилась
«Родина-мать»

Воинственная женская фигура, тревожное, но при этом решительное лицо. Одна рука поднята вверх и как бы призывает идти, чтобы подавить врага, вторая держит текст военной присяги. А за ее спиной — плотный ряд штыков. Это защитники Отечества, которые уже вышли в бой

Воин Красной Армии, спаси!

На плакате В. Г. Корецкого изображена женщина, которая прижимает к себе ребенка. На них направлен окровавленный штык со свастикой.

Плакат сделан в двух цветах — черном и красном. Последний выделяет только оружие врага: этим художник подчеркнул кровавую сущность фашистов

Один из самых эмоциональных плакатов войны

Его отпечатали тиражом более чем в 10 миллионов экземпляров. Позже его изображали на листовках, открытках, конвертах — он был повсюду.

Капитан гвардии Иван Кузьменко написал в «Правду»: «...мне пришлось побывать в окопах, блиндажах... Везде я видел ваш плакат»

2

Вторая волна

С 1943 года, после перелома в ходе войны, у советских плакатов меняется настроение. Работы художников пронизаны оптимизмом, иронией, иногда и насмешкой над врагом.

Фашисты изображаются маленькими, на плакатах всё чаще видны лозунги «Дойдем до Берлина»

Карикатуры Кукрыниксов

Одна из их знаковых работ — «Потеряла я колечко». На ней изображен причитающий Гитлер в платке на фоне карты, где мы видим кольцо из свастик. Оно означает 22 дивизии, которые были окружены и ликвидированы советскими войсками во время Сталинградской битвы

Карикатуры Кукрыниксов

Их работы считались серьезным идеологическим оружием.

Поэтому знаменитых карикатуристов вместе с диктором Юрием Левитаном Гитлер внес в расстрельный список

Дойдем до Берлина!

Улыбающийся боец поправляет сапог на фоне колонны советских войск, которая движется на Запад.

«Дойдём до Берлина!» — гласит плакат. И, судя по лицу солдата, нет сомнений: они дойдут!

Не образ, а реальный герой

На плакате Леонид Голованов изобразил снайпера Василия Голосова. К июню 1943 года на его личном счету значилось 422 уничтоженных гитлеровца, из них 70 были снайперами. Художник писал бойца по фотографиям, которые печатались в газетах

Не образ, а реальный герой

Василий Голосов не успел увидеть себя на плакате, который так предвещал победу. Он погиб в бою 16 августа 1943-го.

Но благодаря художнику Голованову герой обрел бессмертие в образе солдата-победителя и продолжил укреплять боевой дух других солдат

Соцреализм

Развитие направления

Соцреализм как течение официально был обозначен в 1934 году писателем Максимом Горьким. Главная его цель — идейное воспитание человека в духе социализма, изображение действительности в ее революционном развитии.

Соцреализм стал основным художественным направлением в культуре военных лет

Соцреализм и война

Они идеально накладывались друг на друга, ведь соцреализм предполагал:

1. Развитие патриотизма и демонстрацию героизма.

2. Идеализацию действительности: как непоколебима вера в людей, как много сил у солдат.

3. Пропаганду: произведения призывали к борьбе с врагом, укрепляли моральный дух людей

Военная скульптура

«Портрет Зои Космодемьянской»

М. Г. Манизер

Скульптура создавалась по снимкам от матери Зои и посмертным фотографиям из газет. За эту работу Манизер был удостоен второй Сталинской премии. Оригинальную скульптуру 1942 года вы можете увидеть в Государственной Третьяковской галерее

«Непокоренная»

Е. Ф. Белашова

Хрупкая женщина в потрепанной одежде, чье юное лицо выражает стойкость и решимость. Она выглядит как автопортрет скульптора.

Екатерина потеряла мужа в 1941 году и осталась с сыном на руках. Но не отчаялась и, как многие женщины тех лет, стойко противостояла утратам и ужасам войны

«Мать»

В. В. Лишев

Пожилая женщина склонилась над телом неизвестного юноши-бойца. Рукой она дотрагивается до его лба в надежде, что солдат еще жив. Но скорбь на ее лице дает понять: парень мертв.

Работа входит в серию «На улицах Ленинграда в дни блокады»

Кино

Кино, как и другие сферы искусства, не замерло в военном периоде. Наоборот, кинопроизводители работали изо всех сил.

Документалисты жили и снимали под пулями, чтобы показывать реальное лицо войны. Операторы работали и в тылу: снимали на камеры, как работали на нужды армии и страны дети, женщины и все, кто не мог пойти на фронт.

Художественные фильмы работали с образным мышлением зрителей и их эмоциями. Они показывали жизнь людей в условиях войны и вдохновляли зрителей на борьбу с врагом

Документальное
кино

Операторы на фронте

Хронику Великой Отечественной войны фиксировали на кинопленки сотни операторов. Студенты и опытные мастера снимали пекло боев, жили под пулями, боролись с морозами. От последних страдали не только люди, но и аппаратура, которая ломалась от низких температур.

Советские документалисты создали уникальные киножурналы, запечатлели ужасы войны и показали в своих работах весь героизм солдат

1/5
Документальное
кино
1942

«Ленинград в борьбе»

Роман Кармен, Николай Комаревцев, Валерий Соловцов, Ефим Учитель

Первый советский фильм о блокаде Ленинграда. Более 20 операторов снимали жителей, тянущих гробы с близкими, раздачу хлеба по карточкам, дежурства на крышах во время бомбежек.

Первую версию фильма не одобрили ленинградские чиновники: сказали, получилось слишком страшно. Поэтому Роман Кармен приехал из Москвы, доснял несколько кадров на место вырезанных жутких сцен и добился, чтобы ленту приняли и выпустили

2/5
1942
Документальное
кино
1942

«Тебе, фронт!»

Дзига Вертов

Фильм рассказывает о том, как трудились на полях и в штольнях граждане Советского Казахстана.

Дзига Вертов — один из основателей документального кино в СССР. Поэтому неудивительно, что во время войны режиссер активно снимал фильмы о фронте и жизни в тылу

3/5
1942
Документальное
кино
1943

«Сталинград»

Леонид Варламов

Уникальный фильм, по которому можно проследить весь ход Сталинградской битвы от начала до конца.

Одно из новшеств фильма — кадры из кинохроники, захваченной у противника. Сразу после освобождения города операторы искали немецкую кинохронику и затем монтировали ее в фильм. Поэтому в финале зрители видят кадры из трофейной пленки немцев, а следом — сцены, снятые советскими операторами, где остатки фашистских войск сдаются в плен

4/5
1943
Документальное
кино
1945

«Берлин»

Юлий Райзман

Хроника штурма Берлина во время наступательной операции на город в конце Второй мировой войны. Более 40 военных операторов в разных точках Берлина фиксировали последние бои с гитлеровской Германией.

Вся работа заняла 18 дней. Закадровый текст для фильма прочитал Леонид Хмара, на фоне звучали произведения Дмитрия Шостаковича. Именно эта картина открыла Каннский кинофестиваль в 1946 году

5/5
1945
1/5
;

Первый «Оскар» СССР

«Разгром немецких
войск под Москвой»

Илья Копалин, Леонид Варламов

Большой документальный фильм с особенной историей.

Сталин лично заказал у Госкино ленту о контрнаступлении советских войск под Москвой. Документальные кадры снимали 15 операторов, все они были рассредоточены по многокилометровой линии фронта. Общее настроение картины — ненависть к врагу и уверенность в победе

Хронология фильма

Съемочная группа запечатлела саму Москву и прилегающие территории, боевые действия советских и фашистских войск, труд в тылу. Полуразрушенные Новоиерусалимский монастырь, дом-музей П. И. Чайковского в Клину, музей-усадьбу «Ясная поляна».

Снимали картину с октября по декабрь 1941 года, а в феврале 1942 состоялась премьера

И «Оскар» получает

«Разгром...» вышел на Западе
под названием «Москва наносит ответный удар» и получил «Оскар» в номинации «Лучший документальный фильм». Это первый «Оскар» для СССР.

Награда хранится в московском Музее кино

Художественные
фильмы

Как проходили съемки

Художественные фильмы снимали с самого начала войны и до ее конца. Кинематографисты работали в тяжелых условиях, когда не хватало техники, декораций и еды для актеров и съемочной группы.

Военное художественное кино поддерживало боевой дух и чувство патриотизма, показывало жизнь тружеников тыла и человеческие истории, которые вдохновляли зрителей на борьбу с врагом.

