Найти в Дзене
#PRO:Право_PRO:Жизнь

🗃️Регистрация в ЕИС на примере организации.

1. ООО «ФОРТЭ» разработало информационную систему и намерено включить ее в единую информационную систему государственных организаций. Укажите какие сведения необходимо отразить в заявке на регистрацию системы и какие документы необходимо приложить к заявке. 2. Муниципальное бюджетное учреждение намерено осуществлять закупки товаров, работ услуг для собственных нужд через ЕИС в сфере закупок. Укажите: 1. Каким образом осуществляется регистрация заказчика в ЕИС? 2. Кто является уполномоченными лицами организации на подтверждение регистрационных сведений? Тема 3. Использование цифровых технологий в системе государственного и муниципального управления. Задача1. 1. ООО «ФОРТЭ» разработало информационную систему и намерено включить ее в единую информационную систему государственных организаций. Укажите какие сведения необходимо отразить в заявке на регистрацию системы и какие документы необходимо приложить к заявке. Для включения информационной системы в Единый реестр российских программ д
#Магистратура #НаучнаяРабота #МагистерскаяДиссертация #СтуденческаяНаука #ВысшееОбразование
#МеждународноеПраво #НалоговоеПраво #КорпоративноеПраво #ФинансовоеПраво #ПравовоеРегулирование
#BEPS #НалоговаяПрозрачность #АвтоматическийОбменИнформацией #КИК #БенефициарныеВладельц
#МеждународноеНалоговоеПланирование #Деофшоризация #Transparency #TaxEvasion #AML
#НаучноеИсследование #ДокладМагистра #ЮридическаяНаука #ПравовыеИсследования #АктуальныеПроблемыПрава
#ОЭСР #FATF #МеждународныеСтандарты #GlobalTax #МежправСотрудничество
#Магистратура #НаучнаяРабота #МагистерскаяДиссертация #СтуденческаяНаука #ВысшееОбразование #МеждународноеПраво #НалоговоеПраво #КорпоративноеПраво #ФинансовоеПраво #ПравовоеРегулирование #BEPS #НалоговаяПрозрачность #АвтоматическийОбменИнформацией #КИК #БенефициарныеВладельц #МеждународноеНалоговоеПланирование #Деофшоризация #Transparency #TaxEvasion #AML #НаучноеИсследование #ДокладМагистра #ЮридическаяНаука #ПравовыеИсследования #АктуальныеПроблемыПрава #ОЭСР #FATF #МеждународныеСтандарты #GlobalTax #МежправСотрудничество

1. ООО «ФОРТЭ» разработало информационную систему и намерено включить ее в единую информационную систему государственных организаций. Укажите какие сведения необходимо отразить в заявке на регистрацию системы и какие документы необходимо приложить к заявке.

2. Муниципальное бюджетное учреждение намерено осуществлять закупки товаров, работ услуг для собственных нужд через ЕИС в сфере закупок. Укажите:

1. Каким образом осуществляется регистрация заказчика в ЕИС?

2. Кто является уполномоченными лицами организации на подтверждение регистрационных сведений?

Тема 3. Использование цифровых технологий в системе государственного и муниципального управления.

Задача1.

1. ООО «ФОРТЭ» разработало информационную систему и намерено включить ее в единую информационную систему государственных организаций. Укажите какие сведения необходимо отразить в заявке на регистрацию системы и какие документы необходимо приложить к заявке.

Для включения информационной системы в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее – Реестр), ООО «ФОРТЭ» необходимо подать заявку в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минцифры России). Заявка подается в электронной форме через сайт Минцифры, для чего потребуется авторизация через портал Госуслуг с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

Ключевые этапы и требования к заявке:

1. Подготовка документации. Перед подачей заявки необходимо тщательно подготовить пакет документов. Помимо уже упомянутых ранее инструкций и описаний, особое внимание следует уделить доказательствам российского происхождения ПО. Это может включать:​

· Подтверждение прав на ПО: Документы, подтверждающие исключительное право на программное обеспечение на территории всего мира и на весь срок действия исключительного права.​

· Сведения о правообладателях: Подробная информация о правообладателях, включая долю российского участия, если правообладателем является юридическое лицо.​

· Гарантии и лицензии: Сведения о наличии гарантийного обслуживания, технической поддержки и модернизации ПО, осуществляемых российской организацией без преобладающего иностранного участия.​

2. Экспертиза. После подачи заявки она проходит экспертизу в Экспертном совете по программному обеспечению при Минцифры России. Совет проверяет соответствие ПО установленным требованиям, включая отсутствие принудительных обновлений и управления из-за рубежа. Заседания совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в шесть месяцев. Решения принимаются простым большинством голосов.​

3. Внесение в реестр. При положительном решении Экспертного совета сведения о программном обеспечении вносятся в Реестр. Реестровая запись содержит подробную информацию о ПО, включая его название, код продукции, сведения о правообладателях и ссылку на сайт правообладателя.​

К заявлению необходимо приложить следующие документы и сведения:

• Описание функциональных характеристик ПО: Документ, содержащий описание функционала программы с указанием языка программирования, используемых систем управления базами данных (СУБД), операционной системы и средств хранения данных.

• Инструкция по установке: Документация с описанием процесса установки программного продукта.

• Инструкция по эксплуатации: Руководство пользователя, необходимое для эксплуатации экземпляра ПО.

• Описание жизненного цикла ПО: Описание процессов поддержки жизненного цикла программы, включая устранение неисправностей, обновление, а также информацию о технической поддержке.

• Описание технических средств хранения и компиляции: Письмо с указанием адреса местонахождения технических средств хранения исходного кода и объектного кода программы, а также перечень сторонних компонентов, необходимых для ее функционирования.

Ниже — ссылки на нормы и точные цитаты о государственной регистрации программ для ЭВМ и баз данных (Роспатент), включая выдачу свидетельства.

Ключевые нормы

  • ГК РФ, статья 1262 «Государственная регистрация программ для ЭВМ и баз данных».​
  • Административный регламент Роспатента/ФИПС: порядок регистрации, состав сведений и сроки выдачи свидетельства.​
  • Официальная услуга: «Государственная регистрация программы для ЭВМ или базы данных … включая выдачу заявителю свидетельства».​

Цитаты из источников

Статья 1262 ГК РФ

  • «Правообладатель в течение срока действия исключительного права на программу для ЭВМ или на базу данных может по своему желанию зарегистрировать такую программу или такую базу данных в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.»​
  • «Заявка на государственную регистрацию программы для ЭВМ или базы данных … должна содержать: заявление о государственной регистрации …; депонируемые материалы, идентифицирующие программу для ЭВМ или базу данных, включая реферат.»​

Регламент/сайт Роспатента (ФГИС ФИПС)

  • «Для осуществления юридически значимых действий по государственной регистрации программ для ЭВМ и баз данных … представляются следующие документы: 1) Заявление о государственной регистрации …; 2) Депонируемые материалы, … включая реферат; 3) Согласие на обработку персональных данных …; 4) Документ, подтверждающий согласие автора …; 5) Доверенность представителя; 6) Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины …»​
  • «Максимальный срок направления (выдачи) свидетельства составляет пять рабочих дней с даты внесения сведений о программе для ЭВМ или базе данных в соответствующий реестр.»​
  • «Перечень сведений о зарегистрированной программе для ЭВМ и базе данных» установлен приказом (нормативно-правовая база ФИПС).​

Официальная услуга (Госуслуги/Роспатент)

  • «Государственная регистрация программы для ЭВМ или базы данных в Реестре, включая выдачу заявителю свидетельства — для юридического лица.»​

Дополнительно:

  • Формы заявлений и разъяснения на сайте Роспатента/ФИПС: заявление, руководства, согласия, шаблоны.​
  • Общие разъяснения: свидетельство выдается после регистрации и подтверждает внесение сведений в Реестр (практические комментарии).​

Формы заявлений и разъяснения (Роспатент/ФИПС)

1. Заявление о государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных

Обязательные элементы формы заявления:

-Наименование программы для ЭВМ или базы данных.

-ФИО автора, место жительства или нахождения.

-Наименование и адрес правообладателя.

-Дата создания программы/БД.

