Найти в Дзене
Mutabor

Александр Маккуин: как Тень поглотила главного модного Бунтаря

Оглавление

Дизайнер, чья жизнь по драматизму не уступала его коллекциям.
Человек сложной судьбы, который взлетел на модный небосклон
как ослепительная комета и буквально сгорел в собственном огне.
В нём предельно ярко проявился
архетип Творца: он лепил из ткани новые миры, говорил языком шрамов, травм и исторических ран, превращая подиум в личный дневник, написанный кровью и бисером.

Но рядом с Творцом в Маккуине всегда шёл архетип Бунтаря, точее даже его Тень — тот, кто не умеет мириться ни с правилами индустрии,
ни с собственными демонами.
Сначала этот внутренний хулиган даёт ему невероятную силу: он рушит каноны красоты, даёт голос уязвимым, заставляет моду говорить о насилии, депрессии, безумии. Постепенно Бунтарь становится Тенью, которая требует всё более радикальных шоу, более опасных тем, большей самоотдачи — пока не начинает пожирать самого автора.
История Маккуина — это история художника, который заключил пари с собственной Тенью и заплатил за это жизнью.

Как закроить собственную боль?

Самые бунтарские жесты Маккуина — это превращение личной травмы, стыда и гнева в спектакли, где насилие над телом, безумие и стигма становятся источником силы, а не унижения. Его показы можно читать как автобиографию человека из рабочего района Лондона East End, пережившего буллинг, гомофобию, семейные тайны и депрессию, который через моду отыгрывал собственную боль и постоянно проверял, где кончается травма и начинается искусство.
Мы разберём коллекции, через которые сильнее всего кричит его Тень и его травма.

Ранняя боль: насилие и классовая несправедливость

  • Jack the Ripper Stalks His Victims (1992, Джек Потрошитель выслеживает своих жертв) — отсылка к убийце, действовавшему в районе, где рос Маккуин. Это не просто историзм, а осмысление женского страха и мужской жестокости, которую он видел в детстве.​​
    Архивное видео
    см. на YouTube
  • Taxi Driver (1993, Водитель такси) — строится вокруг образа изолированного, агрессивного антигероя (водителем такси, еле сводящим концы с концами был отец Ли). Здесь чувствуется и его собственное ощущение чужака в глянцевом мире моды и гнева на город, который одновременно притягивает и калечит.​​

Семейная драма и национальная травма

  • Highland Rape (1995, Изнасилованная Шотландия) — объединяет шотландские корни отца и семейную историю с исторической травмой изгнаний. «Изнасилованные» силуэты, свисающие бинты и рваный тартан работают как метафора и разрушенного детства, и колониального насилия.​
  • The Widows of Culloden (2006, Вдовы Каллодена) — возвращается к той же теме, но через фигуру скорбящей вдовы и «призрака» в финале. Это поздний этап его диалога с отцом и мужской линией рода, где отчуждение и вина уже переработаны в поэзию утраты.​​

The Widows of Culloden 2006
The Widows of Culloden 2006

Контроль над телом и объективизация

  • Bellmer La Poupée (1997, Белльмер. Живая кукла) — опирается на Ханса Белльмера, но для Маккуина «кукла» - это он сам. Мальчик, которого ломали нормы мужественности и гомофобное окружение. Модели, закованные
    в металлические конструкции — это визуальный образ того, как общество фиксирует и калечит тело.​
  • It’s a Jungle Out There (1997, Там настоящие джунгли) с мотивом хищников и охоты — это мир, в котором выживает только самый жестокий. Так Маккуин описывал модную индустрию и собственный путь «хулигана в шортах» среди элиты.​​

It’s a Jungle Out There 1997
It’s a Jungle Out There 1997

Неврозы, стыд и внутреннее безумие

  • Voss (2001, Палата Восс) — кульминация его разговора с собственной психикой. Показ в стеклянной «палате» отсылает к изоляции и стыду
    за психическое расстройство, с которым он позже столкнулся открыто.
    У зрителей отнимали контроль: свет, зеркала, ощущение наблюдения — как в психиатрической клинике.​​
  • Scanners (2003, Сканнеры) с мозговыми сканами на приглашениях — буквальное превращение внутренней боли в визуальный объект. Это почти признание: мой мозг — поле боя, на котором строится шоу.​

Voss 2001
Voss 2001

Секс, вина и детская травма

  • It’s Only a Game (2005, «Это всего лишь игра) и Supercalifragilistic-Expialidocious (2002, заклинаельная фраза, непереводимая на русский) играют на грани детской сказки и садомазохистской эстетики. Это столкновение детского воображения и жестокого мира, где сексуальность рано становится полем контроля и стыда.​
  • В коллекциях Joan (1998, Жанна) и Deliverance (2004, Избавление) фигуры мученицы и танцовщицы, падающей от изнеможения, отражают его собственное чувство «сгоревшего святого» — того, кто все время жертвует собой ради шоу.​
Supercalifragilistic-Expialidocious 2002
Supercalifragilistic-Expialidocious 2002

Поздний период: потеря матери и саморазрушение

  • Sarabande (2007, Сарабанда) с увядающими цветами и отсылками к Гойе — это размышление о красоте, обреченной на гибель, и о женском теле как поле для мужского воображения и насилия. Здесь уже звучит предчувствие его собственного увядания.​
  • Коллекция с египетскими и ведьминскими мотивами вроде In Memory of Elizabeth How, Salem 1692 (2007, В память об Элизабет Хоу, Сейлем, 1692) — связывают его семейную историю (дальний предок, обвинённый в колдовстве) с ощущением собственной «еретичности» в индустрии.​​
In Memory of Elizabeth How 2007
In Memory of Elizabeth How 2007

Когда Тень Бунтаря стала сильнее Творца

Ли Маккуин скоропостижно и добровольно ушёл из жизни, оставив короткую записку с просьбой позаботиться о его собаках — как будто до последнего больше волнуясь о тех, кого любит, чем о собственном имени. Вероятно,
он так и не успел осознать, насколько огромную роль сыграл в моде и какую терапевтическую силу его творчество имело для целого поколения женщин, которым он возвращал право быть одновременно уязвимыми и пугающе сильными.​​

Он не дожил до момента, когда невеста будущего короля Великобритании Кэтрин Миддлтон пойдёт к алтарю в платье модного дома, созданного мальчиком из восточного Лондона,потомком угнетённого шотландского рода, привыкшего быть «лишним» в мире. В этом почти символическая справедливость: человек, которого долго считали хулиганом и разрушителем,
в итоге стал автором языка новой королевской элегантности. Его имя уже невозможно стереть из истории моды — даже если сам Маккуин, кажется, д
о конца не поверил, что достоин остаться в ней навсегда

Кейт Миддлтон апрель 2011 (ныне HRH Принцесса Уэльская Кэтрин)
Кейт Миддлтон апрель 2011 (ныне HRH Принцесса Уэльская Кэтрин)

Источник: Alexander McQueen, V&A Publishing, London

О том, как примирить свои архетипы,
я рассказываю в Telegram-канале 
Mutabor,
где мы говорим о современных мифах, тени и внутреннем свете.

Подробнее про архетип Бунтаря -
читай тут
про Тень Бунтаря и энергию разрушения:
тут и тут