Кино пробуждало в людях чувство патриотизма и справедливости, показывало, почему важно бороться за Родину и как нужна скорейшая победа

1/8
Художественные
фильмы

Эвакуация киностудий и их работа в Алма-Ате

«Ленфильм» решили эвакуировать в Казахстан 27 августа 1941 года. Уже 8 сентября поезд с техникой и людьми отправился из Ленинграда. Всего за несколько часов до замыкания немцами кольца блокады.

Эвакуация «Мосфильма» прошла чуть позже, 14 октября 1941 года. Сперва планировали перевезти сотрудников и оборудование студии в Куйбышев или Новосибирск. Осуществить задумку не удалось: оба города уже были перенаселены эвакуированными и беженцами с других территорий СССР

2/8
Художественные
фильмы

Поэтому городом эвакуации выбрали Алма-Ату. Там на базе Алма-Атинской студии кинохроники организовали Центральную Объединенную Киностудию художественных фильмов (ЦОКС). Именно на ней с 1941 по 1944 год работали студии «Мосфильм» и «Ленфильм».

Эвакуация помогла сохранить кинопроизводство и продолжить выпуск фильмов, которые играли важную роль в поддержании боевого духа и патриотизма

3/8
Художественные
фильмы

Кинопоказы, которые объединяли людей

Во время войны фильмы показывали в кинотеатрах и пунктах, организованных в разных местах. Например, на призывных участках, в агитпунктах, госпиталях, домах культуры, на ж/д станциях.

В Москве работали кинотеатры «Художественный», «Центральный», «Эрмитаж», «Ударник», «Форум», кинотеатр в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького. В августе 1941 года в той же Москве открыли подземный кинозал в метро на станции «Площадь Свердлова» (сейчас — «Театральная»)

4/8
Художественные
фильмы

Сеансы состояли из двух частей: сначала показывали военную кинохронику, а потом — художественный фильм. Из-за комендантского часа шли только дневные сеансы, показы могли прерваться из-за воздушной тревоги. Но люди несмотря ни на что приходили

5/8
Художественные
фильмы
1943

«Два бойца»

Леонид Луков

Фильм снят во время войны в Ташкенте по повести Льва Славина «Мои земляки». Картина рассказывает об искренней, нерушимой дружбе двух советских солдат. Хоть они и разные, но их объединяют тяготы войны и напряженные бои на Ленинградском фронте.

Песни «Тёмная ночь» и «Шаланды, полные кефали», которые в фильме исполнил Марк Бернес, стали популярны и отразились в культурном коде страны

6/8
1943
Художественные
фильмы
1943

«Жди меня»

Александр Столпер, Борис Иванов

Культовая советская драма о войне снята по мотивам одноименного стихотворения Константина Симонова. Фильм вышел на экраны СССР 22 ноября 1943 года.

Летчик Николай Ермолов отправился на фронт и простился с женой Лизой. У него: воздушные сражения, битвы с врагом в партизанском отряде, обстрелы. У нее: боль разлуки, отказ от эвакуации и работа на оборонном заводе. Однажды Лиза получает известие, что муж погиб. Но она отказывается верить в его смерть и продолжает ждать

7/8
1943
Художественные
фильмы
1944

«В шесть часов вечера
после войны»

Иван Пырьев

Романтико-поэтический фильм, который отражает хронологию войны, дух времени, веру людей в победу и мирную жизнь. По сюжету двое влюбленных обещают друг другу встретиться в шесть часов вечера после войны на Каменном мосту в Москве. И все эти годы они живут и поддерживают себя мыслью о долгожданном свидании.

Кстати, создатели фильма с абсолютной точностью предсказали, что победа наступит в мае

8/8
1944
1/8
;

Историческое кино

1

Почему продолжали снимать историческое кино

Историческое кино помогало запечатлеть в памяти былые героические подвиги и поддерживало связь прошлого с настоящим.

Например, первая серия фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» произвела на Сталина сильнейшее впечатление. Ведь в ней первый царь Государства Российского показан как грозный властитель с сильной рукой, который объединяет страну в тяжелое, смутное время

Кинопроизводители помнили и о культурно-историческом контексте. Из-за этого появился художественный исторический фильм «Маскарад». Его снимали к 100-летию со дня гибели М. Ю. Лермонтова по мотивам драмы великого поэта

2

«Маскарад»

Сергей Герасимов

Советский черно-белый фильм по одноименной драме Михаила Лермонтова. В центре сюжета — игрок, ловелас и «надменный баловень судьбы» Евгений Арбенин.

Любовь его исцеляет, но, как оказалось, на время. Роковая ошибка сводит с ума героя, и теперь зритель узнает, что же восторжествует: Божья справедливость или злой рок

В сентябре 1941 года в кинотеатре «Художественный» прошла премьера «Маскарада». За первые два дня фильм посмотрели около 10 тысяч зрителей.

Картину демонстрировали и в блокадном Ленинграде. Несмотря на тяжелую ситуацию в городе, «Маскарад» имел большой зрительский успех и больше полутора месяцев не сходил с экранов

3

«Иван Грозный»

Сергей Эйзенштейн

Это кино стало последним в фильмографии великого Сергея Эйзенштейна. Картина состоит из двух серий: первая вышла на экраны в 1945 году, вторая — в 1958 году. Третью, неоконченную серию зрители так и не увидели, но сохранились ее фрагменты.

Музыку для фильма написал Сергей Прокофьев. Сценарий, созданный Эйзенштейном, утверждал лично Сталин

Во время съемок актер Николай Черкасов (Иван Грозный) не переставал играть сразу после того, как звучала команда режиссера «Стоп!»

Эйзенштейн безуспешно пытался уговорить актера не тратить энергию впустую. В итоге режиссер смонтировал фильм, который назвал «Захваты после „стоп“, или куда идет творческая энергия народного артиста». Он состоит из невошедших кадров, на которых Черкасов продолжает играть уже после команды режиссера.

Премьера первой части «Ивана Грозного» прошла в кинотеатре «Ударник» 20 января 1945 года

Театр и балет

Театры и балетные труппы продолжали работать вопреки бомбежкам, эвакуациям и тяжелейшим условиям.

Актеры служили теперь не только театру. Они поднимали моральный дух общества, олицетворяли собой мирную жизнь, поддерживали солдат на фронте и тружеников в тылу

Большой театр

1941

В первый день войны

22 июня в Большом театре состоялась премьера оперы «Ромео и Джульетта» Шарля Гуно. После этого наступили совсем другие времена.

В октябре по приказу командования Московского военного округа театр был заминирован. 28 октября 1941 года во время бомбежки одна из бомб упала на Театральную площадь. Большой театр получил сильные повреждения: взрывная волна пробила фасадную стену, серьезно пострадал вестибюль

Эвакуация в Куйбышев (современная Самара)

В октябре 1941 года большая часть труппы вместе с семьями отправилась в эвакуацию.

В Куйбышеве продолжали играть и дарить жителям города искусство. Оно, хоть и на миг, но дарило радость и отвлекало от тягот военной жизни. Играли репертуарные работы и успевали выпускать премьеры.

Например, 8 ноября 1942 года в Куйбышеве состоялась премьера оперы «Вильгельм Телль» Джоаккино Россини. А 30 декабря впервые прошел балет «Алые паруса» Владимира Юровского

Филиал в Москве

С 1941 по 1943 год историческое здание было закрыто, но часть труппы, которая осталась в Москве, всё равно продолжала работать — в здании филиала

Спектакли начинались в дневное время, воздушные налеты часто прерывали действие. Тогда зрители спускались в бомбоубежище, но после отбоя тревоги возвращались и досматривали представление.

В эти сложные годы коллектив играл постоянный репертуар и создавал новые произведения. Среди них — опера Д. Кабалевского «В огне», премьера которой прошла 19 сентября 1942 года. Это одно из первых музыкально-драматических произведений, посвященных теме Отечественной войны

Возвращение
и оставшиеся
два года войны

В июле 1943 года артисты Большого театра вернулись в Москву. А 26 сентября открылась основная сцена, на которой труппа показала оперу Михаила Глинки «Иван Сусанин»

Всю войну Большой театр продолжал свою работу. На сборы от спектаклей построили эскадрилью противотанковых самолетов «Советский артист». Труппа дала 4500 концертов и более 60 шефских спектаклей в госпиталях и воинских частях. Шестнадцать бригад артистов дали более 1900 концертов прямо на фронте.

