Дизайнер, чья жизнь по драматизму не уступала его коллекциям.
Человек сложной судьбы, который взлетел на модный небосклон
как ослепительная комета и буквально сгорел в собственном огне.
В нём предельно ярко проявился архетип Творца: он лепил из ткани новые миры, говорил языком шрамов, травм и исторических ран, превращая подиум в личный дневник, написанный кровью и бисером.
Но рядом с Творцом в Маккуине всегда шёл архетип Бунтаря, точее даже его Тень — тот, кто не умеет мириться ни с правилами индустрии,
ни с собственными демонами.
Сначала этот внутренний хулиган даёт ему невероятную силу: он рушит каноны красоты, даёт голос уязвимым, заставляет моду говорить о насилии, депрессии, безумии. Постепенно Бунтарь становится Тенью, которая требует всё более радикальных шоу, более опасных тем, большей самоотдачи — пока не начинает пожирать самого автора.
История Маккуина — это история художника, который заключил пари с собственной Тенью и заплатил за это жизнью.
Как закроить собственную боль?
Самые бунтарские жесты Маккуина — это превращение личной травмы, стыда и гнева в спектакли, где насилие над телом, безумие и стигма становятся источником силы, а не унижения. Его показы можно читать как автобиографию человека из рабочего района Лондона East End, пережившего буллинг, гомофобию, семейные тайны и депрессию, который через моду отыгрывал собственную боль и постоянно проверял, где кончается травма и начинается искусство.
Мы разберём коллекции, через которые сильнее всего кричит его Тень и его травма.
Ранняя боль: насилие и классовая несправедливость
- Jack the Ripper Stalks His Victims (1992, Джек Потрошитель выслеживает своих жертв) — отсылка к убийце, действовавшему в районе, где рос Маккуин. Это не просто историзм, а осмысление женского страха и мужской жестокости, которую он видел в детстве.
Архивное видео см. на YouTube - Taxi Driver (1993, Водитель такси) — строится вокруг образа изолированного, агрессивного антигероя (водителем такси, еле сводящим концы с концами был отец Ли). Здесь чувствуется и его собственное ощущение чужака в глянцевом мире моды и гнева на город, который одновременно притягивает и калечит.
Семейная драма и национальная травма
- Highland Rape (1995, Изнасилованная Шотландия) — объединяет шотландские корни отца и семейную историю с исторической травмой изгнаний. «Изнасилованные» силуэты, свисающие бинты и рваный тартан работают как метафора и разрушенного детства, и колониального насилия.
- The Widows of Culloden (2006, Вдовы Каллодена) — возвращается к той же теме, но через фигуру скорбящей вдовы и «призрака» в финале. Это поздний этап его диалога с отцом и мужской линией рода, где отчуждение и вина уже переработаны в поэзию утраты.
Контроль над телом и объективизация
- Bellmer La Poupée (1997, Белльмер. Живая кукла) — опирается на Ханса Белльмера, но для Маккуина «кукла» - это он сам. Мальчик, которого ломали нормы мужественности и гомофобное окружение. Модели, закованные
в металлические конструкции — это визуальный образ того, как общество фиксирует и калечит тело. - It’s a Jungle Out There (1997, Там настоящие джунгли) с мотивом хищников и охоты — это мир, в котором выживает только самый жестокий. Так Маккуин описывал модную индустрию и собственный путь «хулигана в шортах» среди элиты.
Неврозы, стыд и внутреннее безумие
- Voss (2001, Палата Восс) — кульминация его разговора с собственной психикой. Показ в стеклянной «палате» отсылает к изоляции и стыду
за психическое расстройство, с которым он позже столкнулся открыто.
У зрителей отнимали контроль: свет, зеркала, ощущение наблюдения — как в психиатрической клинике. - Scanners (2003, Сканнеры) с мозговыми сканами на приглашениях — буквальное превращение внутренней боли в визуальный объект. Это почти признание: мой мозг — поле боя, на котором строится шоу.
Секс, вина и детская травма
- It’s Only a Game (2005, «Это всего лишь игра) и Supercalifragilistic-Expialidocious (2002, заклинаельная фраза, непереводимая на русский) играют на грани детской сказки и садомазохистской эстетики. Это столкновение детского воображения и жестокого мира, где сексуальность рано становится полем контроля и стыда.
- В коллекциях Joan (1998, Жанна) и Deliverance (2004, Избавление) фигуры мученицы и танцовщицы, падающей от изнеможения, отражают его собственное чувство «сгоревшего святого» — того, кто все время жертвует собой ради шоу.
Поздний период: потеря матери и саморазрушение
- Sarabande (2007, Сарабанда) с увядающими цветами и отсылками к Гойе — это размышление о красоте, обреченной на гибель, и о женском теле как поле для мужского воображения и насилия. Здесь уже звучит предчувствие его собственного увядания.
- Коллекция с египетскими и ведьминскими мотивами вроде In Memory of Elizabeth How, Salem 1692 (2007, В память об Элизабет Хоу, Сейлем, 1692) — связывают его семейную историю (дальний предок, обвинённый в колдовстве) с ощущением собственной «еретичности» в индустрии.
Когда Тень Бунтаря стала сильнее Творца
Ли Маккуин скоропостижно и добровольно ушёл из жизни, оставив короткую записку с просьбой позаботиться о его собаках — как будто до последнего больше волнуясь о тех, кого любит, чем о собственном имени. Вероятно,
он так и не успел осознать, насколько огромную роль сыграл в моде и какую терапевтическую силу его творчество имело для целого поколения женщин, которым он возвращал право быть одновременно уязвимыми и пугающе сильными.
Он не дожил до момента, когда невеста будущего короля Великобритании Кэтрин Миддлтон пойдёт к алтарю в платье модного дома, созданного мальчиком из восточного Лондона,потомком угнетённого шотландского рода, привыкшего быть «лишним» в мире. В этом почти символическая справедливость: человек, которого долго считали хулиганом и разрушителем,
в итоге стал автором языка новой королевской элегантности. Его имя уже невозможно стереть из истории моды — даже если сам Маккуин, кажется, д
о конца не поверил, что достоин остаться в ней навсегда
Источник: Alexander McQueen, V&A Publishing, London
О том, как примирить свои архетипы,
я рассказываю в Telegram-канале Mutabor,
где мы говорим о современных мифах, тени и внутреннем свете.
Подробнее про архетип Бунтаря - читай тут
про Тень Бунтаря и энергию разрушения: тут и тут