Как прошло открытие 51-й ярмарки В Гостином дворе
Помните мемную рекламу с фразой «Не дышите на шедевр!»? Там девушка рассматривала работы в музее, а бабуля-смотрительница рявкала на нее. Едва ли не повсеместно такие же сцены можно было наблюдать среди удушающей толпы и на открытии Антикварного салона в столичном «Гостином дворе». В роли девушки выступали в основном тоже девушки, но не из тех, что с придыханием смотрят на искусство и приближаются к произведениям, чтобы рассмотреть детальность образов и искусный мазок. А тех, что пришли сделать нарядные селфи. Ну или фото с подругами в изящных антикварных интерьерах. Злой же бабкой вынужденно работали сами дилеры, или не желающие видеть свои сокровища на публичных снимках, или радеющие за сохранность выставленной на продажу мебели и прочих редкостей прошлых веков.
Текст: Олег Краснов
«Дорога селфи» вилась нещадно, с остановками на всех самых дорогих стендах центральной части, от баннера на входе до аллеи ювелиров. Бывалые участники — ярмарка проходит почти 30 лет, — сидя в антикварных креслах, просто огораживали цепочками вход, презрительно или с превосходством наблюдали за струящейся людской массой и лениво уплетали сырные тарелки с бокалом игристого. Другие отбивались от бесперспективных посетителей окриками: «Руками не трогать! Музейный экспонат!»
Маршрут для удачных ракурсов посетители знают давно: со времени переезда салона в «Гостиный двор» застройка так называемого выставочного городка не менялась. С учетом вариативного качества участников, которых в этом году рекордное количество — 289, его устройство напоминает реальный город с «дворцовыми» фасадами, скрытыми сокровищами (здесь — той самой ювелирной аллеей, где блистает Ильгиз Фазулзянов) и настоящими городскими задворками в виде блошиного рынка, куда претенциозной столичной публике лучше не соваться.
Главную часть у центрального входа традиционно занимают старейшины цеха во главе с Михаилом Сусловым. Петербургский антиквар не первый год задает высокую планку и уровнем выставленных работ, и дизайном стенда. В его центре — мебельный гарнитур из красного дерева в стиле историзма начала прошлого века, принадлежавший военному министру Российской империи Алексею Куропаткину. Письменный и кабинетный столы, диван с витринами, кресло и книжный шкаф, произведенные на московской фабрике Павла Шмидта, оценены в 29 млн рублей.
Не менее элегантные стенды и у «Русской усадьбы», «Частной коллекции» и Галереи Кирилла Данелии. У первых — пространство, стилизованное под дворянскую гостиную с изящной мебелью, искусным тромплеем неизвестного автора с обложкой литературного журнала «Стрекоза» XIX века (500 тыс. руб.) и итальянской мраморной головой героя XVI века (1 млн руб.). У вторых — затемненный зал с музейной подсветкой и работами старых западноевропейских и русских мастеров из собрания Валерии и Константина Мауергауз. Здесь супруги, охотно выдающие своих фламандцев на выставки в Пушкинский или «Новый Иерусалим», избавляются от излишков коллекции. Выставлены в том числе «Лунный морской пейзаж» Айвазовского за €2 млн, крупное «Поклонение волхвов» Маттиаса Стома (€700 тыс.) и «Мадонна с младенцем» Лукаса Кранаха Младшего (€2 млн).
А Данелия устроил тематическую выставку, посвятив ее ферганским лошадям и их скульптурным изображениям в искусстве Китая за 2000 лет. Самые «молодые» из них, кабинетного формата, относятся к VI веку нашей эры и оценены в 4 млн руб.
Как и на арт-ярмарках в любой стране мира, событийность также нашла свое отражение и в Москве. Вслед за открывшимися выставками в Третьяковке и в Музее AZ, на стендах запестрили работы нонконформистов — на каждом третьем Анатолий Зверев, Владимир Немухин или Оскар Рабин. Появляются произведения и недавно ушедших классиков современного искусства. В галерее «Меандр Антик», например, можно встретить Эрика Булатова («Композиция» за 23 млн руб.) и Илью Кабакова (два небольших дачных пейзажа по 7,5 млн руб. каждый).
Есть и масса разнообразной графики, к которой молодых коллекционеров приучают и нижегородская ярмарка «Контур», и анонсированный на декабрь московский «Обертон». Правда, цены на звучные музейные имена подходят далеко не всем молодым. Так, авангардистская «Композиция с фигурками мальчиков» Кузьмы Петрова-Водкина в Галерее Андрея Дзамашвили тянет на 7 млн руб., а трио эскизов Натальи Гончаровой к занавесу неосуществленной балетной постановки 1950-х в Inna Khegay Gallery — на $125 тыс.
О вливании свежей коллекционерской крови организаторы салона мечтают давно и даже делают попытки привлечения устройством эклектичной зоны Lifestyle и профильными событиями в деловой программе. Но больше, как кажется, преуспели в этом сами антиквары, не побоявшиеся привлечь к работе своих детей и молодых сотрудников, еще способных держать улыбку в любой ситуации и говорить со схожими по возрасту клиентами на одном языке.
Большинство же дилеров, впрочем, на открытии были озадачены более насущным вопросом — какие цены озвучивать клиентам на своих Айвазовских и других русских классиков после успешно прошедших в этот же день торгов Sotheby’s в Лондоне. Британский дом, кажется, впервые за последние три года провел чисто русские торги — прямо как в былые времена. Аукцион с новым названием «Фаберже, имперское и революционное искусство» собрал 365 лотов, включая крупный сет картин Айвазовского. Его огромное (195 х 266) полотно «Выжившие» 1878 года при эстимейте 2–4 млн ушло за 4,19 млн. С двойным, а то и с тройным превышением эстимейта были проданы и другие произведения мариниста, а также работы Бориса Кустодиева, Константина Горбатова, Алексея Харламова, Константина Коровина, Владимира и Константина Маковских и многих других. Кроме того, другой крупный лондонский аукцион русского искусства MacDougall's завершится лишь 27 ноября. А учитывая факт, что покупают все это почти на 100% русские коллекционеры, такие новости могут запросто повлиять и на местный рынок. Ведь, как сказала руководитель салона Наталия Корень, параллельный импорт работает во всех сферах.
Москва, Гостиный двор, до 30 ноября
В Telegram каждый день Weekend. А у вас еще нет? Присоединяйтесь!