Найти в Дзене
Weekend

Как формируется отношение к искусству? Рассказывает соучредительница |catalog|

Софья Троценко о ярмарке |catalog|, молодых художниках и вечных темах в искусстве

С 27 по 30 ноября в Москве проходит ярмарка современного искусства |catalog|. А Ассоциация галерей (АГА) представила исследование российского арт-рынка. Обо всем этом Weekend поговорил с основательницей Центра современного искусства «Винзавод» и соучредительницей ярмарки |catalog| Софьей Троценко.

Беседовала Анна Черникова

Основатель ЦСИ «Винзавод» Софья Троценко.📷Фото: пресс-служба ЦСИ «Винзавод»
Основатель ЦСИ «Винзавод» Софья Троценко.📷Фото: пресс-служба ЦСИ «Винзавод»

В России стремительно растет количество событий на арт-рынке: ярмарки, выставки, биеннале. Хорошо ли это? Нет ли риска, что в какой-то момент это начнет вредить — и формированию цен, и отношению к художникам и их работам?

Что плохого в доступности искусства? Самое главное, чтобы у человека формировался вкус, возникало желание быть вовлеченным, приобщаться. И чтобы, как следствие, формировалось понимание ценности искусства. Потому что оно складывается из разных моментов. Первый — это символический капитал, то, что делает искусство важной частью нашей жизни, то, что мы видим в музеях. Это зрительское восприятие культурного наследия — и даже неважно, речь про современное искусство или про классику. Второй — это уже ценность в контексте ценообразования: искусство как элемент арт-рынка.

Это все звенья одной цепи. И я приветствую любые способы пополнять копилку знаний, что искусство — это здорово и это важно. Ведь, как известно, насмотренность перерастает в способности оценивать, что хорошо, а что плохо. Поэтому чем больше у людей будет возможностей смотреть на искусство, оказываться в него вовлеченным, ходить в музеи, на выставки, покупать работы, тем лучше.

Потому что тогда искусство перестает быть просто произведением, на которое можно лишь смотреть издалека. И приходит осознание, что сегодня есть шанс стать его обладателем. А если вы готовы сделать искусство частью своей жизни, то вы уже не сможете впустить в нее что-то плохое. Так формируется позитивное отношение — и к искусству, и к жизни в целом. Чем больше искусства, чем больше у людей возможности к нему приобщиться в той или иной степени, тем лучше. Плохого ничего точно не будет.

Что можно будет увидеть на ярмарке |catalog|?

|catalog| — это, с моей точки зрения, важнейший элемент в системе искусства. Ярмарка — проект Ассоциации галерей, в которой я соучредитель. Это объединение профессиональных участников рынка. Официально считается, что этому рынку около 30 лет — отсчет его истории ведется от 1988 года. И когда Ассоциация галерей возникла пять лет назад, она поставила себе одной из основных задач формирование этого рынка, правил работы на нем. Одним из первых документов, который мы выпустили, был «Кодекс этики».

В последние два года мы активно работаем над темой ценообразования, как корректно должна формироваться цена на произведение искусства. То есть наша задача как ассоциации — выявлять барьеры, которые мешает развитию рынка. И стараться их системно нивелировать, а также общаться, формировать экспертное мнение по разным поводам. Чтобы у тех, кто вовлечен в рынок,— художники, галеристы, кураторы, коллекционеры — была единая система координат: что такое российский арт-рынок, кто его участники, как на нем определяются цены и какие вообще там действуют правила?

Нет ли опасений, что сейчас, в силу понятных причин, происходит некоторое капсулирование российского арт-рынка?

Наоборот, я вижу рост и развитие. Это правда, что у нас сильно сузился выход в Старый Свет, нет возможности обмена с ним, у художников и галеристов ограничено свободное перемещение. Но при этом возникли новые направления — Азия, Южная Америка, где рынки активно развиваются, появилась новая география. Пути для обмена остались и где-то расширились. Может быть, они иные, но так и время сейчас другое.

Что вы можете сказать о смене поколений на арт-рынке — она происходит? В последние годы ушло довольно много мэтров. Занимает ли их места молодежь?

Мне кажется, смена уже произошла. И даже не вчера, а примерно лет 15 назад. Этот процесс был активен в 2010-е. И кстати, во многом его запустил «Винзавод», начав формировать повестку работы с молодыми художниками. Потому что до нас были только состоявшиеся мастера, которыми занималось небольшое количество галерей. Мы активизировали именно работу с молодыми — начав с проекта «Старт» (речь о прошедшей в 2010-е серии программ «Винзавода» по поддержке молодого искусства. — W), запустили работу в регионах. Не забудем и про наши «Открытые студии». И сейчас появилось огромное количество новых галерей, которые как раз взаимодействуют с начинающими художниками. Так возникают новые имена в искусстве. И как результат — предложение для коллекционера на рынке огромное, есть из чего выбрать. И кстати, на ярмарке |catalog| мы это с вами увидим.

И какие они, эти молодые художники?

Конечно, они разные — как и все всегда. Они точно очень открыты к чему-то новому. Они более уверенные в себе. Они все понимают про формы коммуникации, про социальные сети. Однако они все еще мало знают про какие-то профессиональные вещи: что такое рынок, как себя развивать? Не только с точки зрения художественных практик, но с точки зрения игрока на рынке. Как устанавливать связи с теми, кто должен тебя продавать? Как формируется ценообразование? Как даже элементарно заключать контракт? В вузах этому не учат. Хромает финансово-юридическая грамотность, контекстуальная. И мы стараемся в рамках наших проектов помогать художникам все это освоить.