-Реестр депонируемых материалов (исходный код, описание, реферат).

-Подпись заявителя (или представителя) и печать (при наличии).

-Документы, подтверждающие полномочие (доверенность) представителя.

Образец формы заявления:

2. Дополнение к заявлению

Подаётся при необходимости изменения сведений или расширения перечня лиц-правообладателей/авторов.

Структура: данные на правник, перечень изменённых сведений, основание изменений, подписи.

3. Согласие на обработку персональных данных

Стандартная форма согласия автора и заявителя на обработку персональных данных, оформляется на каждого физлица, данные которого вносятся в заявку:

Пример. 1.

«Я, ____________, даю согласие на обработку моих персональных данных Федеральной службе по интеллектуальной собственности…»

4. Согласие автора на указание сведений

Если автор согласен быть упомянутым в качестве такового, оформляет отдельное согласие.

Текст может быть стандартным:

Пример 2.

«Я, ____________, в подтверждение согласия на указание меня в качестве автора программы для ЭВМ/базы данных...»

5. Ходатайства и образцы заполнения

Ходатайство о внесении изменений, ходатайство о выдаче дубликата свидетельства — все формы есть на сайте.

Примеры заполнения формы заявления (для физлица, юрлица, РФ): разбивка на лицевую и оборотную стороны, варианты заполнения дополнительных полей, приведены отдельно в приложении после Задачи.

Формы заявлений приведены в конце анализа:

1. *Приложение №1.1. Заявление о государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных

*Приложение №1.2. Заявление о государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных

2. *Приложение №2.1. Дополнение к заявлению на государственную регистрацию программы для ЭВМ или базы данных

*Приложение №2.2. Дополнение к заявлению на государственную регистрацию программы для ЭВМ или базы данных

3. *Приложение №3.1. Согласие на обработку персональных данных

4. *Приложение №4.1. Согласие на указание сведений об авторе

2. Муниципальное бюджетное учреждение намерено осуществлять закупки товаров, работ услуг для собственных нужд через ЕИС в сфере закупок. Укажите:

1. Каким образом осуществляется регистрация заказчика в ЕИС?

2. Кто является уполномоченными лицами организации на подтверждение регистрационных сведений?

Углубленный анализ регистрации информационной системы

Для успешного включения информационной системы в Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных (далее – Реестр), ООО «ФОРТЭ» должно следовать процедуре, установленной Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236. Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2015 года №1236 называется «Об утверждении Правил формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств — членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации». Цель документа — установить запрет на допуск программного обеспечения из иностранных государств при закупках для государственных и муниципальных нужд. Заказчики должны были ограничить закупки российским программным обеспечением. Исключение составляли случаи, когда в России отсутствовало ПО с необходимыми функциональными, техническими и (или) эксплуатационными характеристиками. Некоторые положения постановления:

1) Определены основания возникновения исключительного права у правообладателя, условия включения сведений в реестр и исключения их из реестра.

2) Установлен порядок предоставления сведений, включаемых в реестр, и принятия решения о включении таких сведений в реестр.

3) Запрет не распространялся на закупки программного обеспечения и (или) прав на него дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, торговыми представительствами Российской Федерации при международных организациях.

Этот процесс не только подтверждает российское происхождение программного обеспечения, но и открывает доступ к государственным и муниципальным закупкам.​

4. Экспертиза. После подачи заявки она проходит экспертизу в Экспертном совете по программному обеспечению при Минцифры России. Совет проверяет соответствие ПО установленным требованиям, включая отсутствие принудительных обновлений и управления из-за рубежа. Заседания совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в шесть месяцев. Решения принимаются простым большинством голосов.​

5. Внесение в реестр. При положительном решении Экспертного совета сведения о программном обеспечении вносятся в Реестр. Реестровая запись содержит подробную информацию о ПО, включая его название, код продукции, сведения о правообладателях и ссылку на сайт правообладателя.​

Процесс регистрации муниципального бюджетного учреждения в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) является обязательным для участия в закупках по 44-ФЗ.​

Услуга по включению в Реестр является бесплатной.​

Сведения для заявки:

К заявлению необходимо приложить следующие документы и сведения:

• Описание функциональных характеристик ПО: Документ, содержащий описание функционала программы с указанием языка программирования, используемых систем управления базами данных (СУБД), операционной системы и средств хранения данных.

• Инструкция по установке: Документация с описанием процесса установки программного продукта.

• Инструкция по эксплуатации: Руководство пользователя, необходимое для эксплуатации экземпляра ПО.

• Описание жизненного цикла ПО: Описание процессов поддержки жизненного цикла программы, включая устранение неисправностей, обновление, а также информацию о технической поддержке.

• Описание технических средств хранения и компиляции: Письмо с указанием адреса местонахождения технических средств хранения исходного кода и объектного кода программы, а также перечень сторонних компонентов, необходимых для ее функционирования.

1. Регистрация заказчика в ЕИС: детали и шаги

Процедура регламентируется статьей 24.2 Федерального закона № 44-ФЗ и внутренними актами ЕИС.

  • ЕСИА (Госуслуги): Муниципальное бюджетное учреждение должно быть зарегистрировано как юридическое лицо в Федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации" (ЕСИА). Для этого руководитель проходит идентификацию и подтверждение данных учреждения через портал Госуслуг.​
  • Анкета и сведения: В личном кабинете ЕИС на сайте zakupki.gov.ru учреждение заполняет подробную анкету. Автоматически подтягивается основная информация из данных юридического лица (ИНН, ОГРН, КПП, адрес), а также требуется внести сведения о контактных лицах, банковских реквизитах, структуре учреждения, документах.​
  • Квалифицированная электронная подпись (КЭП): Все действия – заполнение заявления, подача регистрационной анкеты, подтверждение сведений – осуществляются с использованием усиленной КЭП, выданной на руководителя учреждения. Это ключевой фактор юридической значимости документов и предотвращения неправомерных действий.​
  • Проверка и аккредитация: После направления заявки, ЕИС и федеральные органы проверяют корректность, полноту и достоверность сведений. В случае положительной проверки учреждение включается в реестр участников закупок (ЕРУЗ) и получает доступ ко всем федеральным электронным торговым площадкам. О факте регистрации система уведомляет заявителя в личном кабинете.​
  • Регулярное обновление: Регистрационные сведения требуется актуализировать при изменениях в структуре учреждения, руководстве или иных важных параметрах. Для этого подаются заявления об изменениях и подтверждение новых данных.​

Уполномоченные лица на подтверждение регистрационных сведений

В основе — положения закона 44-ФЗ, приказы Минфина и регламенты ЕИС:

  • Руководитель учреждения: Изначальное подтверждение всех сведений, подписание и ответственность за регистрацию возлагается на руководителя (директор, заведующий и т.д.), действующего от юридического лица без доверенности. Его КЭП используется для подписания официальных документов.
  • Назначенные сотрудники: После регистрации, руководитель вправе делегировать полномочия специализированным сотрудникам – контрактному управляющему, бухгалтеру, администратору ЕИС. Для этого в системе создается профиль сотрудника, а права на действия (просмотр, подписание, подготовка документации, ведение процедур) назначаются вручную руководителем и подтверждаются их электронной подписью.​
  • Система ролей: В ЕИС предусмотрены ролевые модели — например, "Администратор организации", "Контрактный управляющий", "Специалист по закупкам". Каждая роль обладает индивидуальным набором полномочий (прав на осуществление конкретных действий с документацией и сервисами ЕИС).​
  • Проверка прав: Все уполномоченные лица должны быть зарегистрированы в ЕСИА в качестве сотрудников соответствующей организации, иметь свой КЭП и действовать только в рамках предоставленных полномочий. Ответственность за распределение и контроль доступа несет руководитель.​

Практическая справка:
Такая система регистрации и назначения полномочий позволяет защитить интересы муниципальных учреждений, обеспечить прозрачность и юридическую значимость процедур закупок, а также упростить делегирование полномочий и контроль за действиями сотрудников.

Ниже — полные цитаты из официальных источников

1) регистрация программ для ЭВМ/БД в Роспатенте и выдача свидетельства;

2) регистрация заказчиков в ЕИС по 44‑ФЗ.

