Ракета «Сармат». Декабрь 2025
Тяжелых боевых ракет Россия никогда не делала. Тяжелые ракеты делало КБ «Южное». Вся история КБ «Южное» и ПО «Южмаш» - это сложный и тернистый путь от первой ракеты Р-1 до тяжелого комплекса Р-36М2 «Воевода». Это путь ошибок и поражений. Это тяжелейшая катастрофа 24 октября 1960 года на стартовом комплексе Байконура с массовой гибелью людей при пуске ракеты Р-16. Но именно этот путь привел к созданию одной из самых совершенных боевых ракет в мире. Перед тем, как Россия создаст свою собственную тяжелую ракету, нашим конструктором, инженерам и военным придется испытать все то, что испытали конструкторы «Воеводы».
В 2009 году в российских СМИ впервые появилась информация о том, что в Корпорации «Рособщемаш» ведется разработка новой ракеты тяжелого класса «Сармат», которая должна будет заменить тяжелую ракету Р-36М2 «Воевода». Несмотря на громкое название, корпорация «Рособщемаш» была предприятием, занимавшимся неизвестно чем, и уж точно не занимавшимся разработкой межконтинентальных баллистических ракет. Вероятно, информация была искажена в целях секретности. Вскоре появилась информация о том, что разработка ведется в НПО машиностроения. Это уже было ближе к действительности. Наконец, появилась правдивая информация о том, что разработка ведется в ГРЦ Макеева.
В 1998 году в Ракетном центре Макеева была прекращена разработка морской баллистической ракеты «Барк». Новая твердотопливная морская ракета «Булава» была передана Московскому институту теплотехники. Крупнейшие в стране и в мире Ракетный центр Макеева, и завод «Красмаш» остались без заказов, и без работы.
Стремясь выжить, «макеевцы» приступили к модернизации уже созданных ракет. Сначала они сдали на вооружение ракету «Станция», затем – ракету «Синева». Позже был разработан проект модернизации под названием «Лайнер». Но «Лайнер» в серию запускать не стали. К 2009 году ГРЦ Макеева исчерпал все возможности по продлению сроков своего существования. Органы государственного руководства должны были либо спасать предприятие выдачей важнейшего государственного заказа, либо ликвидировать его.
Так начался «Сармат». Ракета была крайне нужна РВСН. На вооружении могли остаться только легкие ракеты «Тополь-М» и УР-100Н. Хорошо защищенные командные пункты, пункты связи и боевого управления вероятного противника легкие боевые блоки «Тополей» и «Соток» «пробить» не могли. Дальности полета до отдаленных стратегических целей недоставало.
С одной стороны, Ракетный центр Макеева был спасен. С другой стороны, способ реализации проекта был весьма рискованным. «Макеевцы» всю историю своего существования делали ракеты легкого класса для подводных лодок. Предстояло впервые создать ракету тяжелого, даже очень тяжелого класса для сухопутных комплексов.
Все когда-то бывает впервые. Но если КБ «Южное» шло к «Воеводе» всю свою сознательную жизнь, то ОКБ Макеева предстояло сделать стремительный рывок в неизвестность. Это все равно, что Автовазу поручили в кратчайшие сроки разработать и освоить выпуск Камазов. В принципе, можно. Но любой здравомыслящий человек непременно воскликнет: «А на хрена это нужно!» Рывок может привести либо к триумфу, либо к провалу.
СМИ писали, что разработка ракеты шла как по маслу. Возможно, в действительности было все совсем не так, как на самом деле, и уж совсем не так, как писали СМИ.
В 2016 году разработка завершилась. В декабре 2017 года был проведен первый испытательный бросковый пуск ракеты с полигона Плесецк. Напоминаю: при бросковом пуске маршевые двигатели первой и второй ступеней не включаются. Их вообще может не быть. Отрабатывается только безаварийный выход ракеты из шахтной пусковой установки. ПАД выводит ракету из шахты, подбрасывает на 20-30 метров, после чего она падает на землю.
В марте 2018 года был проведен второй испытательный бросковый пуск ракеты. ТАСС распространило сообщение о том, что летно-конструкторские испытания начнутся в 2019 году и завершатся в 2021 году, после чего первый полк 62-й ракетной дивизии стационарного базирования в Ужуре Красноярского края заступит на боевое дежурство.