5 мая 1945 года, на третий день после взятия Берлина, в Рейхстаге состоялся концерт с участием артистов Большого театра

Малый театр

1

С первых дней под обстрелами

Когда фашисты напали на СССР, Малый театр был на летних гастролях. 21 июня группа артистов выехала в г. Ковель и попала под бомбежку врага. Так актеры оказались на фронте и ощутили всю тяжесть обстановки. Тогда они стихийно основали первую фронтовую бригаду: артисты выступали перед солдатами, которые сразу же после спектакля уходили воевать

Труппа экстренно вернулась в Москву, и Малый театр организовал штаб военно-шефской работы. Он занимался формированием бригад, организацией выступлений актеров на призывных пунктах, вокзалах, а позднее и в госпиталях

2

Выступления в «Марьиной роще»

В июле-августе в Москву стали поступать первые раненые. Малому театру предложили взять шефство над госпиталем «Марьина роща», и коллектив согласился

В палатах ежедневно давали по четыре полных концерта. Артисты и раненые солдаты общались, дружили, члены труппы помогали бойцам разыскивать близких и отправлять письма

3

Эвакуация театра

В октябре в Москве ввели осадное положение, и Малый театр перевезли в Челябинск. Первые месяцы в эвакуации труппа была без декораций и костюмов: их не успели забрать с собой. Поэтому коллектив проводил творческие встречи на заводах, в войсковых частях и госпиталях. Артисты давали и благотворительные концерты, сбор от них шел в Фонд обороны

В декабре в Челябинск привезли долгожданные декорации с костюмами, и Малый театр открыл в городе свой первый тыловой театральный сезон

Одна из первых постановок — пьеса А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты». После были новые спектакли: «Отечественная война 1812 года», «Осада мельницы» и другие

4

Возвращение в Москву и открытие Фронтового филиала

В октябре 1942 года Малый театр вернулся в столицу и продолжил военно-шефскую работу.

В 1943 году театр создал постоянный Фронтовой филиал. Он вел работу на тринадцати фронтах, двух военно-морских флотах и дал около 2000 выступлений

5

Материальная и духовная помощь фронту

В 1944 году на деньги, заработанные коллективом Малого театра, построили и передали армии эскадрилью самолетов. Она получила название «Малый театр — фронту»

За время войны актеры театра и его филиалы дали свыше 2700 концертов и вместе с войсками встретили Победу. На одной из колонн поверженного Рейхстага кто‑то написал: «Мы из Москвы, от Малого театра»

Театр им. Е. Б. Вахтангова

1941

Первые потери в войну

21 июня 1941 года прошла премьера последнего спектакля «Маскарад» в постановке Андрея Тутышкина.

Во время одной из первых бомбардировок Москвы, в ночь с 23 на 24 июля, в здание театра попала бомба. Она разрушила здание до руин, а сотрудники, которые были внутри, погибли. Среди них — актер Василий Куза

Работа и жизнь в эвакуации

14 октября 1941 года театр эвакуировали в Омск, в здание местного театра драмы. С ноября 1941 года по август 1943 года спектакли Омского театра драмы шли три раза в неделю, а остальные четыре дня были за московским Театром им. Вахтангова.

22 февраля 1942 года прошел спектакль «Олеко Дундич» о беззаветном защитнике родины. В репертуаре также были «Русские люди» и «Сирано де Бержерак». Весной 1943 года труппа выпустила спектакли «Слуга двух господ» и «Синий платочек»

Жизнь в эвакуации была непростой. В эти годы в Омске несколько актеров умерли от тифа и сибирской язвы. Артисты продавали свои вещи, чтобы выжить, и несмотря ни на что продолжали работу в театре.

Летом 1943 года вахтанговцы вернулись из эвакуации в Москву и до восстановления здания на Арбате играли в помещении ТЮЗа

Фронтовой филиал Театра им. Вахтангова

С 18 февраля 1942 года по 13 июня 1945 года артисты театра сформировали Фронтовой филиал. Его художественным руководителем стала драматическая актриса Анна Орочко, директором — Исай Спектор, режиссерами — Александра Ремизова и Александр Габович.

Бригада дошла до Берлина вместе с советской армией и вернулась в Москву в июне 1945 года

За все время своей работы Фронтовой филиал совершил 10 длительных выездов на фронт, провел на передовой 850 дней, дал 1650 спектаклей и концертов

МХТ им. А. П. Чехова

1

Снова разделили гастроли

Начало войны Московский художественный театр (тогда он назывался МХАТ) встретил в двух труппах: часть артистов находилась на гастролях в Минске, часть оставалась в Москве

24 июня 1941 года коллектив попал под массированные бомбардировки Минска, были уничтожены декорации и костюмы театра.

Артисты во главе с директором театра Иваном Москвиным сумели самостоятельно выбраться из горящего города и вернуться в Москву 29 июня.

За два года на фронт ушли 76 служащих Художественного театра, 12 из них не вернулись с войны. В служебном фойе театра висит памятная доска с именами тех, кто отдал свою жизнь за защиту Родины

2

Переезд в Саратов

В октябре 1941 года МХАТ эвакуировали в Саратов, театр занял здание Саратовского ТЮЗа. Там играли спектакли, оттуда на фронт отправлялись и бригады артистов, которые выступали перед солдатами

По решению правительства в сентябре 1941 года Владимира Немировича-Данченко, одного из основателей театра, и группу ведущих артистов театра эвакуировали в Нальчик. После их перевезли в Тбилиси.

В августе-октябре 1942 года театр отправился на гастроли в Свердловск, а в ноябре МХАТ вернулся в Москву

3

Создание
школы-студии

В 1943 году Владимир Немирович-Данченко выступил на совещании руководителей театра. Он предложил открыть школу-студию при театре, но через месяц великий режиссер и педагог умер от сердечного приступа

На следующий день, 26 апреля 1943 года, Совнарком постановил: увековечить память Немировича-Данченко, в том числе в создании школы-студии им. Немировича-Данченко при МХАТ им. М. Горького

Школу-студию официально открыли 20 октября 1943 года. Первый выпуск состоял из 27 человек, студенты окончили школу в 1947 году

4

Работа МХАТа во время войны

В период с 1941 по 1945 год МХАТ выпустил семь премьер.

В этот период показывали и знаменитые спектакли из репертуара театра с полным художественным оформлением. Например, «Синюю птицу» за месяц сыграли 32 раза для детей, которые работали у станка

Для солдат, матросов, офицеров, генералов и адмиралов Советской Армии и Флота было проведено 2200 военно-шефских выступлений

Мариинский театр
1941

Довоенные премьеры и смена репертуара

21 июня прошел премьерный показ оперы «Лоэнгрин». Спектакль закончился поздним вечером, всего за несколько часов до того, как немецкая авиация начала бомбить советские города.

Начало войны повлияло на всю культуру страны, и театры не исключение. Веселые, праздные постановки в репертуарах сменялись на патриотические. Поэтому оба следующих «Лоэнгрина» убрали и вместо него показывали «Ивана Сусанина» — советскую версию «Жизни за царя»

1/14
1941
Мариинский театр
1941

Артисты оперы и балета на войне и в тылу

Уже в первые дни войны сотрудников театра призвали в ряды Красной армии. Некоторые артисты отказывались от положенной им брони и отправлялись на фронт добровольцами. Те, кого не призывали по состоянию здоровья, всё равно уходили воевать — в ополчение

2/14
1941
Мариинский театр
1941

В это же время Мариинский театр организовал фронтовую бригаду: артисты ежедневно выступали в частях Ленинградского военного округа, Балтийского флота, на мобилизационных пунктах и в госпиталях. Выступления поддерживали моральный дух солдат, напоминали им о мирной жизни и помогали отвлечься от ужасов войны

3/14
1941
Мариинский театр
1941

Администрация театра не до конца понимала, каково положение на фронтах. Поэтому в августе Мариинский театр объявил об открытии сезона. Но через пару дней, 15 августа 1941 года, директор театра Евгений Радин сообщил о решении правительства эвакуировать театр

4/14
1941
Мариинский театр
1941

Предполагались рейсы двух эшелонов, но 27 августа железнодорожное сообщение с Ленинградом было прервано. Не всем удалось уехать, и труппа разделилась на две части. Те, кто не успел или не смог эвакуироваться, остались в городе. Остальные уехали в Пермь в эвакуацию

5/14
1941
Мариинский театр
1941

Работа в блокадном Ленинграде

19 сентября 1941 года здание Мариинки пострадало от фугасной бомбы и на несколько следующих лет опустело. Это испытание администрация и артисты переживали вместе с жителями города: выступления продолжали на уцелевших сценах осажденного города

6/14
1941
Мариинский театр
1942

В мае 1942 года, когда Ленинград с трудом выкарабкивался из первой блокадной зимы, власти задумались об организации Городского театра. Администрация города хотела открыть единое пространство, где могли бы играть артисты разных театров, которые не уехали в эвакуацию

7/14
1942
Мариинский театр
1942

В сентябре 1942 года новый Городской театр был готов. На его сцене выступали артисты Пушкинского, Мариинского театров, МАЛЕГОТа, Нового ТЮЗа и агитвзвода Дома Красной армии.