1) Государственная регистрация программ для ЭВМ/БД (Роспатент)

Статья 1262 ГК РФ «Государственная регистрация программ для ЭВМ и баз данных»

«Правообладатель в течение срока действия исключительного права на программу для ЭВМ или на базу данных может по своему желанию зарегистрировать такую программу или такую базу данных в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.»​

«Заявка на государственную регистрацию программы для ЭВМ или базы данных (заявка на регистрацию) должна относиться к одной программе для ЭВМ или к одной базе данных. Заявка на регистрацию должна содержать: заявление о государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных с указанием правообладателя, а также автора, если он не отказался быть упомянутым в качестве такового, и места жительства или места нахождения каждого из них; … депонируемые материалы, идентифицирующие программу для ЭВМ или базу данных, включая реферат.»​

Официальный сайт Роспатента — перечень документов и выдача свидетельства

«Для осуществления юридически значимых действий по государственной регистрации программ для ЭВМ и баз данных в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (Роспатент) представляются следующие документы:

1. Заявление о государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных с указанием правообладателя, а также автора;

2. Депонируемые материалы, идентифицирующие программу для ЭВМ или базу данных, включая реферат;

3. Подтверждение согласия на обработку персональных данных субъектов персональных данных, указанных в заявлении о государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных;

4. Документ, подтверждающий согласие автора на указание сведений об авторе, указанных в заявлении;

5. Доверенность, подтверждающая полномочия представителя заявителя;

6. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины…»​

«Максимальный срок направления (выдачи) свидетельства составляет пять рабочих дней с даты внесения сведений о программе для ЭВМ или базе данных в соответствующий реестр.»​

Формы заявлений и образцы (Роспатент/ФИПС)

«Заявление о государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных; … Руководство по регистрации; Согласие на обработку персональных данных; … Образцы заявок, заявлений и ходатайств и примеры их заполнения»​

2) Регистрация заказчиков в ЕИС (44‑ФЗ, ЕРУЗ)

Статья 24.2 44‑ФЗ «Регистрация участников закупок в единой информационной системе… Единый реестр участников закупок»

«Регистрация участников закупок в единой информационной системе осуществляется в электронной форме на основании информации и документов в порядке и сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации. Информация и документы об участниках закупок, зарегистрированных в единой информационной системе, вносятся в единый реестр участников закупок.»​

«Требовать для регистрации участников закупок в единой информационной системе предоставления иных информации и документов, не предусмотренных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 настоящей статьи, не допускается. Не допускается взимание с участников закупки платы за регистрацию в единой информационной системе.»​

«Операторы электронных площадок не позднее рабочего дня, следующего после дня регистрации участника закупки в единой информационной системе, осуществляют аккредитацию такого участника на электронной площадке. … При аккредитации оператор электронной площадки не вправе требовать от участника закупки какие-либо документы и (или) информацию.»​

Правила регистрации участников закупок в ЕИС (Постановление Правительства РФ № 60)

«Правила устанавливают: порядок и сроки электронной регистрации участников закупок в ЕИС; перечень информации и документов, на основании которых осуществляется регистрация; порядок ведения единого реестра участников закупок, в том числе внесения в него изменений; … Регистрация участников осуществляется путем информационного взаимодействия ЕИС с ФГИС “ЕСИА”, иными информационными системами, а также с электронными площадками…»​

Уполномоченный орган не реже одного раза в календарный год проверяет реестр на соответствие требованиям, установленным правилами, а также дополнительным требованиям к программам для электронных вычислительных машин и базам данных.

Методика проведения проверки устанавливается уполномоченным органом. Результаты проверки оформляются в форме заключения и утверждаются Министром связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Уполномоченный орган вправе привлекать для проведения проверок некоммерческие экспертные организации в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Если программное обеспечение того же класса отсутствует в реестре или не подходит по характеристикам, заказчику нужно подготовить обоснование и разместить его в ЕИС вместе с извещением. Документ должен содержать основание для несоблюдения запрета, требуемые класс ПО и характеристики объекта закупки, а также характеристики из реестра по каждому ПО, которое не подходит заказчику.

Тема 3. Использование цифровых технологий в системе государственного и муниципального управления.

Описание процесса цифровизации

Внедрение цифровых технологий в государственное и муниципальное управление кардинально меняет функции, организацию и методы работы органов власти. В основе процесса — переход от бумажных, фрагментированных процедур к сплошным цифровым сервисам и платформам, что повышает скорость, прозрачность и удобство для граждан.​

Ключевые этапы цифровизации:

  • Автоматизация госуслуг:
    «Внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферу оказания госуслуг; достижение целевого состояния предоставления госуслуг (внедрение реестровой и проактивной моделей оказания услуг, экстерриториальность, типизация и стандартизация, многоканальность, машиночитаемое описание, исключение участия человека в процессе принятия решения при предоставлении госуслуг, единая система сбора обратной связи от получателей услуг).»
    — цитата из федерального проекта «Цифровое государственное управление».​
  • Межведомственное взаимодействие и интеграция систем:
    Одним из ключевых трендов является «создание единого пространства ведомственного юридически значимого электронного документооборота в органах государственной, муниципальной власти и подведомственных им учреждениях».​
  • Использование аналитических инструментов и Big Data:
    «В государстве данные могут использоваться в первую очередь для принятия решений, оценки позитивных и негативных последствий этих решений, определения ранее скрытых зависимостей. На основании анализа данных (аналитика также проводится с помощью нейронных сетей) ставятся гипотезы и формулируются решения, предоставляемые ответственным должностным лицам.»​
  • Внедрение новых сервисов для населения и организаций:
    «Цифровые технологии дают правительству возможность предоставлять гражданам и предприятиям различные услуги и онлайн-сервисы, автоматизировать и оптимизировать процессы … предоставлять доступ к необходимой пользователям информации, …повышению прозрачности деятельности органов власти.»​

Нормативные и стратегические цитаты

  • «21 июля 2020 года был издан Указ Президента Российской Федерации № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Указ утвердил цифровую трансформацию в качестве одной из национальных целей и установил для нее четыре целевых показателя, которые должны быть достигнуты к 2030 году:

1. Достижение цифровой зрелости ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе государственного управления.

2. Увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95%.

3. Рост доли домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети интернет, до 97%.

4. Увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в четыре раза по сравнению с показателем 2019 года.»​

  • «Исследованы проблемы автоматизации функций управления, новые тенденции формирования взаимоотношений органов власти и населения, появление и развитие механизма обратной связи. Запланировано: оптимизация и кардинальный реинжиниринг государственных услуг и сервисов с учетом возможностей цифровых технологий; переход на реестровую модель, проактивное информирование … развитие удобных государственных платежных сервисов; внедрение технологий искусственного интеллекта».
    — Стратегия цифровой трансформации Новосибирской области.​
  • «В статье рассматриваются современные тенденции трансформации системы государственного управления в условиях нарастающих глобальных вызовов цифровой эпохи. Особое внимание уделяется формированию новых моделей управления, интеграции цифровых платформ, использованию облачных технологий и искусственного интеллекта».​

Конкретные примеры цифровизации

  • Госуслуги:
    «Перевод массовых социально значимых услуг в электронный вид. Использование единого портала для дистанционной подачи документов, получения информации, отслеживания статуса обращения.»​
  • ЕИС (Единая информационная система закупок):
    «Регистрация участников в ЕИС осуществляется в электронной форме … на основании информации и документов в порядке и сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации. Информация и документы … вносятся в единый реестр участников закупок.»
    — Статья 24.2 44-ФЗ.​
  • Smart City, цифровые двойники, интернет вещей:
    «В Сингапуре реализован цифровой двойник города-государства, который позволяет моделировать данные, организовывать системную интеграцию решений, отображать и планировать реальные процессы (работа транспорта, реагирование служб, оптимизация инфраструктуры) …».​

Эффект, преимущества и перспективы

  • Существенное снижение издержек государства на обслуживание одного обращения/услуги (в 2 раза по сравнению с очным форматом).​
  • Повышение уровня удовлетворенности граждан, прозрачности работы органов власти, скорости принятия решений и предотвращение коррупционных рисков.​
  • Развитие цифрового менталитета и гибких компетенций государственных и муниципальных служащих.​
  • Масштабные инвестиции и нормативная поддержка на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.​

Главная цитата-фундамент на сегодня:

«Достижение цифровой зрелости ключевых отраслей экономики и социальной сферы, включая государственное управление, является национальной целью России на период до 2030 года. Доля приоритетных услуг в электронном виде должна достичь 95%, и это основной показатель цифровой трансформации госуслуг.»
— Указ Президента РФ № 474 от 21.07.2020 г.​

Этапы цифровизации госуправления

1. Оцифровка процессов администрации

«Эксперты ОЭСР выделяют три основных этапа цифровой трансформации:
— оцифровка процессов, в рамках которой осуществляется внедрение традиционных цифровых технологий для повышения эффективности деятельности органов власти, управления данными;
— электронное правительство, предполагающее внедрение цифровых технологий, особенно основанных на использовании интернета, для совершенствования государственного управления»
.​

Фактически:
Переход с бумажных носителей на информационные системы, внедрение электронного документооборота, базовые порталы для заявлений и обращений граждан.