В 2020 году, выступая на коллегии министерства, министр обороны Шойгу завил о намерении построить в районе поселка Северо-Енисейский полигон и комплекс для летных испытаний ракеты «Сармат». Заявление было сумбурным и непонятным, и каждый обозреватель трактовал его по-своему. Возможно, в Северо-Енисейске будут построены полигон ПРО и комплекс траекторных измерений ракеты «Сармат», так как полигон межконтинентальных баллистических ракет в районе Северо-Енисейска это полный абсурд.
В СССР существовало полигонное разделение труда. На Байконуре проводились испытания только жидкостных боевых ракет. В Плесецке проводились испытания только твердотопливных боевых ракет. По всей трассе от Плесецка до Камчатки была построена сеть измерительных пунктов. Они должны были непрерывно следить за полетом проходящей испытания ракеты.
У жидкостных и твердотопливных ракет разное количество ступеней. Отделяются ступени и головная часть жидкостных и твердотопливных ракет на разных расстояниях от места старта. Вероятно, для проведения полноценных испытаний первой для Плесецка жидкостной боевой ракеты понадобился новый измерительный пункт траекторных измерений. Хотя во времена СССР их было построено на трассе полета аж больше 10 штук.
20 апреля 2022 года состоялся первый и единственный на сегодняшний день пуск ракеты «Сармат» из ШПУ в Плесецке в рамках летно-конструкторских испытаний. Традиционное в таких случаях сообщение «Боевые блоки ракеты успешно поразили учебные цели на камчатском полигоне Кура» опубликовано не было.
1 сентября 2023 года в СМИ появились сообщения о том, что комплекс «Сармат» поставлен на боевое дежурство в Ужурской ракетой дивизии.
20 сентября 2024 года в интернете появились иностранные фотографии и сообщения о взрыве ракетной шахты, с которой проводились пуски «Сармата» на полигоне Плесецк.
В ноябре 2024 года в СМИ появились сообщения об освобождении В.Г.Дегтяря от должности генерального директора и генерального конструктора ГРЦ Макеева.
Что произошло, мне неизвестно. Известно то, что в эти же годы проводились испытания морской баллистической ракеты «Булава». Испытания «Булавы» продолжались 10 лет. За это время было сделано более 40 испытательных пусков. Только после этого «Булава» была принята на вооружение. Если вспомнить историю создания советских БРПЛ и МБР, то их испытания шли быстрее, но до принятия на вооружение также проводилось не менее 30-40 пусков. После одного испытательного пуска не была принята на вооружение ни одна ракета в мире.
Из книги «История развития отечественной наземной ракетно-космической инфраструктуры», изданной в 2017 году (председатель редколлегии руководитель Роскосмоса И.А.Комаров), известно, что для проведения испытаний «Сармата» в петербургском КБСМ была создана одна шахтная пусковая установка в Плесецке.
В 1999 году в Плесецке была создана экспериментальная ШПУ для проведения испытаний ракеты «Тополь-М». С этой целью на полигон были перевезены элементы конструкции ШПУ тяжелых МБР. В 2000 году из этой шахты был осуществлен первый испытательный пуск «Тополь-М». Основной объем испытаний «Тополь-М» был проведен в 1995-1999 годах из другой ШПУ – легкой МБР УР-100Н, переоборудованной в ШПУ легкой МБР РТ-23УТТХ, затем переоборудованной для испытаний ракеты «Тополь-М». Поэтому из ШПУ тяжелых МБР в Плесецке был проведен ограниченный объем испытаний.
В сентябре 2022 года в СМИ появились сообщения о том, что разработчик ШПУ петербургское АО «КБСМ» ликвидировано.
Дальнейшая информация в СМИ о судьбе ракеты «Сармат» пока отсутствует. Вероятно, впереди у создателей сложный и трудный путь, который должны пройти все конструкторы всех тяжелых межконтинентальных баллистических ракет, обладающих уникальными, непревзойденными характеристиками, способными поразить любую сверхзащищенную цель вероятного противника на любой дальности.
Дай бог конструкторам не опустить руки и преодолеть эти трудности.
Подписывайтесь на канал «Прожектор оборонки»!
Михаил Первов