Меня часто спрашивают: «Максим, а что будет, если 498-ФЗ отменят?» Я отвечаю: заработают те самые нормативные акты, которые этот закон вытеснил. «А какие именно?» — следует следующий вопрос.
Ответ ждёт их в моих предложениях.
Я убеждён: существо 498-ФЗ не должно нарушать главный принцип — безопасность и санитарное благополучие граждан. И если его методы бессильны против одичавших, агрессивных или бешеных собак, мы обязаны использовать все доступные правовые средства для устранения угрозы.
Депутату Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации
восьмого созыва
Председателю Комитета Государственной Думы
по защите семьи, вопросам отцовства,
материнства и детства
Руководителю рабочей группы
по вопросам защиты людей от бродячих собак
Нине Александровне Останиной
И ЧЛЕНАМ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ
От: Гражданина Российской Федерации
Максима Анатольевича Парфирьева
Копия: Председателю Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации
восьмого созыва
Вячеславу Викторовичу Володину
Копия: Председателю Совета Федерации
Федерального собрания Российской Федерации
Валентине Ивановне Матвиенко
Копия: Председателю Комитета Совета Федерации по
конституционному законодательству и
государственному строительству
Андрею Александровичу Клишасу
Копия: Председателю Правительства
Российской Федерации
Михаилу Владимировичу Мишустину
Копия: Начальнику Главного государственно-правового
управления Президента Российской Федерации
Ларисе Игоревне Брычёвой
14.11.2025 г.
СОПРОВОДИТЕЛЬНОЕ ПИСЬМО
к предложениям по совершенствованию законодательства, направленные на защиту граждан от нападений бродячих собак
Уважаемая Нина Александровна!
Уважаемые члены рабочей группы!
Направляю Вам для рассмотрения свои предложения по совершенствованию законодательства, основанные на моём анализе нижеследующих фактических обстоятельств. Они характеризуют текущую обстановку, сложившуюся после трагического события в Красноярском крае, и демонстрируют острую необходимость внесения изменений в Федеральный закон № 498-ФЗ.
1. Из открытых источников, включая сеть «Интернет» и СМИ, мне известно о многочисленных сообщениях жителей, посёлка Кузнецово (включая СНТ «Теремок»), Березовского района Красноярского края, о том, что сотрудники служб отлова, прибывая по вызову, отказываются отлавливать бродячих собак в полях, прямо заявляя: «Мы за собаками по полям бегать не будем», после чего уезжают, не выполнив своей работы.
2. Из сообщений СМИ также известно, что после нападения на Витю Кривошеина стаи из двенадцати бродячих собак, службам отлова удалось изъять лишь трёх особей. Данный факт свидетельствует о системной неспособности действующих структур обеспечить безопасность граждан и нейтрализовать источники повышенной опасности в полном объёме.
3. Моя публичная переписка с красноярским зоозащитником-общественником Юрием Борисовичем Райко подтвердила наличие непреодолимых сложностей с отловом одичавших собак. Кроме того, из диалога явствует, что у зоозащитного сообщества отсутствуют как понимание самой проблемы, так и какие-либо решения по контролю над ростом популяции одичавших представителей бродячих собак, отлов которых затруднён или невозможен.
4. Сенатор от Красноярского края Андрей Александрович Клишас в эфире «Радио Спутник» 31.10.2025 года, заявил, что действующее российское законодательство уже предоставляет региональным властям все необходимые полномочия для введения особого порядка (ЭОС) и применения отстрела бродячих собак.
5. Комитет Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды в заключении на проект федерального закона № 853484-8 указал на «недостаточность обоснований изменений, которые касаются установления запрета возвращать животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения необходимых мероприятий (вакцинация, стерилизация)»
Проведённый анализ вышеприведённых фактических обстоятельств позволил мне сформулировать решение в виде представленных Вам предложений. Они содержат конкретные и достаточные правовые основания для преодоления основных контраргументов, выдвигаемых противниками законопроекта № 853484-8.
Всем уважаемым депутатам рабочей группы предлагаю ознакомиться с моими доводами, выводами и предложениями.
С уважением,
Максим Анатольевич Парфирьев.
«14» ноября 2025 года
Приложение: Предложения по совершенствованию законодательства на 3 листах.