2. Появление и развитие электронного правительства

«Формирование цифрового правительства — эволюционный процесс, включающий несколько этапов развития:
— онлайн-публикация государственной информации;
— предоставление расширенной информации о деятельности госорганов;
— двустороннее интерактивное взаимодействие между правительством и гражданами (электронное голосование, подача налоговых деклараций, заявки и пр.);
— координация процессов внутри и между учреждениями на основе цифровых решений, полноценное цифровое участие граждан в процессе госуправления»
.​

Фактически:
Создание межведомственных интеграций, появление ведомственных и межведомственных реестров, развитие сервисов «одного окна», переход от предоставления справок — к автоматизации принятия решений.

Ключевые элементы цифровой архитектуры

«Среди ключевых элементов цифровой архитектуры правительства — единый государственный информационный портал, система совместного управления данными из реестров разных государственных структур; предоставление госуслуг в формате “одного окна”; открытая база цифровых решений, инновационные системы сбора и анализа данных, обеспечение кибербезопасности и надежной защиты персональной информации».​

Фактически:

  • Национальный портал «Госуслуги»;
  • единые реестры (недвижимость, транспорт, компании, лицензии и др.);
  • системы автоматизированного межведомственного взаимодействия (СМЭВ, ЕПГУ, ЕИС для закупок).

Показатели и цели цифровизации

«Достижение цифровой зрелости ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе государственного управления… Рост доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95%» — Указ Президента РФ № 474 от 21.07.2020 г..​

«План-график предусматривает оптимизацию процессов предоставления услуг в срок до 31 декабря 2023 года, и ежемесячный мониторинг качества предоставления госуслуг.»​

Фактически:

  • Четко нормированы целевые сроки предоставления услуг, уровень цифрового проникновения, число электронных обращений, сокращение финансовых и административных затрат.​

Пример цифрового процесса

«В национальный проект “Цифровая экономика” включены задачи по приведению в соответствие нормативной базы, развитию инфраструктуры, обеспечению информационной безопасности и внедрению цифровых технологий в государственное управление …
— внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферу оказания госуслуг;
— достижение целевого состояния предоставления госуслуг (внедрение реестровой и проактивной моделей оказания услуг, экстерриториальность, многоканальность, исключение участия человека …, единая система сбора обратной связи …);
— автоматические межведомственные запросы;
— получение через ЕПГУ сведений из информационных систем, в том числе коммерческих»
.​

Процедуры и стандарты внедрения (регламенты, цитаты)

«Правительство утвердило актуализированное стратегическое направление в области цифровой трансформации госуправления распоряжением от 16 марта 2024 г. №637-р … К 2030 г. органы власти всех уровней должны перейти на электронный документооборот, а 124 млн граждан — зарегистрироваться на “Госуслугах”. … Стратегия цифровой трансформации в сфере госуправления призвана обеспечить свободное, устойчивое, безопасное информационное взаимодействие между органами государственной власти, гражданами, бизнесом, а также технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры.»

Критерии эффективности цифровой трансформации

«По оценкам ООН, среднемировой показатель Индекса развития электронного правительства (e-Government Development Index, EGDI) …
В качестве критериев оценки эффективности цифровой трансформации выделяют:
— время предоставления услуги;
— популярность цифровых каналов взаимодействия с государством;
— качество перевода государственных услуг в цифровой формат;
— количество автоматически обработанных запросов;
— уровень цифровой грамотности населения;
— сокращение финансовых затрат;
— сокращение случаев мошенничества и коррупции»
.​

Обобщённый вывод (с нормативным подтверждением)

Цифровая трансформация госуправления — это организованный процесс перехода к реестровой, экстерриториальной, автоматизированной модели предоставления госуслуг, где «ключевыми задачами выступают: сокращение участия человека в принятии решений, переход на машиночитаемые форматы, обязательное анкетирование и профилирование получателей… ежегодный мониторинг цифровой зрелости всех органов власти на основании утверждённых федеральными стандартами показателей».​

1. Инициирование цифровизации

  • Цитата:
    «Стратегическая задача цифровизации в государственном управлении формулируется, как обеспечение «перехода к экосистемному формату государственных сервисов», где приоритетом становятся машиночитаемые процессы, сокращение человеческого фактора и массовое внедрение цифровых каналов предоставления и контроля госуслуг.»
    — Распоряжение Правительства РФ от 16.03.2024 №637-р.​
  • Пример:
    Разработка дорожной карты цифровой трансформации региона или муниципалитета, создание профильной рабочей группы, анализ текущего уровня цифровой зрелости всех административных подразделений, оценка ИТ-инфраструктуры.

2. Оцифровка базовых процессов и внедрение электронного документооборота

  • Цитата:
    «Оцифровка внутренних процессов администрации является первым этапом цифровой трансформации, позволяя создавать цифровые архивы, внедрять информационно-аналитические системы, осуществлять автоматизацию типовых функций»
    — «Transformation of the information and documentation support system as the basis for digitalization of the public administration system».​
  • Пример:
    Массовый перевод бумажных документов в электронный формат (например, ЕДО, электронные архивы решений совета, актов, договоров), создание межведомственных цифровых каналов взаимодействия для обмена данными без бумажных носителей (СМЭВ, региональные интеграционные системы).

3. Внедрение электронных государственных и муниципальных сервисов

  • Цитата:
    «Внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферу оказания госуслуг является основой федеральных и региональных программ: проактивность, экстерриториальность, многоканальность, автоматизация процессов и машиночитаемое описание результатов — ключевые задачи современного этапа»
    — Национальная программа «Цифровая экономика».​
  • Пример:
    Разработка региональных порталов для жителей, интеграция с ЕПГУ («Госуслуги»), возможность дистанционной подачи заявлений на льготы, социальные выплаты, услуги ЖКХ, запись на прием, электронное голосование, формирование онлайн-обратной связи жителей с муниципалитетом.

4. Интеграция реестров и межведомственных платформ

  • Цитата:
    «Единый государственный информационный портал, система совместного управления данными из реестров разных государственных структур; предоставление госуслуг через единую цифровую инфраструктуру, что позволяет исключить многократное предоставление одних и тех же сведений гражданами»
    — «Digital transformations of modern society».​
  • Пример:
    Связывание цифровых реестров недвижимости, транспорта, демографии, бизнеса — автоматизация межведомственных запросов, построение сквозных процессов (например, при регистрации недвижимости, бизнес-активов, транспортных средств).

5. Автоматизация управленческих решений и аналитика

  • Цитата:
    «Государственное управление в условиях цифровой эры получает новые возможности анализа и прогнозирования процессов… на основе больших данных, искусственного интеллекта и BI-платформ»
    — «Principles of Construction and Prospects of Development of the Digital Public Administration system in Modern Russia».​
  • Пример:
    Создание дашбордов для руководящего состава органов власти, применение алгоритмов для анализа обращений граждан, выявление рисков, автоматическое реагирование на массовые запросы, мониторинг показателей «цифрового здоровья» муниципалитета.