Одно из крупнейших событий в жизни блокадного Ленинграда — постановка оперы «Кармен». Спектакль поставила певица Надежда Вельтер, в те времена она возглавляла коллектив театра, который остался в городе

8/14
1942
Мариинский театр
1942

За время блокады, несмотря на холод, голод и регулярные обстрелы города, жителям Ленинграда дали десятки концертов и спектаклей. В репертуаре были «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Травиата», «Эсмеральда»

9/14
1942
Мариинский театр
1942

Мариинка в эвакуации

Театр эвакуировали в Пермь в сентябре 1941 года, в Молотовский театр. Его сцена была меньше Мариинской, поэтому ленинградцы перерабатывали спектакли и декорации. Репетиционный зал пермского театра не вмещал и половины кордебалета, так что все репетиции проходили на сцене

10/14
1942
Мариинский театр
1943

Почти сразу после приезда в Пермь актеры начали дежурить в госпиталях. Спектакли заканчивались, артисты снимали грим и шли в больницу. Дежурили там до утра — и сразу на репетиции.

В эвакуации спектакли шли почти каждый день, были в репертуаре и ночные концерты. За первые полгода труппа показала 18 различных опер и балетов. Параллельно артисты репетировали новые постановки

11/14
1943
Мариинский театр
1944

Объединение труппы

После снятия блокады весной 1944 года, артисты вернулись из Перми в родной Ленинград. В это же время начался ремонт здания театра после попадания бомбы

12/14
1944
Мариинский театр
1944

Дела налаживались не сразу. Залы и помещения для работы отапливались плохо, угля и дров не хватало. Актеры мерзли на сцене, и даже танцы еле согревали окоченевшие ноги. Но они не отказывались от работы, а продолжали заниматься любимым делом и радовать ленинградцев.

1 сентября 1944 года Мариинка открыла сезон. Артисты показали оперу Глинки «Иван Сусанин» — прямо как в мирное время

13/14
1944
Мариинский театр
1945

Выступление на праздновании Победы

8 июля 1945 года Ленинград встречал воинов-победителей Парадом Победы, который называют возвращением Ленинградской гвардии.

Перед Мариинским театром проходили гвардейцы 45-й стрелковой дивизии. Воинов приветствовал симфонический оркестр, дирижировал им Самуил Пружан

14/14
1945
1/14
;

БДТ им. Товстоногова

Театр в эвакуации

Большой драматический театр довольно быстро отправили в эвакуацию. В конце августа 1941 года один из последних эшелонов увез артистов в Киров, где их ждал Кировский областной драматический театр.

В сентябре коллектив БДТ продолжил творческую деятельность и играл преимущественно патриотические спектакли

Во время эвакуации театр неоднократно выезжал на передовую. Например, в феврале 1942 года группа артистов выехала на Западный фронт и за три недели дала 26 концертов. А когда труппа БДТ выступала совместно с артистами Московской филармонии, бригада актеров за время работы на фронтах дала 36 спектаклей и провела 64 концерта.

В феврале 1943 года случился прорыв кольца блокады. После этого театр вернулся в Ленинград, чтобы обслуживать войска Ленинградского фронта и госпитали

Юбилей БДТ
и новый спектакль

В феврале 1944 года театр отметил свой 25‑летний юбилей. К этой дате выпустили специальную газету о творческой жизни театра в годы войны

20 февраля 1944 года состоялась премьера пьесы Горького «На дне». Поставил ее Лев Рудник — главный режиссер и директор БДТ в военные годы.

Многие артисты театра были награждены медалями «За оборону Ленинграда», а весь коллектив постоянно занимался сбором средств. Сначала все средства шли на строительство боевого самолета имени Горького, а после — в фонд помощи детям фронтовиков

Литература

Великая Отечественная война наполнила литературу героическими образами и сюжетами. Писатели и поэты запечатлевали мужество советских людей, вдохновляли современников и сохраняли память для будущих поколений.

В окопах читали стихи, в газетах публиковали рассказы, фронтовые корреспонденты передавали на родину правдивые картины войны, а писатели тыла создавали произведения, вселяющие надежду.

Книги и стихи стали частью народной памяти, сохранив живые голоса тех лет, силу духа и значение искусства даже во время самых тяжелых испытаний

Поэты-фронтовики

Советские поэты провели четыре года рядом с войной. Они воевали на фронте, связывали солдат с тылом, помогали бойцам морально.

Поэты своими глазами видели ужасы боевых сражений. Поэтому их стихи отражают военные события, рассказывают реальные истории, передают боль и переживания, с которыми столкнулись солдаты

Константин Симонов

Писатель, поэт, лауреат Ленинской и шести Сталинских премий. Его настоящее имя — Кирилл, но незадолго до отъезда на фронт он взял псевдоним Константин Симонов. И именно с ним вскоре приобрел всесоюзную популярность

В 1941 году Симонова призвали в армию как корреспондента «Известий». Его прикомандировали к армейской газете 3-й армии «Боевое знамя». 23 июня поэт выехал на Западный фронт, но добраться до своего штаба и редакции армейской газеты было невозможно. Тогда его перевели во фронтовую газету Западного фронта «Красноармейская правда»

В годы войны написал пьесы «Русские люди», «Жди меня», «Так и будет», повесть «Дни и ночи», две книги стихов — «С тобой и без тебя» и «Война». Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошел по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии

«Жди меня»

В годы войны «Жди меня» пользовалось невероятной популярностью. Илья Кукулин, российский литературовед, в одном из своих трудов писал: «Многократное прочтение этого стихотворения само по себе имело психотехническую функцию. Врач Слава Менделевна Бескина, работавшая во время войны во фронтовых госпиталях, вспоминала, что раненые солдаты, когда им было особенно больно, читали наизусть “Жди меня”»

Александр Твардовский

Писатель и поэт из Смоленской области. В 1941–1942 годах работал в Воронеже в редакции газеты Юго-Западного фронта «Красная Армия».

Поэма «Василий Тёркин» стала его самым известным произведением. Главы печатались в газете Западного фронта «Красноармейская правда» по мере написания. Первую главу опубликовали в 1942 году, а последнюю Твардовский написал и отдал на публикацию в 1945-м

«Василий Тёркин»

Поэма и ее автор обрели культовый успех и стали ключевыми символами военного поколения.

Сам Твардовский так говорил о своем произведении: «“Тёркин” был... моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю»

Юлия Друнина

Одна из самых известных авторов-фронтовиков. Когда началась война, Друниной было всего 16 лет. Чтобы попасть в добровольную санитарную дружину при Российском обществе Красного Креста, она прибавила себе год. С тех пор во всех ее документах было написано, что она родилась 10 мая 1924 года

После смерти отца Юлия из эвакуации отправилась в санитарное управление 2‑го Белорусского фронта. В 1943 году была тяжело ранена, ее признали инвалидом и комиссовали.

Вернулась в Москву, но остаться в ней не смогла — и снова ушла на фронт. Юлия служила в 1038‑м самоходном артиллерийском полку 3‑го Прибалтийского фронта. Воевала в Псковской области, затем в Прибалтике. В одном из боев была контужена и 21 ноября 1944 года признана негодной к несению военной службы

Пережитое на войне стало отправной точкой и сквозной темой в ее творчестве. Впервые стихи Друниной опубликовали в начале 1945 года в журнале «Знамя».

В 1948 году вышла первая книга стихов Юлии Друниной «В солдатской шинели». Писала она до конца жизни

Советская пресса

1

Журналистика ушла на войну

С 22 июня 1941 года жизнь советских граждан изменилась. На победу были направлены силы всех, в том числе и журналистов. В годы войны гражданская печать сократилась, а в редакциях центральных газет появились военные отделы. Республиканские и областные газеты перешли с ежедневного выпуска на выход только по будням

Корреспонденты оперативно и точно передавали важнейшие события, сообщали официальные сводки с фронта, рассказывали о подвигах солдат, писали о жизни в тылу. В газетах публиковали статьи командиров и политработников, письма солдат и партизан, корреспонденцию военных журналистов. Это была одна из немногих ниточек, которая связывала солдат и тех, кто ждал их дома

2

Откуда пошел термин «Великая Отечественная война»

Впервые эта формулировка появилась в газете «Правда». Вот отрывок из той самой заметки от 24 июня 1941 года:

«Так началась великая отечественная война советского народа против германского фашизма. Мы приветствуем героическую Красную Армию в ее первых боевых схватках великой отечественной войны, в ее первых успехах...»