Какие темы интересуют молодых? Что в этом смысле поменялось?

Раньше, лет 15 назад, все говорили о будущем. Все хотели понимать, что их ждет, какое оно, это будущее, с учетом новых технологий, которые стремительно появлялись, начиная от смартфонов, интернета и соцсетей и заканчивая общим техническим прогрессом. А сегодня, наоборот, исследуют прошлое, ищут свои корни.

И это понятно, если вспоминать все катаклизмы, которые на нас обрушились с 2020-го,— пандемии, пересмотр и закрытие границ в мировом масштабе. Так что еще два года назад на биеннале в Шардже я увидела, что 90% художников задаются вопросом про свое прошлое и традиции. И у нас эта тема также актуальна. Не только в Москве: тенденция эта идет из регионов, мы это видим в творчестве художников, с которыми работаем по проектам.

Каков потенциал нашего арт-рынка? Об этом ведь исследование, которое АГА представила на днях?

Начну с важного. Исследование мы, как ассоциация, запускали в первую очередь для того, чтобы все последующие велись корректно. Потому что за последние несколько лет нам пришлось столкнуться с целым потоком документов, которые рассказывают про емкость арт-рынка, про вклад арт-индустрии в ВВП, про потенциал, про риски,— но они не опираются ни на что и не имеют практически общих реперных точек.

Когда мы говорим об исследовании арт-рынка, нужно четко понимать, кого мы под этим арт-рынком подразумеваем. В этом и была сейчас наша основная задача: не собрать и посчитать цифры, а определить игроков и корректно сформулировать термины и границы — кто субъекты арт-рынка (а там и антиквары, и мебельщики, и ювелиры). Именно эту задачу по определению фундаментальных вещей мы сейчас и решали — совместно с нашим партнером аудиторской компанией «Пачоли». А дальше уже в этом контексте можно будет работать и со статистикой, и с тенденциями.

Насколько воспримут это те, кто не входит в ассоциацию?

Мы разговаривали с широким кругом экспертов из числа и музейщиков, и коллекционеров — например, с Василием Церетели, с Ириной Степановой. Мы делаем попытку определить границы арт-индустрии, формируем основу, которую предлагаем дальше к обсуждению всему экспертному сообществу.

Дальше мы проведем какое-то количество дискуссий, у нас уже определяется круг тем, которые мы будем выносить на открытые и закрытые площадки. Так что работа продолжится, и последуют новые документы. Нам бы вообще хотелось вести ее в постоянном режиме.

Полтора года назад принят закон №330-ФЗ «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации», и одной из 16 отраслей креативных индустрий стала арт-индустрия. Сейчас идет правовое формирование базы для регулирования и выработки мер поддержки этих индустрий. То, что мы делаем, я надеюсь, ляжет во многом в основу дальнейшей работы Минэкономразвития с арт-индустрией.

Помимо этого исследования каковы еще для вас итоги 2025 года?

Одним из важных итогов я считаю то, что нам удалось реализовать все намеченные планы — продолжение выставочной программы направления НИИ Архив, мы ее начали два года назад, и сейчас идет ее вторая часть.

Наравне с циклом «Гравитация» это складывается в большую выставочную программу. Мы раньше никогда системно не строили выставочную программу «Винзавода», а традиционно были площадкой для экспериментов, предоставляя пространство для высказываний нашему профсообществу.

Два года назад мы окончательно осознали, что у нас накопился колоссальный объем знаний и экспертизы — и нам важно всем этим поделиться. Это, если хотите, попытка собрать и показать антологию российского современного искусства последних 30 лет.

Как итог важна ярмарка |catalog|, которую продолжает делать АГА. И пятилетие самой АГА. Мы запустили ассоциацию пять лет назад, в самый сложный, кризисный, пандемийный год. И первой задачей было вообще как-то наладить диалог и иметь возможность что-то обсуждать в потоке навалившихся на всех проблем. За пять лет мы научились друг с другом разговаривать — и проделали огромную работу.

Грядут каникулы, вопрос к вам как к галеристу и к маме. С какого возраста можно с детьми изучать искусство?

Разумно ходить с детьми на выставки как можно раньше, потому что восприятие визуальных кодов формирует привычку естественного нахождения в искусстве. И делать это можно очень рано. На «Винзаводе» есть множество занятий для детей. Мы экспериментируем с программами и направлениями — есть и театр, и уличное искусство, и коллекционирование.

И на ярмарке |catalog| мы тоже делаем детскую программу. Вообще, родительство в том виде, в котором мы его сейчас наблюдаем, стало очень осознанным. Взрослые хотят проводить время со своими детьми. И если вы делаете какой-то культурный, интеллектуальный продукт, важно, чтобы у аудитории была возможность посетить его с семьей.

Какие-то планы на 2026-й у вас уже сформированы?

Мы начнем готовиться к нашему 20-летию, которое будет в 2027-м. И нам предстоит не только подвести итоги двух десятилетий, но и понять, каким «Винзавод» хочет быть дальше. А вообще я бы сформулировала свои ожидания от будущего так: пусть произойдет все нами задуманное.

Не могу не задать личный вопрос. У вас в кабинете идеальный порядок. Любуюсь рабочим столом, графиками на стенах. Как так, вы же творческий человек?

Работать с таким количеством творческих людей, выстраивать с ними коммуникацию, чтобы их гениальные идеи превратились в интересные большие проекты, возможно, только если у тебя самого системный подход к работе. Если ты неспособен систематизировать свою работу, то ничего не получится.

В Telegram каждый день Weekend. А у вас еще нет? Присоединяйтесь!