6. Цифровизация закупок и контрактных процедур

  • Цитата:
    «Регистрация участников закупок в единой информационной системе осуществляется в электронной форме … Информация и документы об участниках закупок, зарегистрированных в единой информационной системе, вносятся в единый реестр участников закупок»
    — Статья 24.2 44-ФЗ; инструкции ЕИС.​
  • Пример:
    Работа заказчика (муниципального учреждения) в ЕИС, подача и согласование закупок, электронные площадки, назначение уполномоченных лиц с КЭП (электронной подписью), отсутствие бумажного документооборота, прозрачность и автоматизация всех этапов сведений о закупках.

7. Мониторинг, обратная связь и развитие цифрового менталитета

  • Цитата:
    «Стратегия цифровой трансформации предусматривает ежегодный мониторинг цифровой зрелости, обязательное анкетирование и оценку развития цифровых компетенций сотрудников…»
    — «Процесс цифровизации государственного управления».​
  • Пример:
    Проведение цифрового аудита в администрации, тестирование сотрудников, организация постоянного обучения и переподготовки, внедрение инструментов цифровой обратной связи с гражданами через онлайн-каналы, развитие внутренней цифровой культуры (кодекса поведения в цифровой среде, наставничества и др.).

1. ООО «ФОРТЭ» разработало информационную систему и намерено включить ее в единую информационную систему государственных организаций. Укажите какие сведения необходимо отразить в заявке на регистрацию системы и какие документы необходимо приложить к заявке.

2. Муниципальное бюджетное учреждение намерено осуществлять закупки товаров, работ услуг для собственных нужд через ЕИС в сфере закупок. Укажите:

1. Каким образом осуществляется регистрация заказчика в ЕИС?

2. Кто является уполномоченными лицами организации на подтверждение регистрационных сведений?

Тема 3. Использование цифровых технологий в системе государственного и муниципального управления.

Задача1.

1. ООО «ФОРТЭ» разработало информационную систему и намерено включить ее в единую информационную систему государственных организаций. Укажите какие сведения необходимо отразить в заявке на регистрацию системы и какие документы необходимо приложить к заявке.

Для включения информационной системы в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее – Реестр), ООО «ФОРТЭ» необходимо подать заявку в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минцифры России). Заявка подается в электронной форме через сайт Минцифры, для чего потребуется авторизация через портал Госуслуг с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

Ключевые этапы и требования к заявке:

1. Подготовка документации. Перед подачей заявки необходимо тщательно подготовить пакет документов. Помимо уже упомянутых ранее инструкций и описаний, особое внимание следует уделить доказательствам российского происхождения ПО. Это может включать:​

· Подтверждение прав на ПО: Документы, подтверждающие исключительное право на программное обеспечение на территории всего мира и на весь срок действия исключительного права.​

· Сведения о правообладателях: Подробная информация о правообладателях, включая долю российского участия, если правообладателем является юридическое лицо.​

· Гарантии и лицензии: Сведения о наличии гарантийного обслуживания, технической поддержки и модернизации ПО, осуществляемых российской организацией без преобладающего иностранного участия.​

2. Экспертиза. После подачи заявки она проходит экспертизу в Экспертном совете по программному обеспечению при Минцифры России. Совет проверяет соответствие ПО установленным требованиям, включая отсутствие принудительных обновлений и управления из-за рубежа. Заседания совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в шесть месяцев. Решения принимаются простым большинством голосов.​

3. Внесение в реестр. При положительном решении Экспертного совета сведения о программном обеспечении вносятся в Реестр. Реестровая запись содержит подробную информацию о ПО, включая его название, код продукции, сведения о правообладателях и ссылку на сайт правообладателя.​

К заявлению необходимо приложить следующие документы и сведения:

• Описание функциональных характеристик ПО: Документ, содержащий описание функционала программы с указанием языка программирования, используемых систем управления базами данных (СУБД), операционной системы и средств хранения данных.

• Инструкция по установке: Документация с описанием процесса установки программного продукта.

• Инструкция по эксплуатации: Руководство пользователя, необходимое для эксплуатации экземпляра ПО.

• Описание жизненного цикла ПО: Описание процессов поддержки жизненного цикла программы, включая устранение неисправностей, обновление, а также информацию о технической поддержке.

• Описание технических средств хранения и компиляции: Письмо с указанием адреса местонахождения технических средств хранения исходного кода и объектного кода программы, а также перечень сторонних компонентов, необходимых для ее функционирования.

Ниже — ссылки на нормы и точные цитаты о государственной регистрации программ для ЭВМ и баз данных (Роспатент), включая выдачу свидетельства.

Ключевые нормы

  • ГК РФ, статья 1262 «Государственная регистрация программ для ЭВМ и баз данных».​
  • Административный регламент Роспатента/ФИПС: порядок регистрации, состав сведений и сроки выдачи свидетельства.​
  • Официальная услуга: «Государственная регистрация программы для ЭВМ или базы данных … включая выдачу заявителю свидетельства».​

Цитаты из источников

Статья 1262 ГК РФ

  • «Правообладатель в течение срока действия исключительного права на программу для ЭВМ или на базу данных может по своему желанию зарегистрировать такую программу или такую базу данных в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.»​
  • «Заявка на государственную регистрацию программы для ЭВМ или базы данных … должна содержать: заявление о государственной регистрации …; депонируемые материалы, идентифицирующие программу для ЭВМ или базу данных, включая реферат.»​

Регламент/сайт Роспатента (ФГИС ФИПС)

  • «Для осуществления юридически значимых действий по государственной регистрации программ для ЭВМ и баз данных … представляются следующие документы: 1) Заявление о государственной регистрации …; 2) Депонируемые материалы, … включая реферат; 3) Согласие на обработку персональных данных …; 4) Документ, подтверждающий согласие автора …; 5) Доверенность представителя; 6) Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины …»​
  • «Максимальный срок направления (выдачи) свидетельства составляет пять рабочих дней с даты внесения сведений о программе для ЭВМ или базе данных в соответствующий реестр.»​
  • «Перечень сведений о зарегистрированной программе для ЭВМ и базе данных» установлен приказом (нормативно-правовая база ФИПС).​

Официальная услуга (Госуслуги/Роспатент)

  • «Государственная регистрация программы для ЭВМ или базы данных в Реестре, включая выдачу заявителю свидетельства — для юридического лица.»​

Дополнительно:

  • Формы заявлений и разъяснения на сайте Роспатента/ФИПС: заявление, руководства, согласия, шаблоны.​
  • Общие разъяснения: свидетельство выдается после регистрации и подтверждает внесение сведений в Реестр (практические комментарии).​

Формы заявлений и разъяснения (Роспатент/ФИПС)

1. Заявление о государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных

Обязательные элементы формы заявления:

-Наименование программы для ЭВМ или базы данных.

-ФИО автора, место жительства или нахождения.

-Наименование и адрес правообладателя.

-Дата создания программы/БД.

-Реестр депонируемых материалов (исходный код, описание, реферат).

-Подпись заявителя (или представителя) и печать (при наличии).

-Документы, подтверждающие полномочие (доверенность) представителя.

Образец формы заявления:

2. Дополнение к заявлению

Подаётся при необходимости изменения сведений или расширения перечня лиц-правообладателей/авторов.

Структура: данные на правник, перечень изменённых сведений, основание изменений, подписи.

3. Согласие на обработку персональных данных

Стандартная форма согласия автора и заявителя на обработку персональных данных, оформляется на каждого физлица, данные которого вносятся в заявку:

Пример. 1.

«Я, ____________, даю согласие на обработку моих персональных данных Федеральной службе по интеллектуальной собственности…»

4. Согласие автора на указание сведений

Если автор согласен быть упомянутым в качестве такового, оформляет отдельное согласие.

Текст может быть стандартным:

Пример 2.

«Я, ____________, в подтверждение согласия на указание меня в качестве автора программы для ЭВМ/базы данных...»

5. Ходатайства и образцы заполнения

Ходатайство о внесении изменений, ходатайство о выдаче дубликата свидетельства — все формы есть на сайте.

Примеры заполнения формы заявления (для физлица, юрлица, РФ): разбивка на лицевую и оборотную стороны, варианты заполнения дополнительных полей, приведены отдельно в приложении после Задачи.