3

Центральные и региональные издания: «Красная звезда»

Официальная газета Министерства обороны СССР. На ее страницах публиковали официальные сводки с фронта, указы, награждения, правительственные телеграммы, события в стране. Например, в номере 14 от 1943 года опубликовали Приказ о введении новых знаков различия и об изменениях в форме одежды Красной Армии

4

«Известия»

Вторая главная официальная советская газета. Из сотрудников издания сформировали специальный известинский взвод. До наступления на Москву они дежурили на Пушкинской площади и гасили бомбы-«зажигалки», а на фронт ушли в октябре 1941-го, сражаться за Москву. Известинский взвод завершил войну уже в Берлине

Остальные сотрудники «Известий» работали сверхурочно, чтобы заменить коллег, которые ушли на фронт. Они писали сводки военных действий, публиковали указы и правительственные телеграммы, освещали подвиги солдат и тружеников тыла

5

«Вечерняя Москва»

Главная московская газета, одна из немногих в годы войны продолжала издаваться ежедневно.

С июня 1941 года на первой полосе издания стали публиковать сообщения Совинформбюро. Вторую полосу посвящали тому, как москвичи помогают фронту: это были репортажи с заводов, курсов медсестер, из пунктов приема донорской крови. Третья и четвертая полосы предназначались для зарубежной тематики, заметок о культуре и спорте, рецензий на книги и спектакли

В газете публиковали информацию о том, что делали фашисты на захваченных землях. При этом страшную информацию разбавляли описаниями повседневной жизни Москвы в военное время. Например, рассказывали, где купить елку к Новому году или какие концерты пройдут в городе.

В ночь на 6 марта 1942 года в здание редакции «Вечерки» попала бомба. Она прошила пять этажей, но не взорвалась. Никто из сотрудников «Вечерки» не пострадал, и планируемый номер вышел по расписанию

6

Фронтовые издания: «Красный воин»

Красноармейская газета Московского военного округа, в которой публиковали официальные сводки с фронта и из армейских будней

Уже в первый день войны редактор газеты М. В. Погарский с оперативной группой красновоинцев выехал на Южный фронт. Корреспонденты «Красного воина» всегда были на переднем крае. Девять из них так и не вернулись в редакцию из фронтовых командировок

7

«Сталинский сокол»

Официальная газета Военно-воздушных сил СССР. Издавалась с сентября 1941 года в Москве. В военные годы выходила три раза в неделю тиражом 20 тысяч экземпляров

Информация из статей «Сталинского сокола» помогала летчикам и техникам осваивать новую авиационную технику, овладевать тактикой воздушного боя, поражать врага в сложной метеорологической и боевой обстановке

8

«Литературная газета»

Литературное и общественно-политическое издание, в котором публиковали официальные новости, военные песни и стихотворения, литературные заметки с фронта. Позже было переименовано в «Литература и искусство»

Во время Великой Отечественной войны на страницах «Литературной газеты» публиковались Михаил Шолохов, Алексей Толстой, Константин Симонов, Василий Лебедев-Кумач, Самуил Маршак и другие

Работа библиотек во время войны

Библиотеки продолжали жить

Во время Великой Отечественной войны библиотеки выполняли важные функции: укрепляли связь фронта и тыла, информировали народ, поддерживали моральный дух общества, сохраняли и несли в массы культуру, несмотря на войну

В библиотеках по-прежнему выдавали книги, но этим работа не ограничивалась. Библиотечные сотрудники организовывали чтения, обсуждения, выставки, коллективные прослушивания радио. Для поднятия духа сограждан читальные залы украшали плакатами, стендами с фото, иллюстрациями и вдохновляющими лозунгами

Как спасали библиотеки

Во время Великой Отечественной войны библиотеки спасали, чтобы сохранить книжные фонды и каталоги. Многие из библиотек были эвакуированы на Восток, в Сибирь и Среднюю Азию.

Библиотекари, которые остались в Центральной России и на оккупированных территориях, рисковали жизнью, чтобы спасти книги. Их переносили в погреба и подвалы домов и общественных зданий, уносили на квартиры

За время войны библиотекари спасли различные ценные книги, в том числе:

  • уникальное издание «Византийские эмали» XIX века
  • старинные альбомы итальянских архитекторов, которые имелись только в Лувре
  • экземпляры Острожской Библии,
    изданной в 1581 году Иваном Фёдоровым
  • архивы Лермонтова, Гоголя, Чехова

Библиотека имени В. И. Ленина

Сотрудники библиотеки на войне

В первые месяцы войны у библиотеки было несколько важных задач: защищать здания библиотеки от воздушных нападений, обеспечивать сохранность фондов и каталогов, укрывать читателей и сотрудников во время налетов вражеской авиации

Благодаря усилиям работников библиотеки, пожарной команды и бойцов местной противовоздушной обороны, которыми были в основном женщины, здания Ленинки не пострадали от бомбардировок. Всего на библиотеку было сброшено около 200 зажигательных бомб, каждая из них была потушена

Перенос книг в новое хранилище

27 июня 1941 года сотрудники библиотеки начали переносить миллионы книг из старого здания на нижние этажи нового книгохранилища. Там, под железобетонным перекрытием, книги были под надежной защитой

Эвакуация Ленинки

Одновременно с перемещением основных фондов в новое книгохранилище библиотека приступила и к эвакуации наиболее ценных фондов. Решили перевозить в две очереди, начали с отдела рукописей и отдела редких книг.

Уже 24 июля 1941 года книги, запакованные в ящики, погрузили на баржу. Всё это происходило под регулярными бомбардировками пристани, но ни люди, ни книги не пострадали. Фонды уехали в город Бор Нижегородской области

Эвакуация книг второй очереди проходила в еще более трудных условиях: немцы уже были под Москвой. Теперь вывозили картографический фонд библиотеки и часть фондов на языках Зарубежного Востока.

Всего в первую и вторую очереди было эвакуировано около 700 000 томов

Сотрудники библиотеки на фронте и в тылу

В первые дни войны более ста сотрудников библиотеки вступили в ряды Советской Армии и в народное ополчение. В Москве и под Москвой работники библиотеки рыли противотанковые рвы, трудились на оборонительных рубежах и заготовках топлива.

Женщины-библиотекари заменяли своих товарищей, которые ушли на фронт. Они дежурили в штабе противовоздушной обороны, на сборных пунктах для мобилизованных воинов, в агитпунктах на вокзалах, работали в подшефных госпиталях

Более 60 сотрудников библиотеки после окончания рабочего дня посещали госпитали и выдавали книги на абонементе в госпитальной библиотеке. Они разносили книги по палатам, читали бойцам художественную литературу и газеты, проводили беседы, лекции. В течение всей войны сотрудников библиотеки посылали на трудовой фронт: в колхозы, на лесозаготовки, торфоразработки

Сборы средств для армии

В 1943 году многие сотрудники библиотеки собирали средства на строительство боевого самолета для авиаэскадрильи «Москва». Позже коллектив получил благодарность за подписью И. В. Сталина

Работа несмотря
ни на что

Библиотека ни на день не прекращала своей основной работы. Конечно, число посетителей сильно сократилось, но даже в самый трудный для Москвы период войны читатели приходили ежедневно. Только в часы воздушных тревог читальный зал закрывался, а все присутствующие направлялись в бомбоубежище библиотеки

Награды библиотеки

Библиотека и ее сотрудники получили множество наград во время войны и после нее. Одна из крупнейших — Орден Ленина за выдающиеся заслуги в деле собирания и хранения книжных фондов и обслуживания книгой широких масс населения.

213 сотрудников библиотеки были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945» и 170 человек — «За оборону Москвы»

Российская национальная библиотека

Библиотека в первые годы войны

Во время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда Российская национальная библиотека не прекращала работу.

В первые месяцы войны более 50 сотрудников ушли в ряды Красной Армии и народное ополчение. Из сотрудников библиотеки была сформирована и переведена на казарменное положение команда местной противовоздушной обороны.

В библиотеке осталось всего около 200 работников — это в четыре раза меньше, чем в довоенное время

1/8
Российская национальная библиотека

Помощь армии и городу

Библиотека передала в пользование более 10 тысяч книг воинским частям и госпиталям. Она откликалась на запросы военного командования и помогала организовывать жизнь в воюющем, осажденном и голодающем городе.

