Найти в Дзене

Крематории или земля: кому это выгодно

Представьте: вы приходите на могилу к близкому человеку. К старому дубу, под которым он любил сидеть, к цветам, которые сажали вместе. Место, где память живет в каждом камне, в шелесте листьев, в тишине. А теперь представьте другое: стерильный зал, металлическая печь, урна с прахом на полке колумбария. Удобно? Экономично? Современно? Да. Но это не про нас. И сегодня мы поговорим о том, почему традиционное погребение в землю — это не пережиток прошлого, а акт веры и культурного сопротивления, который мы обязаны сохранить. Ваганьковское кладбище Земля — не просто участок Могила - последняя обитель и символ надежды
. Для православного христианина тело — не просто «биоматериал», это храм духа, освященный Таинствами. Отношение к нему — благоговейное. Сама традиция погребения в землю восходит к Библейским словам: «…прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:19). Это не уничтожение, а упокоение, возвращение «матери-земле» на сохранение до дня всеобщего Воскресения. Кремация же, с точки зрения
Оглавление

Представьте: вы приходите на могилу к близкому человеку. К старому дубу, под которым он любил сидеть, к цветам, которые сажали вместе. Место, где память живет в каждом камне, в шелесте листьев, в тишине. А теперь представьте другое: стерильный зал, металлическая печь, урна с прахом на полке колумбария. Удобно? Экономично? Современно? Да. Но это не про нас. И сегодня мы поговорим о том, почему традиционное погребение в землю — это не пережиток прошлого, а акт веры и культурного сопротивления, который мы обязаны сохранить.

Ваганьковское кладбище
Ваганьковское кладбище

Земля — не просто участок

Могила - последняя обитель и символ надежды
. Для православного христианина тело — не просто «биоматериал», это храм духа, освященный Таинствами. Отношение к нему — благоговейное. Сама традиция погребения в землю восходит к Библейским словам: «…прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:19). Это не уничтожение, а упокоение, возвращение «матери-земле» на сохранение до дня всеобщего Воскресения.

Кремация же, с точки зрения канонического православия, — это насильственное и мгновенное уничтожение богоданной плоти. Церковь, хоть и допускает её в крайних случаях (эпидемии, войны), всегда считала и считает отступлением от традиции. Это акт отчаяния, а не надежды. Выбирая огонь вместо земли, мы на глубинном уровне отказываемся от символики зерна, которое, умирая в земле, даёт росток для новой жизни.

Дефицита земли нет

Земля есть. Зачем нам тогда фабрики смерти?
 Вот ключевой вопрос, который замалчивается. Крематории активно продвигаются не из-за духовных запросов общества, а под соусом «муниципальной оптимизации». Аргументы звучат «современно»:

• «Экономия места в мегаполисах».

• «Санитарная безопасность».

• «Снижение нагрузки на ЖКХ».

Скадем прямо: в подавляющем большинстве регионов России нет тотального дефицита земли под кладбища. Проблема — в плохом планировании, заброшенности старых погостов и нежелании властей развивать инфраструктуру традиционных кладбищ. Проще и «рентабельнее» построить один крематорий, чем обустраивать и содержать десятки гектаров священной земли. Нам под видом «современного сервиса» пытаются продать упрощение, удешевление и обезличивание прощания.

Это логика ЖКХ, где главное — нормативы и квадратные метры. Но смерть и память не входят в их компетенцию.

Кладбище в Красногорском районе. Храм новомученицы во имя Татьяны (Грибановой)
Кладбище в Красногорском районе. Храм новомученицы во имя Татьяны (Грибановой)

Что мы теряем, отказываясь от кладбищ?

Если кладбища закрыть:

• Место памяти: Могила — это точка на карте мира, куда можно прийти, прикоснуться, помолиться. Урна в стене — это архивная единица.

• Экологию духа: Кладбище — это не «промзона смерти». Это часто ухоженный парк, место тишины и размышлений, часть культурного ландшафта. Крематорий — техногенный объект с выбросами (несмотря на фильтры).

• Связь поколений: Родовые участки, где лежат деды и прадеды, создают уникальную родовую вертикаль, чувство укорененности. Кремация эту вертикаль разрывает, превращая память в портативную урну, которую можно перевезти, забыть, потерять.

Зачем крематорий в райцентре

Мы — против строительства больших крематориев в регионах, где мало населения.

Что можно сделать?
 Это не призыв к агрессии, а к осознанной позиции.

1. Знать свою веру. Православие однозначно отдает предпочтение традиционному погребению. Важно делать выбор, основанный на вере, а не на навязанной «удобности».

2. Говорить открыто. На уровне семьи, прихода, муниципалитета. Задавать вопросы: почему вместо развития кладбищ нам предлагают крематорий? Кто за этим стоит и кому это выгодно?

3. Требовать развития традиционных кладбищ. Благоустройство, расширение, достойное содержание — это должно быть приоритетом местных властей, а не строительство «фабрик праха».

4. Сохранять традицию в семье. Заранее обсуждать этот вопрос с близкими, завещать именно погребение в землю. Наше личное решение — главный голос.

Заключение
Крематорий — это не прогресс. Это капитуляция перед прагматичным миром, в котором нет места тайне смерти и надежде на воскресение. Это выбор в пользу экономии, а не в пользу вечности.

Земля ждет. Она принимает тело с печалью, но и с надеждой. Огонь не оставляет надежды — только пепел.

Сохраняя традиционное погребение, мы отстаиваем не просто ритуал. Мы отстаиваем человеческое достоинство, святость телесного бытия и наше право прощаться с близкими по – совести, а не по нормативу ЖКХ.

Поделитесь, что вы думаете по этому поводу? Сталкивались ли с навязыванием «современного» подхода в вашем городе?