Формы заявлений приведены в конце анализа:

1. *Приложение №1.1. Заявление о государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных

*Приложение №1.2. Заявление о государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных

2. *Приложение №2.1. Дополнение к заявлению на государственную регистрацию программы для ЭВМ или базы данных

*Приложение №2.2. Дополнение к заявлению на государственную регистрацию программы для ЭВМ или базы данных

3. *Приложение №3.1. Согласие на обработку персональных данных

4. *Приложение №4.1. Согласие на указание сведений об авторе

2. Муниципальное бюджетное учреждение намерено осуществлять закупки товаров, работ услуг для собственных нужд через ЕИС в сфере закупок. Укажите:

1. Каким образом осуществляется регистрация заказчика в ЕИС?

2. Кто является уполномоченными лицами организации на подтверждение регистрационных сведений?

Углубленный анализ регистрации информационной системы

Для успешного включения информационной системы в Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных (далее – Реестр), ООО «ФОРТЭ» должно следовать процедуре, установленной Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236. Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2015 года №1236 называется «Об утверждении Правил формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств — членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации». Цель документа — установить запрет на допуск программного обеспечения из иностранных государств при закупках для государственных и муниципальных нужд. Заказчики должны были ограничить закупки российским программным обеспечением. Исключение составляли случаи, когда в России отсутствовало ПО с необходимыми функциональными, техническими и (или) эксплуатационными характеристиками. Некоторые положения постановления:

1) Определены основания возникновения исключительного права у правообладателя, условия включения сведений в реестр и исключения их из реестра.

2) Установлен порядок предоставления сведений, включаемых в реестр, и принятия решения о включении таких сведений в реестр.

3) Запрет не распространялся на закупки программного обеспечения и (или) прав на него дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, торговыми представительствами Российской Федерации при международных организациях.

Этот процесс не только подтверждает российское происхождение программного обеспечения, но и открывает доступ к государственным и муниципальным закупкам.​

4. Экспертиза. После подачи заявки она проходит экспертизу в Экспертном совете по программному обеспечению при Минцифры России. Совет проверяет соответствие ПО установленным требованиям, включая отсутствие принудительных обновлений и управления из-за рубежа. Заседания совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в шесть месяцев. Решения принимаются простым большинством голосов.​

5. Внесение в реестр. При положительном решении Экспертного совета сведения о программном обеспечении вносятся в Реестр. Реестровая запись содержит подробную информацию о ПО, включая его название, код продукции, сведения о правообладателях и ссылку на сайт правообладателя.​

Процесс регистрации муниципального бюджетного учреждения в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) является обязательным для участия в закупках по 44-ФЗ.​

Услуга по включению в Реестр является бесплатной.​

Сведения для заявки:

К заявлению необходимо приложить следующие документы и сведения:

• Описание функциональных характеристик ПО: Документ, содержащий описание функционала программы с указанием языка программирования, используемых систем управления базами данных (СУБД), операционной системы и средств хранения данных.

• Инструкция по установке: Документация с описанием процесса установки программного продукта.

• Инструкция по эксплуатации: Руководство пользователя, необходимое для эксплуатации экземпляра ПО.

• Описание жизненного цикла ПО: Описание процессов поддержки жизненного цикла программы, включая устранение неисправностей, обновление, а также информацию о технической поддержке.

• Описание технических средств хранения и компиляции: Письмо с указанием адреса местонахождения технических средств хранения исходного кода и объектного кода программы, а также перечень сторонних компонентов, необходимых для ее функционирования.

1. Регистрация заказчика в ЕИС: детали и шаги

Процедура регламентируется статьей 24.2 Федерального закона № 44-ФЗ и внутренними актами ЕИС.

  • ЕСИА (Госуслуги): Муниципальное бюджетное учреждение должно быть зарегистрировано как юридическое лицо в Федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации" (ЕСИА). Для этого руководитель проходит идентификацию и подтверждение данных учреждения через портал Госуслуг.​
  • Анкета и сведения: В личном кабинете ЕИС на сайте zakupki.gov.ru учреждение заполняет подробную анкету. Автоматически подтягивается основная информация из данных юридического лица (ИНН, ОГРН, КПП, адрес), а также требуется внести сведения о контактных лицах, банковских реквизитах, структуре учреждения, документах.​
  • Квалифицированная электронная подпись (КЭП): Все действия – заполнение заявления, подача регистрационной анкеты, подтверждение сведений – осуществляются с использованием усиленной КЭП, выданной на руководителя учреждения. Это ключевой фактор юридической значимости документов и предотвращения неправомерных действий.​
  • Проверка и аккредитация: После направления заявки, ЕИС и федеральные органы проверяют корректность, полноту и достоверность сведений. В случае положительной проверки учреждение включается в реестр участников закупок (ЕРУЗ) и получает доступ ко всем федеральным электронным торговым площадкам. О факте регистрации система уведомляет заявителя в личном кабинете.​
  • Регулярное обновление: Регистрационные сведения требуется актуализировать при изменениях в структуре учреждения, руководстве или иных важных параметрах. Для этого подаются заявления об изменениях и подтверждение новых данных.​

Уполномоченные лица на подтверждение регистрационных сведений

В основе — положения закона 44-ФЗ, приказы Минфина и регламенты ЕИС:

  • Руководитель учреждения: Изначальное подтверждение всех сведений, подписание и ответственность за регистрацию возлагается на руководителя (директор, заведующий и т.д.), действующего от юридического лица без доверенности. Его КЭП используется для подписания официальных документов.
  • Назначенные сотрудники: После регистрации, руководитель вправе делегировать полномочия специализированным сотрудникам – контрактному управляющему, бухгалтеру, администратору ЕИС. Для этого в системе создается профиль сотрудника, а права на действия (просмотр, подписание, подготовка документации, ведение процедур) назначаются вручную руководителем и подтверждаются их электронной подписью.​
  • Система ролей: В ЕИС предусмотрены ролевые модели — например, "Администратор организации", "Контрактный управляющий", "Специалист по закупкам". Каждая роль обладает индивидуальным набором полномочий (прав на осуществление конкретных действий с документацией и сервисами ЕИС).​
  • Проверка прав: Все уполномоченные лица должны быть зарегистрированы в ЕСИА в качестве сотрудников соответствующей организации, иметь свой КЭП и действовать только в рамках предоставленных полномочий. Ответственность за распределение и контроль доступа несет руководитель.​

Практическая справка:
Такая система регистрации и назначения полномочий позволяет защитить интересы муниципальных учреждений, обеспечить прозрачность и юридическую значимость процедур закупок, а также упростить делегирование полномочий и контроль за действиями сотрудников.

Ниже — полные цитаты из официальных источников

1) регистрация программ для ЭВМ/БД в Роспатенте и выдача свидетельства;

2) регистрация заказчиков в ЕИС по 44‑ФЗ.

1) Государственная регистрация программ для ЭВМ/БД (Роспатент)

Статья 1262 ГК РФ «Государственная регистрация программ для ЭВМ и баз данных»

«Правообладатель в течение срока действия исключительного права на программу для ЭВМ или на базу данных может по своему желанию зарегистрировать такую программу или такую базу данных в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.»​

«Заявка на государственную регистрацию программы для ЭВМ или базы данных (заявка на регистрацию) должна относиться к одной программе для ЭВМ или к одной базе данных. Заявка на регистрацию должна содержать: заявление о государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных с указанием правообладателя, а также автора, если он не отказался быть упомянутым в качестве такового, и места жительства или места нахождения каждого из них; … депонируемые материалы, идентифицирующие программу для ЭВМ или базу данных, включая реферат.»​

Официальный сайт Роспатента — перечень документов и выдача свидетельства

«Для осуществления юридически значимых действий по государственной регистрации программ для ЭВМ и баз данных в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (Роспатент) представляются следующие документы:

1. Заявление о государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных с указанием правообладателя, а также автора;

2. Депонируемые материалы, идентифицирующие программу для ЭВМ или базу данных, включая реферат;

3. Подтверждение согласия на обработку персональных данных субъектов персональных данных, указанных в заявлении о государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных;