Сотрудники подбирали и готовили литературу по самым разным темам: о строительстве оборонительных сооружений и ледовых дорог, способах маскировки, военно-полевой хирургии, заменителях пищевых продуктов и другом

2/8
Российская национальная библиотека

Эвакуация РНБ

20 июля первый эшелон отправился в глубокий тыл в г. Мелекессе Ульяновской области.

Вместе с фондами в эвакуацию уехала и группа сотрудников, на которых возлагалась огромная ответственность по сохранению вывезенных раритетов. В октябре 1945 года все фонды были возвращены в Ленинград

3/8
Российская национальная библиотека

Библиотека в годы блокады

С 8 сентября 1941 года начались воздушные, а затем артиллерийские налеты на город. Они поставили под угрозу существование библиотеки: в главном здании и филиалах были выбиты почти все стекла.

В январе 1942 года в библиотеке отключили водоснабжение, еще раньше здание перестало отапливаться. Закрылся последний из читальных залов

4/8
Российская национальная библиотека

Чтобы защитить книгохранилище от атмосферных осадков, сотрудники заделывали фанерой оконные проемы, а окна первого этажа — специально изготовленными щитами.

В течение суровой зимы 1941–1942 годов началась борьба за самих библиотекарей. Война унесла жизни 179 сотрудников Публичной библиотеки, из них 169 скончались в блокадном Ленинграде

5/8
Российская национальная библиотека

В здании библиотеки был открыт стационар, куда на лечение на 10–12 дней направляли ослабевших от голода людей. Часть мест предоставлялась библиотеке в стационаре Педагогического института им. А. И. Герцена. Всего через стационар прошло около 200 сотрудников, многим из них спасли жизнь.

Весной 1942 года вместе со всеми ленинградцами библиотекари Публичной библиотеки убирали улицы и дворы Ленинграда, чтобы устранить источники инфекций и очистить город от мусора

6/8
Российская национальная библиотека

Окончание блокады и войны

После снятия блокады в библиотеку вернулись ее сотрудники из эвакуации, поступили на работу новые, молодые кадры. К концу 1944 года штат увеличился вдвое, поэтому библиотека смогла ускоренными темпами восстановить и наладить все направления деятельности в полном объеме

7/8
Российская национальная библиотека

1 ноября 1944 года закончились ремонтно-восстановительные работы, и снова открылся большой читальный зал библиотеки. В это же время возобновил свое обслуживание филиал при Дворце пионеров и Библиотека местного хозяйства.

Всего за годы войны в библиотеке побывали 42 597 читателей, которым было выдано почти 1 500 000 печатных изданий

8/8
1/8
;

Детская литература

Голод, разруха, смерть близких, непосильный труд заставили даже малышей быстро повзрослеть. Но дети войны всё равно оставались детьми. Они мечтали о веселых праздниках и игрушках, кусочке сахара, новой одежде и книгах, которые считались почти сокровищем

Это хорошо понимали авторы и поэты, которые писали для детей в годы войны. Выходила учебная литература, детская поэзия, особой популярностью пользовался жанр баллады.

Общий тираж детских книг 1941–1945 годов издания — миллионы экземпляров

Самуил Маршак, «Двенадцать месяцев»

Самуил Яковлевич Маршак — один из самых известных детских поэтов. Однако в военное время автор отошел от детской литературы и писал военные очерки, стихи, антифашистские эпиграммы

В 1942 году к писателю обратился шестилетний ребенок, который спросил, почему он, детский писатель, забыл о своих главных читателях — детях. Такой вопрос произвел на Маршака впечатление, и среди своего плотного расписания он стал искать время на историю для маленьких. Так появилась сказка «Двенадцать месяцев»

В 1943 году Маршак издал прозаическую сказку и в тот же период переработал ее, превратив в театральную пьесу. Впервые ее поставили в Московском театре юного зрителя в 1947 году. Позже, в 1948 году, пьеса добралась до МХАТа

Законченная в 1943 году пьеса каким-то чудом дошла до Америки, и Уолт Дисней написал письмо Маршаку с просьбой разрешить поставить фильм «Двенадцать месяцев». Но по не зависящим от Диснея и от Маршака причинам этот проект не состоялся. Советский полнометражный рисованный мультфильм «Двенадцать месяцев», который нам всем так знаком, сняли в 1956 году

Лев Кассиль, «Дорогие мои мальчишки»

Книга о войне, которую написали «по горячим следам» и опубликовали еще до конца войны. В 1944 году повесть напечатали тиражом 45 000 экземпляров.

В этой повести, как и в других книгах Кассиля, есть две страны. Сказочная — где живут «веселые и работящие синегорцы» — и настоящая ― где переживают нелегкое военное время пионеры небольшого волжского городка

Многие мотивы в повести Кассиля взяты из реальной жизни. Например, юный бригадир-фрезеровщик Капка работает на заводе сверх нормы, он вытачивает детали для военной техники. И действительно, во время войны многие подростки заменяли на предприятиях, заводах и фабриках тех, кто ушел воевать или погиб на фронте

Валентин Катаев, «Сын полка»

Повесть Валентина Катаева «Сын полка» — одна из самых известных книг, написанных во время Великой Отечественной войны.

Когда Катаев работал фронтовым корреспондентом, он не раз видел маленьких детей в солдатской форме. Так появилась идея для повести. Написана она была в 1944 году, а опубликована годом позже, за три месяца до конца войны

Музейное дело

Музеи во время Великой Отечественной войны занимались сохранением музейных ценностей, организовывали выставки, проводили экскурсии и лекции перед бойцами на передовой и в госпиталях. Работники музеев в течение 1941–1945 годов собирали и изучали материалы по истории войны, формировали из них фонды.

Экспонаты эвакуировали вглубь страны, где они должны были храниться в безопасности до конца войны

Государственный исторический музей

1

Как жил ГИМ во время войны

В осажденной Москве Исторический музей — единственный из московских музеев, который не прекращал свою деятельность. Он работал, даже когда встало метро, закрылись многие заводы и учреждения

За четыре года войны ГИМ был закрыт для посещения всего 8 дней, с 30 октября по 6 ноября 1941 года. Тогда, после страшной бомбардировки Москвы 29 октября, взрывная волна выбила в здании музея оконные стекла и повредила рамы

2

Первые выставки на тему войны

В годы войны в Историческом музее не останавливалась выставочная деятельность. Осенью 1941 года открыли выставку, которая рассказывала о борьбе с немецкой агрессией на протяжении веков.

Один зал был посвящен зенитчикам МПВО — защитникам Москвы. В конце октября, в самые тяжелые для столицы дни, музей подготовил эту передвижную выставку на основе материалов фотохроники ТАСС

С ней сотрудники музея выезжали в воинские части, на предприятия, выступали с лекциями перед жителями города. На таких встречах работники просили собирать предметы войны — пули, каски, осколки — и передавать их в Исторический музей

3

Осенью 1941 года музей начал подготовку выставки «Оборона Москвы», которую позже назвали «Разгром немецко-фашистских войск на подступах к Москве».

На базе этой выставки сформировался актив музея, который поддерживал связь с воинскими частями. Выставка работала вплоть до 1948 года и уступила место экспозиции XVIII века, которая планировалась еще до войны

4

Сбор военных экспонатов

В военные годы музей стал систематически собирать материалы, которые отражали все аспекты Великой Отечественной войны. По горячим следам искали уникальные подлинные памятники: оружие, документы, обмундирование, фотографии, рисунки, листовки, агитационные плакаты «Окон ТАСС», личные вещи солдат и офицеров

За годы войны музей собрал целые коллекции по истории отдельных воинских частей, которые получили звание гвардейских. Из них в 1943 году была создана выставка «Сталинская гвардия в боях за родину»

С 1941 по 1945 год музей подготовил тематические выставки, посвященные героическим страницам боевого прошлого нашей родины: «К 700-летию Ледового побоища», «Великая Отечественная война 1812 года», «Оборона Москвы в прошлом и настоящем», «Великие русские полководцы», «275 лет русского военного корабля», «А. В. Суворов» и другие

Пушкинский музей

Начало войны и эвакуация

С самого начала Великой Отечественной войны коллекцию музея решено было эвакуировать в Новосибирск и Соликамск. Всего за десять дней сотрудники Пушкинского музея подготовили к отправке больше 100 000 картин, статуй, монет, исторических документов. Каждый день упаковывали примерно по 11 000 экспонатов

Способы крепления и упаковки придумывали на ходу. Папирусы стеклили, каждую ценную монету клали в бумажный пакет, греческие вазы набивали и обкладывали бумагой, а затем помещали в ящик с сухой деревянной стружкой.