Депутату Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации
восьмого созыва
Председателю Комитета Государственной Думы
по защите семьи, вопросам отцовства,
материнства и детства
Руководителю рабочей группы
по вопросам защиты людей от бродячих собак
Нине Александровне Останиной
И ЧЛЕНАМ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ
От: Гражданина Российской Федерации
Максима Анатольевича Парфирьева
Копия: Председателю Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации
восьмого созыва
Вячеславу Викторовичу Володину
Копия: Председателю Совета Федерации
Федерального собрания Российской Федерации
Валентине Ивановне Матвиенко
Копия: Председателю Комитета Совета Федерации по
конституционному законодательству и
государственному строительству
Андрею Александровичу Клишасу
Копия: Председателю Правительства
Российской Федерации
Михаилу Владимировичу Мишустину
Копия: Начальнику Главного государственно-правового
управления Президента Российской Федерации
Ларисе Игоревне Брычёвой
14.11.2025 г.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,
направленные на защиту граждан от нападений бродячих собак
Уважаемая Нина Александровна!
Уважаемые члены рабочей группы!
Обращаю Ваше внимание на острую проблему, связанную с угрозой безопасности и санитарно-эпидемиологическому благополучию граждан со стороны опасных и вредных животных, и прошу обратить внимание на системное противоречие в федеральном законодательстве, усугубляющее данную ситуацию. Проведя анализ законодательства, я пришёл к выводу, что ключевой причиной кризиса является правовая коллизия между Федеральным законом от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными» и Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». ФЗ-52 в статье 1 прямо определяет свою цель как «обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения». Однако ФЗ-498, вводя процедуру ОСВВ (отлов-стерилизация-вакцинация-возврат) и используя термин «животные без владельцев», легализует нахождение потенциально опасных животных в населённых пунктах, включая территории проживания людей, их окрестности, места отдыха, прогулок и повседневного пребывания граждан, что вступает в прямое противоречие с целями и нормами ФЗ-52.
Особую тревогу вызывает наличие одичавших собак, которых в силу их поведения отловить стандартными методами либо крайне сложно, либо совсем невозможно. По своему поведению стая одичавших собак ничем не отличается от волчьей, что подтверждается многочисленными случаями нападений на людей, прежде всего – на детей. При этом, правовые нормы, обеспечивающие защиту граждан от таких нападений, в ФЗ-498 отсутствуют.
Прошу обратить внимание, что до 2010 года в рамках исполнения ФЗ-52 действовали Санитарные правила СП 3.1.096-96, которые в качестве одной из мер регулирования численности бродячих собак как опасных и вредных животных прямо предусматривали их отстрел и потраву, юридически квалифицируя их как «источник биологического загрязнения среды обитания человека и потенциальный переносчик инфекции».
Данная норма была единственно эффективной для изъятия одичавших и потому не подлежащих отлову агрессивных особей.
В связи с изложенным, настоятельно прошу Вас рассмотреть в рамках работы Вашей группы следующие предложения:
1. исключить из правового поля термин «животные без владельцев», заменив его на корректные с точки зрения обеспечения безопасности граждан понятия «безнадзорное животное», «опасные и вредные животные» и «источник биологического загрязнения среды обитания человека и потенциальный переносчик инфекции»;
2. инициировать внесение изменений в законодательство с целью устранения коллизии между ФЗ-498 и ФЗ-52 и приведения ФЗ-498 в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами;
3. восстановить доказавшее свою эффективность правовое регулирование, основанное на Санитарных правилах СП 3.1.096-96, устанавливающее применение отстрела и потрав в отношении одичавших агрессивных животных, которых сложно и/или невозможно отловить иными способами;
4. внести в Главу 1 Федерального закона № 498-ФЗ основополагающую норму, устанавливающую безусловный приоритет жизни и здоровья человека, безопасности граждан, а также иных охраняемых законом конституционных прав над иными целями данного Федерального закона;
5. признать недопустимым не только возврат, но и любое нахождение в окружающей среде безнадзорных животных, обладающих правовым статусом «источника биологического загрязнения среды обитания человека и потенциального переносчика инфекции».
Убеждён, что только комплексный подход, включающий все доступные и эффективные методы, позволит решить проблему и восстановить спокойствие и безопасность наших граждан.
Заранее благодарю за внимание к моему обращению и надеюсь на его конструктивное рассмотрение.
С уважением,
«14» ноября 2025 года