Найти в Дзене

«Искра так и не воспламенилась»: менеджер Лады рассказал, почему люди не хотят покупать Ладу Искру. АвтоВАЗ совершил большую ошибку

Громкие презентации, обещания «новой эры» и надежды на то, что у нас наконец-то появится современный, но доступный народный автомобиль, разбились о суровую правду ценников. Lada Iskra, которую нам продавали как долгожданную замену устаревшей Гранте и бюджетную альтернативу Весте, вышла на рынок. Но вместо очередей и драк у дилерских центров мы наблюдаем странную тишину. Машины стоят в шоурумах, их много, но покупатели почему-то обходят новинку стороной, предпочитая либо старые проверенные модели, либо конкурентов. Я пообщался с менеджером одного из крупных дилерских центров LADA, чтобы понять, что происходит внутри «кухни» продаж, и его вердикт звучит неутешительно: завод совершил стратегическую ошибку в позиционировании, загнав собственную новинку в ловушку. Искра так и не воспламенилась Давайте посмотрим на сухие цифры, которые не умеют врать. Открываем прайс-листы и видим корень всех бед. Стартовая цена на Lada Iskra в комплектации Comfort с 8-клапанным мотором на 90 лошадиных сил

Громкие презентации, обещания «новой эры» и надежды на то, что у нас наконец-то появится современный, но доступный народный автомобиль, разбились о суровую правду ценников. Lada Iskra, которую нам продавали как долгожданную замену устаревшей Гранте и бюджетную альтернативу Весте, вышла на рынок. Но вместо очередей и драк у дилерских центров мы наблюдаем странную тишину.

Машины стоят в шоурумах, их много, но покупатели почему-то обходят новинку стороной, предпочитая либо старые проверенные модели, либо конкурентов. Я пообщался с менеджером одного из крупных дилерских центров LADA, чтобы понять, что происходит внутри «кухни» продаж, и его вердикт звучит неутешительно: завод совершил стратегическую ошибку в позиционировании, загнав собственную новинку в ловушку.

Искра так и не воспламенилась

Давайте посмотрим на сухие цифры, которые не умеют врать. Открываем прайс-листы и видим корень всех бед. Стартовая цена на Lada Iskra в комплектации Comfort с 8-клапанным мотором на 90 лошадиных сил и 5-ступенчатой механикой составляет 1 249 000 рублей. Запомним эту цифру. Теперь смотрим на «старшую сестру» - Lada Vesta. Ее базовая версия Comfort, но уже с 16-клапанным мотором на 106 сил (который мощнее и тише), стоит 1 239 900 рублей.

-2

Вы понимаете абсурдность ситуации? Флагманский автомобиль С-класса, который больше, просторнее, имеет лучшую шумоизоляцию и более сложную подвеску, стоит дешевле, чем новинка В-класса с дохлым мотором. Покупатель приходит в салон, видит эти два ценника и задает логичный вопрос: «Зачем мне покупать маленькую Искру с 90 силами, если я могу за те же деньги взять большую Весту со 106 силами?». Менеджеру на это ответить просто нечего.

Идем дальше и смотрим на тех, кто хочет сэкономить. Для них есть Lada Granta. В комплектации Comfort, где уже есть кондиционер, аудиосистема и подогревы, она стоит 1 080 000 рублей. Разница с базовой Искрой - почти 170 тысяч рублей. Для бюджетного сегмента это огромные деньги. За эти 170 тысяч можно купить комплект отличной зимний резины, сделать полную шумоизоляцию, поставить сигнализацию и еще останется на бензин на полгода. Люди садятся в Искру, видят тот же жесткий пластик, чувствуют тот же запах, и понимают, что переплачивать почти двести тысяч просто за новый кузов и платформу CMF-B LS нет никакого смысла. Гранта везет так же, а стоит дешевле.

-3

Но, может быть, Искра выигрывает в богатых комплектациях? Давайте проверим. Топовая версия Lada Iskra Techno с вариатором и мотором 106 л.с. оценивается заводом в 1 669 000 рублей. Это серьезная заявка. Но за эти деньги (1 626 000 рублей) вы можете купить Lada Vesta в комплектации Life. Это уже не пустая машина: там будет нормальная мультимедиа, литые диски, и, самое главное, это все еще Веста - автомобиль классом выше. А если добавить смешные в рамках автокредита 60 тысяч, можно взять Vesta Enjoy 24 за 1 726 000 рублей, которая будет на голову выше Искры по восприятию качества.

Менеджер салона признался, что завод своими руками создал «каннибализм» внутри модельного ряда. Искра оказалась зажата в тисках. Снизу ее подпирает дешевая и понятная Гранта, которую берут таксисты и курьеры. Сверху на нее давит Веста, которая предлагает больше автомобиля за сопоставимые деньги. Искра попала в "мертвую зону". У нее нет своей уникальной аудитории. Те, у кого есть 1.2–1.3 миллиона, из кожи вон лезут, чтобы купить Весту. Те, у кого их нет, берут Гранту.

-4

Вторая проблема - это техническое оснащение. Да, в Искре появилась 6-ступенчатая механика в версиях со 106-сильным мотором. Это плюс. Но задние тормоза - барабанные, даже в версии Techno. В Весте же в дорогих версиях стоят дисковые тормоза по кругу. Подвеска у Искры - это, по сути, наследие Логана: Макферсон спереди и балка сзади. Надежно, но скучно. Веста рулится интереснее и благороднее благодаря подрамнику и L-образным рычагам.

-5

Еще один нюанс, который отпугивает покупателей - это эффект новизны, который в наших реалиях играет в минус. Люди боятся «детских болячек». Все помнят проблемы с Вестой NG, с ее электроникой и китайскими комплектующими. Покупать сырую модель за полтора миллиона, когда рядом стоит проверенная временем (пусть и устаревшая) Гранта или допиленная Веста, готовы только единицы экспериментаторов.

-6

АвтоВАЗ рассчитывал, что Искра станет «золотой серединой», но пока она выглядит как «пятое колесо в телеге». Чтобы продажи пошли вверх, заводу нужно либо убирать с конвейера Гранту (чего они не сделают, так как это кормилец), либо резко повышать цены на Весту, разводя модели по разным ценовым нишам. Но Веста за 2 миллиона в базе окончательно потеряет рынок, уступив его китайцам.

Получается тупик. «Искр» на складах полно, но реального интереса к ним нет. Люди приходят, смотрят, цокают языком и... идут оформлять Гранту. Менеджеры уже делают ставки, когда завод объявит первые скидки на новинку, потому что продавать ее по нынешним прайсам - это сизифов труд.

-7

А вы бы купили Lada Iskra по цене Весты, или считаете это предложение завода насмешкой над здравым смыслом? Пишите в комментариях, обсудим.