15 июля 1941 года первая очередь экспонатов покинула город, а уже 22 июля начались массированные авианалеты на Москву

Сохранение экспонатов в Москве

Ждать Победы в здании музея остались 267 600 памятников. Каждый из них старались сохранить изо всех сил. Например, «Саркофаг Уварова» спрятали в ящик с крышкой и засыпали песком, а вокруг ряда скульптур, которые нельзя было передвинуть, построили деревянные защитные конструкции. В шутку сами сотрудники называли их однокомнатными квартирами

Разрушенное войной

Здание музея серьезно пострадало от бомбардировок. В августе 1941 года 150 зажигательных бомб попали на территорию музея и в его залы. Одна из них спровоцировала пожар и уничтожила панно Александра Головина «Афинское кладбище»

В ночь на 14 октября 1941 года ударная волна от фугасной бомбы разрушила стеклянную крышу музея. Ситуацию осложнила рано наступившая зима. В музее было холодно, сыро и темно: трубы отопительной системы лопнули, электрическая проводка была повреждена.

За период войны здание и коллекции музея сильно пострадали: утрачено 6 экспонатов, повреждены 24 картины, 1 скульптура, 218 слепков, 158 произведений декоративного искусства, 112 предметов художественной мебели

Жизнь музея в годы войны

Несмотря на испытания войны, жизнь в музее продолжалась. В нем проходили выставки, к которым издавали каталоги. Все силы были брошены на поддержание нормального функционирования музея ради сохранения самого здания и оставшихся коллекций. Помимо бесконечных авральных музейных работ, сотрудников мобилизовали на разгрузку дров, заготовку леса, переборку овощей, строительство метро.

С начала 1942 года возобновилась научная и просветительская деятельность. Читали лекции, готовили доклады, проводили конференции

Возвращение из эвакуации и завершение войны

В 1944 году экспонаты вернулись из эвакуации, началась подготовка новой экспозиции, полным ходом шли восстановительные работы. 3 октября 1946 года музей вновь открыли для посетителей

Эрмитаж

Подготовка к эвакуации

22 июня 1941 года в Эрмитаже сразу же началась эвакуация музейных экспонатов. За неделю сотрудники музея упаковали 500 000 уникальных предметов. В процессе участвовали все работники Эрмитажа, в том числе охранники и технические служащие. На отдых и еду они тратили не более часа в сутки. Вскоре к ним присоединились ленинградцы, неравнодушные к искусству и музею. Это были художники, студенты и обычные жители города

1/9
Эрмитаж

Эвакуация экспонатов Эрмитажа в Свердловск

Ценные экспонаты в сопровождении научных сотрудников и вооруженных бойцов отправились в Свердловск (ныне Екатеринбург). Первый эшелон включал 22 багажных вагона, которые вместили в себя практически всю музейную экспозицию, около 500 тысяч экспонатов. Второй эшелон доставил более 700 000 предметов из запасных фондов. Третий эшелон так и не отправился из Ленинграда: немцы перекрыли железнодорожные пути

2/9
Эрмитаж

В Свердловске экспонаты разместили в зданиях Картинной галереи и Римско-католического храма, а также в «кровавом» доме Ипатьева, где когда-то был расстрелян Николай II с семьей.

Специалисты Эрмитажа несли дежурства в помещениях с вывезенными экспонатами. Здесь они продолжали вести научную деятельность, писали диссертации и монографии, устраивали выставки. Проводились и различные мероприятия: сотрудники читали лекции в учебных заведениях и на заводах, в санитарных поездах и колхозах, воинских частях и госпиталях

3/9
Эрмитаж

Вместо экспонатов — больничные койки

Во время войны 12 музейных подвалов превратились в бомбоубежища и стали жилыми. В них проживали сотрудники Эрмитажа, знаменитые архитекторы и художники Ленинграда. В подвалах продолжалась научная жизнь: сотрудники писали труды и книги, проводили заседания.

В феврале 1942 года в музее открылся стационар на 100 мест. Помещения утеплили, поставили в них печи и мойки. Стационар обустраивали почти все сотрудники Эрмитажа, которые в то время остались в блокадном Ленинграде

4/9
Эрмитаж

После открытия в стационар сразу же поступили 64 человека, 48 из них уже не могли вставать. Обессиленные получали медикаменты и усиленное питание. Для досуга больных предоставлялись шахматы и шашки, домино, книги и газеты. Всего за 10-12 дней ослабевшие от дистрофии люди могли подняться и вновь начать работать

5/9
Эрмитаж

К началу весны 1942 года музей решили законсервировать. Жить в бомбоубежищах запретили. В зданиях отключили электричество, отопление и канализацию, штат сотрудников музея был сокращен до минимума. Но при этом стационар еще держался и работал

6/9
Эрмитаж

Немногочисленные оставшиеся сотрудницы музея были одновременно медсестрами и санитарками, рабочими и истопниками. Без отопления, света и канализации они мыли полы и проводили дезинфекцию, кололи дрова и утепляли помещения, ухаживали за больными. Вместе с тем они продолжали следить за состоянием экспонатов, оставшихся в музее.

Стационар при Эрмитаже проработал 89 дней и закрылся 1 мая 1942 года. За это время здесь находилось 313 человек, умерли 18 из них

7/9
Эрмитаж

Первая выставка после снятия блокады и возвращение экспонатов

Вернуть эвакуированные экспонаты удалось лишь после окончания войны, во второй половине 1945 года. Всё это время сотрудники Эрмитажа сохраняли уникальные коллекции, вели научную деятельность и читали лекции, работали на огородах и, конечно же, ждали возвращения в Ленинград.

10 октября экспонаты привезли домой из эвакуации. Всего за 22 дня в 69 залах сотрудники воссоздали музейную экспозицию

8/9
Эрмитаж

Торжественное открытие Эрмитажа состоялось 4 ноября 1945 года, попасть на него можно было только по специальным приглашениям. А уже 8 ноября музей открылся для посетителей

9/9
1/9
;

Петергоф

Вместо празднования— эвакуация

Летний сезон Петергофа 1941 года должен был стартовать именно 22 июня. Музейный комплекс готовился к традиционному празднику «Белые ночи». Но вместо празднований сотрудникам музея пришлось спасать ценности дворцов и парков. А сама бывшая резиденция превратилась в объект обороны

Значительную часть экспонатов из Петергофа удалось вывезти сразу после начала войны — за лето и осень 1941 года. В общей сложности смогли спасти 12 932 музейных предмета: экспонаты, книги, архивные документы, фотографии и негативы

Как спасали и прятали ценности Петергофа

В первую очередь начали спасать хрупкие изделия. Чтобы их сохранить, сотрудники заворачивали всё в бумагу, укладывали в специальные ящики и чехлы, которые мастерили сами. Внутрь ящиков и чехлов стелили сено

Всего для перевозки было собрано десять вагонов и десять платформ. Первые партии музейных экспонатов направили в Горький (Нижний Новгород), затем их перевезли в Новосибирск. Часть предметов отправили в Сарапул в Удмуртии, часть осталась в осажденном Ленинграде

Мебель, скульптуры другие крупные предметы вывезти было сложно, поэтому их прятали в подвалах дворцов или в земле на территории парков. Например, для скульптур делали ямы нужных размеров, дно и стены укладывали утрамбованной глиной, чтобы защитить убежище от воды. Затем дно засыпали толстым слоем сухого песка, а уже затем внутрь клали ящик со скульптурой. Вокруг него создавали своего рода капсулу, яму засыпали землей и покрывали дерном или засеивали

Закопанное искусство

Всего в землях Нижнего парка и Верхнего сада Петергофа было спрятано 83 скульптуры, 18 скульптур оставили на месте. Спрятанные и эвакуированные скульптуры отлично сохранились. Разрушены были самые крупные фигуры, которые не получилось демонтировать и вывезти. Например, фонтанная скульптура Самсон, Тритон, Нева и Волхов, петровские барельефы ступеней каскада и маскароны каскада

Петергоф во время оккупации

Страшная глава в истории музея. Когда начались ожесточенные бои за Петергоф, сотрудникам музея пришлось покинуть легендарный парк и со слезами на глазах оставить ценные артефакты. 23 сентября 1941 года немцы оккупировали территории. Они подрывали здания и уничтожали произведения искусства, грабили дворцы и павильоны, вырубали и сжигали вековые деревья. Многие культурные ценности вывезли в Германию

Сильнее всего пострадал Нижний парк. В первые дни оккупации в Большой дворец попал снаряд, и здание горело три дня. Пока немцы находились на территории Петергофа, они отапливали здания уникальными полотнами и панно, паркетами и дубовой обшивкой, оконными рамами. Трубы железных буржуек пустили через исторические камины, из-за чего художественная лепка оказалась уничтожена

