Мы все помним советские мультики и фильм «Каменный цветок». Там Хозяйка Медной горы — этакая строгая, но справедливая владычица, которая помогает талантливым мастерам. Красавица в малахитовом платье, русская версия феи. Мне, например, нравится экранизация 1946 года.
Но если перечитать сказы Павла Бажова во взрослом возрасте, становится не по себе. От этих текстов веет холодом могилы. И это не случайно. Бажов не придумывал сюжеты — он записывал тайные предания уральских горняков. А в них Хозяйка была существом, встреча с которым была страшнее, чем встреча с медведем-шатуном.
Нечистая сила в сарафане
Для рабочих Урала XIX века шахта была местом сакральным и опасным. Спускаясь под землю, они попадали в чужой мир.
Кем была Хозяйка (или Малахитница) в их поверьях?
Это дух местности, древний и безжалостный. Она — оборотень. То красивая женщина, то ящерица с человеческим лицом.
У Бажова есть жуткая деталь: у Хозяйки холодное тело, а слезы превращаются в камни. В фольклоре это прямой признак нежити, покойника.
Горняки верили: Хозяйка — это хранительница мертвых. Недра горы — это царство Аида. И тот, кто заключает с ней сделку, фактически продает душу.
Любовь, которая убивает
Вспомните отношения Хозяйки с мужчинами. Степан в «Медной горы хозяйке» или Данила в «Каменном цветке». Это не просто покровительство. Это мистический, опасный брак.
В фольклоре есть четкое правило: если Хозяйка положила на тебя глаз, тебе конец.
Степан, который встретил её, хоть и получил вольную и богатство, «таял на глазах», стал хворым и умер молодым. Его нашли мертвым с улыбкой на лице и ружьем в руках (будто он сам искал смерти).
Почему? Потому что, прикоснувшись к потустороннему миру, человек не может жить в обычном. Хозяйка «выпивает» жизненную силу.
«Худому с ней встретиться — горе, и доброму — радости мало». (П. Бажов)
Тайна Данилы-мастера
Самая трагическая история — у Данилы-мастера. Он одержим идеей создать Каменный цветок, который будет «как живой».
Но что это значит? Живое в мертвом камне. Это попытка сравняться с Богом (или с природой).
Хозяйка заманивает его к себе в гору. В фильме он возвращается к невесте Кате. Но в изначальных легендах (и в подтексте Бажова) уход «в гору» — это эвфемизм смерти.
Мастера, которые становились «горными», пропадали для мира людей. Они становились частью свиты Хозяйки, вечными пленниками её холодной красоты.
Данила выбирает между теплым, живым миром (невеста Катя, дети, простой быт) и холодным, вечным миром Искусства (Хозяйка).
Бажов показывает страшную правду творчества: за гениальность приходится платить человеческим счастьем.
Древняя богиня
Откуда взялся этот образ? Этнографы считают, что Хозяйка Медной горы — это отголосок древней богини финно-угорских народов (манси и вогулов), которые жили на Урале до прихода русских.
Это была Богиня-Мать, владычица недр.
Русские заводские рабочие, придя на Урал, смешали свои православные страхи с местными языческими легендами. Так родилась Малахитница — наполовину бесовка, наполовину божество. Она не добрая и не злая. Она — как сама природа: равнодушна к человеку. Может одарить золотом, а может завалить породой.
Забытый код
Павел Бажов совершил подвиг. В 1930-е годы, когда церковь громили, а старый быт уничтожали, он сумел протащить в советскую литературу настоящую мистику и древнюю демонологию.
Он замаскировал жуткие легенды под «рабочий фольклор о угнетателях». Цензура увидела в сказах борьбу пролетариата, а читатели почувствовали ледяное дыхание вечности.
Перечитайте «Малахитовую шкатулку». И вы увидите, что это не сказка на ночь. Это история о том, как опасно заглядывать в бездну, даже если она сверкает изумрудами.
Все люди на одну колодку. Пока в нужде да в бедности, ровно бы и ничего, а как за мое охвостье поймаются, так откуда только на их всякой по*ани налипнет.
Спасибо за внимание!