4. Документ, подтверждающий согласие автора на указание сведений об авторе, указанных в заявлении;

5. Доверенность, подтверждающая полномочия представителя заявителя;

6. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины…»​

«Максимальный срок направления (выдачи) свидетельства составляет пять рабочих дней с даты внесения сведений о программе для ЭВМ или базе данных в соответствующий реестр.»​

Формы заявлений и образцы (Роспатент/ФИПС)

«Заявление о государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных; … Руководство по регистрации; Согласие на обработку персональных данных; … Образцы заявок, заявлений и ходатайств и примеры их заполнения»​

2) Регистрация заказчиков в ЕИС (44‑ФЗ, ЕРУЗ)

Статья 24.2 44‑ФЗ «Регистрация участников закупок в единой информационной системе… Единый реестр участников закупок»

«Регистрация участников закупок в единой информационной системе осуществляется в электронной форме на основании информации и документов в порядке и сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации. Информация и документы об участниках закупок, зарегистрированных в единой информационной системе, вносятся в единый реестр участников закупок.»​

«Требовать для регистрации участников закупок в единой информационной системе предоставления иных информации и документов, не предусмотренных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 настоящей статьи, не допускается. Не допускается взимание с участников закупки платы за регистрацию в единой информационной системе.»​

«Операторы электронных площадок не позднее рабочего дня, следующего после дня регистрации участника закупки в единой информационной системе, осуществляют аккредитацию такого участника на электронной площадке. … При аккредитации оператор электронной площадки не вправе требовать от участника закупки какие-либо документы и (или) информацию.»​

Правила регистрации участников закупок в ЕИС (Постановление Правительства РФ № 60)

«Правила устанавливают: порядок и сроки электронной регистрации участников закупок в ЕИС; перечень информации и документов, на основании которых осуществляется регистрация; порядок ведения единого реестра участников закупок, в том числе внесения в него изменений; … Регистрация участников осуществляется путем информационного взаимодействия ЕИС с ФГИС “ЕСИА”, иными информационными системами, а также с электронными площадками…»​

Уполномоченный орган не реже одного раза в календарный год проверяет реестр на соответствие требованиям, установленным правилами, а также дополнительным требованиям к программам для электронных вычислительных машин и базам данных.

Методика проведения проверки устанавливается уполномоченным органом. Результаты проверки оформляются в форме заключения и утверждаются Министром связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Уполномоченный орган вправе привлекать для проведения проверок некоммерческие экспертные организации в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Если программное обеспечение того же класса отсутствует в реестре или не подходит по характеристикам, заказчику нужно подготовить обоснование и разместить его в ЕИС вместе с извещением. Документ должен содержать основание для несоблюдения запрета, требуемые класс ПО и характеристики объекта закупки, а также характеристики из реестра по каждому ПО, которое не подходит заказчику.

Тема 3. Использование цифровых технологий в системе государственного и муниципального управления.

Описание процесса цифровизации

Внедрение цифровых технологий в государственное и муниципальное управление кардинально меняет функции, организацию и методы работы органов власти. В основе процесса — переход от бумажных, фрагментированных процедур к сплошным цифровым сервисам и платформам, что повышает скорость, прозрачность и удобство для граждан.​

Ключевые этапы цифровизации:

  • Автоматизация госуслуг:
    «Внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферу оказания госуслуг; достижение целевого состояния предоставления госуслуг (внедрение реестровой и проактивной моделей оказания услуг, экстерриториальность, типизация и стандартизация, многоканальность, машиночитаемое описание, исключение участия человека в процессе принятия решения при предоставлении госуслуг, единая система сбора обратной связи от получателей услуг).»
    — цитата из федерального проекта «Цифровое государственное управление».​
  • Межведомственное взаимодействие и интеграция систем:
    Одним из ключевых трендов является «создание единого пространства ведомственного юридически значимого электронного документооборота в органах государственной, муниципальной власти и подведомственных им учреждениях».​
  • Использование аналитических инструментов и Big Data:
    «В государстве данные могут использоваться в первую очередь для принятия решений, оценки позитивных и негативных последствий этих решений, определения ранее скрытых зависимостей. На основании анализа данных (аналитика также проводится с помощью нейронных сетей) ставятся гипотезы и формулируются решения, предоставляемые ответственным должностным лицам.»​
  • Внедрение новых сервисов для населения и организаций:
    «Цифровые технологии дают правительству возможность предоставлять гражданам и предприятиям различные услуги и онлайн-сервисы, автоматизировать и оптимизировать процессы … предоставлять доступ к необходимой пользователям информации, …повышению прозрачности деятельности органов власти.»​

Нормативные и стратегические цитаты

  • «21 июля 2020 года был издан Указ Президента Российской Федерации № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Указ утвердил цифровую трансформацию в качестве одной из национальных целей и установил для нее четыре целевых показателя, которые должны быть достигнуты к 2030 году:

1. Достижение цифровой зрелости ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе государственного управления.

2. Увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95%.

3. Рост доли домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети интернет, до 97%.

4. Увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в четыре раза по сравнению с показателем 2019 года.»​

  • «Исследованы проблемы автоматизации функций управления, новые тенденции формирования взаимоотношений органов власти и населения, появление и развитие механизма обратной связи. Запланировано: оптимизация и кардинальный реинжиниринг государственных услуг и сервисов с учетом возможностей цифровых технологий; переход на реестровую модель, проактивное информирование … развитие удобных государственных платежных сервисов; внедрение технологий искусственного интеллекта».
    — Стратегия цифровой трансформации Новосибирской области.​
  • «В статье рассматриваются современные тенденции трансформации системы государственного управления в условиях нарастающих глобальных вызовов цифровой эпохи. Особое внимание уделяется формированию новых моделей управления, интеграции цифровых платформ, использованию облачных технологий и искусственного интеллекта».​

Конкретные примеры цифровизации

  • Госуслуги:
    «Перевод массовых социально значимых услуг в электронный вид. Использование единого портала для дистанционной подачи документов, получения информации, отслеживания статуса обращения.»​
  • ЕИС (Единая информационная система закупок):
    «Регистрация участников в ЕИС осуществляется в электронной форме … на основании информации и документов в порядке и сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации. Информация и документы … вносятся в единый реестр участников закупок.»
    — Статья 24.2 44-ФЗ.​
  • Smart City, цифровые двойники, интернет вещей:
    «В Сингапуре реализован цифровой двойник города-государства, который позволяет моделировать данные, организовывать системную интеграцию решений, отображать и планировать реальные процессы (работа транспорта, реагирование служб, оптимизация инфраструктуры) …».​

Эффект, преимущества и перспективы

  • Существенное снижение издержек государства на обслуживание одного обращения/услуги (в 2 раза по сравнению с очным форматом).​
  • Повышение уровня удовлетворенности граждан, прозрачности работы органов власти, скорости принятия решений и предотвращение коррупционных рисков.​
  • Развитие цифрового менталитета и гибких компетенций государственных и муниципальных служащих.​
  • Масштабные инвестиции и нормативная поддержка на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.​

Главная цитата-фундамент на сегодня:

«Достижение цифровой зрелости ключевых отраслей экономики и социальной сферы, включая государственное управление, является национальной целью России на период до 2030 года. Доля приоритетных услуг в электронном виде должна достичь 95%, и это основной показатель цифровой трансформации госуслуг.»
— Указ Президента РФ № 474 от 21.07.2020 г.​

Этапы цифровизации госуправления

1. Оцифровка процессов администрации

«Эксперты ОЭСР выделяют три основных этапа цифровой трансформации:
— оцифровка процессов, в рамках которой осуществляется внедрение традиционных цифровых технологий для повышения эффективности деятельности органов власти, управления данными;
— электронное правительство, предполагающее внедрение цифровых технологий, особенно основанных на использовании интернета, для совершенствования государственного управления»
.​

Фактически:
Переход с бумажных носителей на информационные системы, внедрение электронного документооборота, базовые порталы для заявлений и обращений граждан.