Освобождение Петергофа

Петергоф оставался под обстрелом вплоть до снятия блокады. К 19 января советские войска вошли в Петергоф, немцев здесь уже не было. Уходя, они заминировали территорию

Пока советские солдаты расчищали парки, происходили взрывы. От них погибали люди и разрушались чудом уцелевшие памятники культуры и архитектуры. Минами были уничтожены сооружения Английского парка, Английский дворец и павильоны, дворец Марли

Восстановление Петергофа после войны

К сожалению, любимый всеми Петергоф оказался практически полностью уничтожен. От первоначального облика дворцово-музейного комплекса почти ничего не осталось. Повсюду были черные мертвые деревья и пепел, догорающие строения и обгорелые остатки павильонов, разрушенные фонтаны и колонны, захламленный Большой каскад с осиротевшим пустым пьедесталом Самсона

Сотрудники музея вернулись в Петергоф через несколько дней после освобождения города. Парки начали восстанавливать уже весной после снятия блокады — и уже 17 июня 1945 года Петергоф открыли для посетителей. Но полностью наладить и запустить фонтаны удалось лишь к концу 1950-х годов. А один из них — Львиный каскад — снова заработал только в 2000 году

Культура
с 1941 по 1945:
хронология

1941

Создан плакат
«Родина-мать зовет!»

В первые же дни войны советские художники начали создавать драматичные плакаты, которые поднимали моральный дух и вдохновляли на противостояние врагу.

Один из самых известных военных плакатов — «Родина-мать зовет!», его написал художник Ираклий Тоидзе

Написали и впервые исполнили «Священную войну»

С первой строчки и первых нот песня вела в бой. Спустя два дня после начала войны ее написали поэт Василий Лебедев-Кумач и композитор Александр Александров.

Впервые песню исполнили группы Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР на Белорусском вокзале

Немцы оккупировали Петергоф

23 сентября 1941 года немцы оккупировали территории.

Они подрывали здания и уничтожали произведения искусства, грабили дворцы и павильоны, вырубали и сжигали вековые деревья. Но спустя годы сотрудники Петергофа смогли восстановить музейно-парковый комплекс

Константин Симонов написал стихотворение «Жди меня»

В годы войны «Жди меня» пользовалось невероятной популярностью. Его читали солдаты на фронте и в госпиталях. Песня прозвучала в одноименном фильме «Жди меня»

Откуда пошел термин «Великая Отечественная война»

Его напечатали в газете «Правда», в выпуске от 24 июня 1941 года

Сотрудники Ленинки перенесли книги в новое хранилище

27 июня 1941 года сотрудники библиотеки начали переброску миллионов книг из старого здания в нижние этажи нового книгохранилища. Там, под железобетонным перекрытием, книги оказались под надежной защитой

ГИМ подготовил первую военную выставку

Она называлась «Оборона Москвы», позже ее назвали «Разгром немецко-фашистских войск на подступах к Москве». Открытие прошло осенью 1941 года

Бомба разрушила стеклянную крышу Пушкинского музея

Внутри музея дела обстояли печально. Трубы отопительной системы лопнули, проводка была повреждена. Экскурсоводы и научные сотрудники превратились в сторожей и пожарных

1942

Дмитрий Шостакович написал Ленинградскую симфонию №7

С первых дней войны композитор начал работать над сочинением. Название «ленинградская» симфонии дала Анна Ахматова. Премьера прошла в этом же году 9 августа, в Большом зале филармонии

Большой театр поставил оперу «В огне»

Опера Д. Кабалевского «В огне» — одно из первых музыкально-драматических произведений, которые посвящены теме Отечественной войны. Премьера прошла 19 сентября 1942 года

Премьера спектакля «Олеко Дундич» в театре им. Е. Б. Вахтангова

«Олеко Дундич» — история о беззаветном защитнике Родины. Труппа поставила спектакль, пока была в эвакуации, на сцене Омского театра драмы

Опубликовали первую главу «Василия Тёркина»

Поэма и ее автор, Александр Твардовский, обрели культовый успех и стали ключевыми символами военного поколения. Первую главу опубликовали в 1942 году, а последнюю Твардовский написал и отдал на публикацию в 1945-м

Эрмитаж оборудовал подвалы-бомбоубежища в больницу

В феврале 1942 года в музее открылся стационар на 100 мест. Помещения утеплили, поставили в них печи и мойки. Стационар обустраивали почти все сотрудники Эрмитажа, которые в то время остались в блокадном Ленинграде

1943

Вышел фильм «Два бойца»

Его сняли по повести Льва Славина «Мои земляки». Это фильм об искренней, нерушимой дружбе двух советских солдат. В киноленте сыграл Марк Бернес, который исполнил песни «Тёмная ночь» и «Шаланды, полные кефали»

Открыли
школу-студию МХАТ

20 октября 1943 года свои двери распахнула школа, открытая в память о Немировиче-Данченко. Первый выпуск состоял из 27 человек, студенты окончили школу в 1947 году

Мариинский театр поставил оперу «Кармен»

Премьера взбудоражила блокадный город. Спектакль поставила певица Надежда Вельтер, в те времена она возглавляла коллектив театра, который остался в Ленинграде. Только летом 1942 спектакль показали десять раз

Опубликовали «Двенадцать месяцев» Самуила Маршака

В 1942 году к писателю обратился шестилетний ребенок, который спросил, почему он, детский писатель, забыл о своих главных читателях — детях. Такой вопрос произвел на Маршака сильное впечатление, и среди своего плотного расписания он стал искать время на историю для маленьких. Так появилась сказка «Двенадцать месяцев»

1944

Сергей Прокофьев написал Симфонию №5

Одно из главных сочинений Сергея Прокофьева: монументальное, драматичное, написанное в героико-эпических традициях русской симфонической музыки

«Разгром немецких войск под Москвой» получил «Оскар»

Документальный фильм о Москве и боевых действиях на прилегающих территориях. «Разгром...» вышел на Западе и получил первый для СССР «Оскар» в номинации «Лучший документальный фильм»

В БДТ прошла премьера пьесы Горького «На дне»

Поставил ее Лев Рудник — главный режиссер и директор БДТ в военные годы

Российская
национальная
библиотека открылась
после ремонта

После снятия блокады в библиотеку вернулись ее сотрудники из эвакуации, поступили на работу новые молодые кадры. 1 ноября 1944 года закончились ремонтно-восстановительные работы, и зал снова открыли для читателей

Валентин Катаев написал повесть «Сын полка»

Повесть о мальчишке, который вырос на фронте, — одна из самых известных книг времен Великой Отечественной войны. Написана она в 1944 году, а опубликована годом позже, за три месяца до конца войны

Советские войска освободили Петергоф

Это произошло 19 января — советская армия вошла в Петергоф, но немцев там уже не было. Уходя, они заминировали территорию, поэтому при восстановлении дворцов и парков продолжали гибнуть люди и разрушаться здания

1945

Вышел «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна

Это кино стало последним в фильмографии великого режиссера. Музыку для фильма написал Сергей Прокофьев.
А сценарий, созданный Эйзенштейном, утверждал лично Сталин

Московская филармония выступает в День Победы

9 мая центральные площади Москвы спонтанно превратились в концертный зал под открытым небом. На площади Маяковского выступали солисты Московской филармонии — выдающиеся пианисты Нина Емельянова и Юрий Брюшков, актер Эммануил Каминка и другие

О проекте

«Сила культуры» — специальный проект Дзена о том, как искусство помогло пережить самые мрачные моменты Великой Отечественной войны.

О том, как культура стала путеводной нитью, соединила прошлое и будущее, разрушение и возрождение

Наш цикл документальных видео

Партнеры проекта:

Московская филармонияТретьяковская галереяГИМкиностудия ЛенфильмПетергоф, Государственный музей-заповедникРоссийская национальная библиотекаНижегородский музей-заповедник (НМЗ)Пушкинский музейГосударственный ЭрмитажМосковский Художественный театр имени А. П. Чехова (МХТ)Музей МХАТБольшой театрРоссийская академия музыки имени ГнесиныхРоссийский национальный Музей Музыки
Московская филармонияТретьяковская галереяГИМкиностудия ЛенфильмПетергоф, Государственный музей-заповедникРоссийская национальная библиотекаНижегородский музей-заповедник (НМЗ)Пушкинский музейГосударственный ЭрмитажМосковский Художественный театр имени А. П. Чехова (МХТ)Музей МХАТБольшой театрРоссийская академия музыки имени ГнесиныхРоссийский национальный Музей Музыки