В третьей и заключительной части статьи о психоистории мы поговорим о роботах...
Старый и заслуженный американский экономист с говорящей фамилией Лукас как-то написал:
Вот, что я называю «механикой» экономического развития – построение механического, искусственного мира, населённого взаимодействующими роботами, которых обычно изучает экономическая теория; такого, чтобы он демонстрировал поведение в общих чертах похожее на поведение реального мира [1].
Это — не бред зачахшего над фолиантами дедушки. Это вполне серьёзное и осознанное изложение метода. Наука работает не с живыми людьми, а с их моделями.
* * *
Из гуманитарных наук больше и плотнее всего с моделями человека работают две: психология и экономическая теория. Цели у этих наук разные. Разными получаются и используемые ими модели.
Модели, используемые в психологии:
- Стремятся описать человека в его целостности. Они охватывают всю биографию человека, а значит, по построению, историчны.
- Уделяют большое внимание иррациональному в человеке.
- Плохо аггрегируются. В рамках самой психологии изучается поведение только самых маленьких коллективов: семей, компаний друзей или коллег и пр.
- Плохо математизируются.
Модели из экономической теории имеют прямо противоположные характеристики:
- Человек в них рассматривается с точки зрения конкретного акта выбора, который он совершает. Его прошлое и будущее моделируются в пределах, необходимых для этой задачи.
- Предполагается, что человек рационален. Изъятия из этого принципа должны быть чётко оговорены в модели.
- Используются для изучения общественных явлений "по построению".
- Сравнительно легко математизируются.
Таким образом, психологические модели человека идеально подходят для решения специфических задач психоистории. Но они индивидуальны, поэтому психоисторику нужно научиться проводить их агрегирование и (если требуется) математизацию. Экономические модели, напротив, годятся лишь для решения определённого круга задач, зато их применимость к изучению социальных явлений обеспечила уже материнская дисциплина.
* * *
В своих психоисторических штудиях я использовал модели человека как из психологии, так и из экономической теории.
Модель сценарного анализа Эрика Берна мне пригодилась для описания культурных кодов. Очень интересные (и пугающие) результаты удалось получить для культурного кода Болгарии.
Текст с описанием и обоснованием этих результатов я обязательно выложу, если вы, уважаемые читатели, накидаете мне до Нового года донатов на 1000 рублей. Сбор уже идёт. Кнопка для донатов стоит прямо под этим текстом. Помочь мне просто, а читать будет интересно!
Другую, коллективную версию сценарного анализа я применил при создании модели фрактальных конфликтов. Вы уже имели возможность прочесть о ней — на примере российско-украинской войны.
Экономическую же модель ограниченной рациональности (со своими авторскими утяжелениями) я использовал в исследовании спонтанных коллективных действий.
Психоистория — молодая наука. Мы не знаем, какой инструментарий ей ещё пригодиться. Можем быть лишь уверены, что его будет много — и разного. Так что читайте, думайте, пишите комментарии, делайте предложения, кидайте донаты. А психоистория вас не забудет! 🙂
---
[1] Lucas R.E. On the mechanics of economic development // Journal of Monetary Economics. – 1988. – Vol. 22, issue 1. – C. 5.