2. Появление и развитие электронного правительства

«Формирование цифрового правительства — эволюционный процесс, включающий несколько этапов развития:
— онлайн-публикация государственной информации;
— предоставление расширенной информации о деятельности госорганов;
— двустороннее интерактивное взаимодействие между правительством и гражданами (электронное голосование, подача налоговых деклараций, заявки и пр.);
— координация процессов внутри и между учреждениями на основе цифровых решений, полноценное цифровое участие граждан в процессе госуправления»
.​

Фактически:
Создание межведомственных интеграций, появление ведомственных и межведомственных реестров, развитие сервисов «одного окна», переход от предоставления справок — к автоматизации принятия решений.

Ключевые элементы цифровой архитектуры

«Среди ключевых элементов цифровой архитектуры правительства — единый государственный информационный портал, система совместного управления данными из реестров разных государственных структур; предоставление госуслуг в формате “одного окна”; открытая база цифровых решений, инновационные системы сбора и анализа данных, обеспечение кибербезопасности и надежной защиты персональной информации».​

Фактически:

  • Национальный портал «Госуслуги»;
  • единые реестры (недвижимость, транспорт, компании, лицензии и др.);
  • системы автоматизированного межведомственного взаимодействия (СМЭВ, ЕПГУ, ЕИС для закупок).

Показатели и цели цифровизации

«Достижение цифровой зрелости ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе государственного управления… Рост доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95%» — Указ Президента РФ № 474 от 21.07.2020 г..​

«План-график предусматривает оптимизацию процессов предоставления услуг в срок до 31 декабря 2023 года, и ежемесячный мониторинг качества предоставления госуслуг.»​

Фактически:

  • Четко нормированы целевые сроки предоставления услуг, уровень цифрового проникновения, число электронных обращений, сокращение финансовых и административных затрат.​

Пример цифрового процесса

«В национальный проект “Цифровая экономика” включены задачи по приведению в соответствие нормативной базы, развитию инфраструктуры, обеспечению информационной безопасности и внедрению цифровых технологий в государственное управление …
— внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферу оказания госуслуг;
— достижение целевого состояния предоставления госуслуг (внедрение реестровой и проактивной моделей оказания услуг, экстерриториальность, многоканальность, исключение участия человека …, единая система сбора обратной связи …);
— автоматические межведомственные запросы;
— получение через ЕПГУ сведений из информационных систем, в том числе коммерческих»
.​

Процедуры и стандарты внедрения (регламенты, цитаты)

«Правительство утвердило актуализированное стратегическое направление в области цифровой трансформации госуправления распоряжением от 16 марта 2024 г. №637-р … К 2030 г. органы власти всех уровней должны перейти на электронный документооборот, а 124 млн граждан — зарегистрироваться на “Госуслугах”. … Стратегия цифровой трансформации в сфере госуправления призвана обеспечить свободное, устойчивое, безопасное информационное взаимодействие между органами государственной власти, гражданами, бизнесом, а также технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры.»

Критерии эффективности цифровой трансформации

«По оценкам ООН, среднемировой показатель Индекса развития электронного правительства (e-Government Development Index, EGDI) …
В качестве критериев оценки эффективности цифровой трансформации выделяют:
— время предоставления услуги;
— популярность цифровых каналов взаимодействия с государством;
— качество перевода государственных услуг в цифровой формат;
— количество автоматически обработанных запросов;
— уровень цифровой грамотности населения;
— сокращение финансовых затрат;
— сокращение случаев мошенничества и коррупции»
.​

Обобщённый вывод (с нормативным подтверждением)

Цифровая трансформация госуправления — это организованный процесс перехода к реестровой, экстерриториальной, автоматизированной модели предоставления госуслуг, где «ключевыми задачами выступают: сокращение участия человека в принятии решений, переход на машиночитаемые форматы, обязательное анкетирование и профилирование получателей… ежегодный мониторинг цифровой зрелости всех органов власти на основании утверждённых федеральными стандартами показателей».​

1. Инициирование цифровизации

  • Цитата:
    «Стратегическая задача цифровизации в государственном управлении формулируется, как обеспечение «перехода к экосистемному формату государственных сервисов», где приоритетом становятся машиночитаемые процессы, сокращение человеческого фактора и массовое внедрение цифровых каналов предоставления и контроля госуслуг.»
    — Распоряжение Правительства РФ от 16.03.2024 №637-р.​
  • Пример:
    Разработка дорожной карты цифровой трансформации региона или муниципалитета, создание профильной рабочей группы, анализ текущего уровня цифровой зрелости всех административных подразделений, оценка ИТ-инфраструктуры.

2. Оцифровка базовых процессов и внедрение электронного документооборота

  • Цитата:
    «Оцифровка внутренних процессов администрации является первым этапом цифровой трансформации, позволяя создавать цифровые архивы, внедрять информационно-аналитические системы, осуществлять автоматизацию типовых функций»
    — «Transformation of the information and documentation support system as the basis for digitalization of the public administration system».​
  • Пример:
    Массовый перевод бумажных документов в электронный формат (например, ЕДО, электронные архивы решений совета, актов, договоров), создание межведомственных цифровых каналов взаимодействия для обмена данными без бумажных носителей (СМЭВ, региональные интеграционные системы).

3. Внедрение электронных государственных и муниципальных сервисов

  • Цитата:
    «Внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферу оказания госуслуг является основой федеральных и региональных программ: проактивность, экстерриториальность, многоканальность, автоматизация процессов и машиночитаемое описание результатов — ключевые задачи современного этапа»
    — Национальная программа «Цифровая экономика».​
  • Пример:
    Разработка региональных порталов для жителей, интеграция с ЕПГУ («Госуслуги»), возможность дистанционной подачи заявлений на льготы, социальные выплаты, услуги ЖКХ, запись на прием, электронное голосование, формирование онлайн-обратной связи жителей с муниципалитетом.

4. Интеграция реестров и межведомственных платформ

  • Цитата:
    «Единый государственный информационный портал, система совместного управления данными из реестров разных государственных структур; предоставление госуслуг через единую цифровую инфраструктуру, что позволяет исключить многократное предоставление одних и тех же сведений гражданами»
    — «Digital transformations of modern society».​
  • Пример:
    Связывание цифровых реестров недвижимости, транспорта, демографии, бизнеса — автоматизация межведомственных запросов, построение сквозных процессов (например, при регистрации недвижимости, бизнес-активов, транспортных средств).

5. Автоматизация управленческих решений и аналитика

  • Цитата:
    «Государственное управление в условиях цифровой эры получает новые возможности анализа и прогнозирования процессов… на основе больших данных, искусственного интеллекта и BI-платформ»
    — «Principles of Construction and Prospects of Development of the Digital Public Administration system in Modern Russia».​
  • Пример:
    Создание дашбордов для руководящего состава органов власти, применение алгоритмов для анализа обращений граждан, выявление рисков, автоматическое реагирование на массовые запросы, мониторинг показателей «цифрового здоровья» муниципалитета.

6. Цифровизация закупок и контрактных процедур

  • Цитата:
    «Регистрация участников закупок в единой информационной системе осуществляется в электронной форме … Информация и документы об участниках закупок, зарегистрированных в единой информационной системе, вносятся в единый реестр участников закупок»
    — Статья 24.2 44-ФЗ; инструкции ЕИС.​
  • Пример:
    Работа заказчика (муниципального учреждения) в ЕИС, подача и согласование закупок, электронные площадки, назначение уполномоченных лиц с КЭП (электронной подписью), отсутствие бумажного документооборота, прозрачность и автоматизация всех этапов сведений о закупках.

7. Мониторинг, обратная связь и развитие цифрового менталитета

  • Цитата:
    «Стратегия цифровой трансформации предусматривает ежегодный мони
    https://dzen.ru/media/id/68f3fb427b8cd7117f5d7890/6929ee6aea54262069317b61
    торинг цифровой зрелости, обязательное анкетирование и оценку развития цифровых компетенций сотрудников…»
    — «Процесс цифровизации государственного управления».​
  • Пример:
    Проведение цифрового аудита в администрации, тестирование сотрудников, организация постоянного обучения и переподготовки, внедрение инструментов цифровой обратной связи с гражданами через онлайн-каналы, развитие внутренней цифровой культуры (кодекса поведения в цифровой среде, наставничества и др.).