Найти в Дзене
Странствия поэта

Жуткая правда «Малахитовой шкатулки». Почему Хозяйка Медной горы — это не добрая фея, а ангел тьмы?

Оглавление

Мы все помним советские мультики и фильм «Каменный цветок». Там Хозяйка Медной горы — этакая строгая, но справедливая владычица, которая помогает талантливым мастерам. Красавица в малахитовом платье, русская версия феи. Мне, например, нравится экранизация 1946 года.

Но если перечитать сказы Павла Бажова во взрослом возрасте, становится не по себе. От этих текстов веет холодом могилы. И это не случайно. Бажов не придумывал сюжеты — он записывал тайные предания уральских горняков. А в них Хозяйка была существом, встреча с которым была страшнее, чем встреча с медведем-шатуном.

Нечистая сила в сарафане

Для рабочих Урала XIX века шахта была местом сакральным и опасным. Спускаясь под землю, они попадали в чужой мир.

Кем была Хозяйка (или Малахитница) в их поверьях?

Это дух местности, древний и безжалостный. Она — оборотень. То красивая женщина, то ящерица с человеческим лицом.

-2

У Бажова есть жуткая деталь: у Хозяйки холодное тело, а слезы превращаются в камни. В фольклоре это прямой признак нежити, покойника.
Горняки верили: Хозяйка — это
хранительница мертвых. Недра горы — это царство Аида. И тот, кто заключает с ней сделку, фактически продает душу.

Любовь, которая убивает

Вспомните отношения Хозяйки с мужчинами. Степан в «Медной горы хозяйке» или Данила в «Каменном цветке». Это не просто покровительство. Это мистический, опасный брак.

В фольклоре есть четкое правило: если Хозяйка положила на тебя глаз, тебе конец.

Американская афиша фильма
Американская афиша фильма

Степан, который встретил её, хоть и получил вольную и богатство, «таял на глазах», стал хворым и умер молодым. Его нашли мертвым с улыбкой на лице и ружьем в руках (будто он сам искал смерти).
Почему? Потому что, прикоснувшись к потустороннему миру, человек не может жить в обычном. Хозяйка «выпивает» жизненную силу.

«Худому с ней встретиться — горе, и доброму — радости мало». (П. Бажов)

Тайна Данилы-мастера

Самая трагическая история — у Данилы-мастера. Он одержим идеей создать Каменный цветок, который будет «как живой».

Но что это значит? Живое в мертвом камне. Это попытка сравняться с Богом (или с природой).

Хозяйка заманивает его к себе в гору. В фильме он возвращается к невесте Кате. Но в изначальных легендах (и в подтексте Бажова) уход «в гору» — это эвфемизм смерти.

-4

Мастера, которые становились «горными», пропадали для мира людей. Они становились частью свиты Хозяйки, вечными пленниками её холодной красоты.

Данила выбирает между теплым, живым миром (невеста Катя, дети, простой быт) и холодным, вечным миром Искусства (Хозяйка).

Бажов показывает страшную правду творчества: за гениальность приходится платить человеческим счастьем.

Древняя богиня

Откуда взялся этот образ? Этнографы считают, что Хозяйка Медной горы — это отголосок древней богини финно-угорских народов (манси и вогулов), которые жили на Урале до прихода русских.
Это была
Богиня-Мать, владычица недр.

-5

Русские заводские рабочие, придя на Урал, смешали свои православные страхи с местными языческими легендами. Так родилась Малахитница — наполовину бесовка, наполовину божество. Она не добрая и не злая. Она — как сама природа: равнодушна к человеку. Может одарить золотом, а может завалить породой.

Забытый код

Павел Бажов совершил подвиг. В 1930-е годы, когда церковь громили, а старый быт уничтожали, он сумел протащить в советскую литературу настоящую мистику и древнюю демонологию.

Он замаскировал жуткие легенды под «рабочий фольклор о угнетателях». Цензура увидела в сказах борьбу пролетариата, а читатели почувствовали ледяное дыхание вечности.

Перечитайте «Малахитовую шкатулку». И вы увидите, что это не сказка на ночь. Это история о том, как опасно заглядывать в бездну, даже если она сверкает изумрудами.

Все люди на одну колодку. Пока в нужде да в бедности, ровно бы и ничего, а как за мое охвостье поймаются, так откуда только на их всякой по*ани налипнет.

Спасибо за внимание!