Найти в Дзене
Православие.ONE

Божественное вмешательство: в Дамаске произошло немыслимое с отрубленной рукой

Во времена правления императора Льва Исавра, когда в Константинополе развернулось жестокое гонение на святые иконы, мудрейший Иоанн, Патриарх Антиохийский, засвидетельствовал великие испытания православных. Узнав в Дамаске, где он служил первым советником халифа, о страданиях единоверцев, терзаемых христоненавистническим царем, Иоанн не остался в стороне. Он направил в Константинополь обличительные послания, в которых, опираясь на авторитетные свидетельства, доказывал: отвергающие поклонение святым образам — еретики, отлучившие себя от Царства Христова.

Этот смелый голос истины привел императора в ярость. Лев Исавр задумал коварный план. Найдя искусного каллиграфа, он повелел создать подложное письмо, неотличимое по почерку от посланий Иоанна. В этом сфабрикованном письме, якобы адресованном императору, говорилось:

«Царь, да продлятся твои лета! Я, твой раб Иоанн из Дамаска, шлю тебе должный поклон. Знай, город наш ослаблен, ибо воины-агаряне ушли на войну. Пошли небольшой отряд, и победа будет легкой, а я помогу тебе, ведь весь город в моих руках».

Затем вероломный император составил и второе письмо, уже от своего имени, к правителю Дамаска:

«Благороднейший начальник Дамаска, радуйся. Я высоко ценю мир и нашу дружбу. Однако один из твоих приближенных настойчиво подстрекает меня к войне, уверяя в легкой победе. В доказательство моей искренности и его предательства, посылаю тебе одно из его писем».

Посланец императора доставил оба письма сарацинскому властителю. Увидев их, тот пришел в неописуемую ярость. Иоанн, призванный для ответа, тотчас разгадал коварство императора и твердо отрицал свою вину, заявляя, что даже в мыслях не держал подобного. Но гнев ослепил правителя. Не дав праведнику и шанса оправдаться, он отдал жестокий приказ: отсечь Иоанну правую руку. Так десница, обличавшая врагов Господних, обагрилась собственной кровью, и ее вывесили на городской площади для всеобщего обозрения.

С наступлением вечера Иоанн испросил у правителя отсеченную руку для погребения. Получив ее, он вошел в свой дом и, припав к иконе Богоматери, с верой и слезами воззвал:

«Владычице Пречистая, Матерь Бога моего! Защищая Божественные образы, я лишился руки. Ты знаешь причину ярости Льва. Поспеши же и избави меня! Да станет эта десница орудием, которое напишет хвалебные песнопения Тебе и Воплотившемуся от Тебя».
-2

С этой молитвой он забылся сном и увидел в видении Приснодеву, которая, взглянув на него с тихой радостью, произнесла:

«Вот, рука твоя здорова. Сделай же ее, как и обещал, тростью книжника-скорописца».

Пробудившись, Иоанн увидел свою руку невредимой. Дух его возрадовался, и всю ночь он воспевал благодарственную песнь Богу:

«Десница Твоя, Господи, прославилась в крепости! Она исцелила мою отсеченную руку. Да сокрушит же она врагов, не чтущих Твой образ и образ Родившей Тебя. Множеством славы Твоей сокруши рукою моею враждебных иконоборцев!»

На утро весть о чуде разнеслась по всему Дамаску. Завистники немедленно донесли правителю, будто Иоанн обманул его, подставив под удар руку своего раба. Властитель вновь призвал Иоанна и потребовал показать руку. Тот протянул исцеленную десницу, на которой Богородица промыслительно оставила тонкий шрам как неопровержимое свидетельство.

«Какой врач сотворил это?»

— изумленно спросил правитель.

«Господь — мой Всемогущий Врач, и сила Его действует по Его воле»,

— с достоинством ответил вестник чуда.

Пораженный, властитель воскликнул:

«Прости меня! Я осудил тебя несправедливо. Прими же вновь свой сан первого советника, ибо без твоего решения я ничего не предприму».

Но Иоанн, припав к его ногам, молил лишь об одном: отпустить его, чтобы он мог посвятить свою жизнь служению Исцелителю, как было явлено ему Богоматерью. После долгих уговоров правитель с неохотой согласился.

Раздав имущество и отпустив рабов, Иоанн отправился в лавру святого Саввы. Там он вверил себя в полное послушание суровому старцу, который, испытывая его смирение, наложил строгий запрет: ничего не делать по своей воле и никогда не слагать песнопений.

-3

Желающие узнать подробности этого периода могут обратиться к полному житию святого, дабы почерпнуть еще большую пользу для души.

Однажды к Иоанну обратился брат, умоляя утешить его скорбь по почившему родственнику и написать умилительный тропарь. Опасаясь нарушить обет, но тронутый глубокой печалью брата, Иоанн уступил. Когда он запел новосозданный тропарь, вернувшийся в обитель старец услышал его и в гневе изгнал святого как нарушителя послушания. Лишь по горячему заступничеству всей братии он позволил Иоанну остаться, но для исполнения самой черной и унизительной работы.

Вскоре старцу в видении явилась Сама Пресвятая Богородица и строго сказала:

«Почему ты заградил дивный источник, щедро изливающий воду для утешения душ? Позволь этому потоку напоить всю вселенную и обратить моря ересей в сладость. Его песнопения превзойдут псалтирь Давида, он воспоет новые песни Господу, подражая херувимским хорам, и выправит догматы веры, посрамляя всякую еретическую ложь».

Пробудившись и осознав величие видения, старец призвал к себе святого и сказал:

«О, чадо Христова послушания, открой свои уста и говори не притчами, но истиной. Возвысь свой голос, ибо Сама Богоматерь возвестила о тебе славное. Прости меня, ибо по неведению я согрешил против тебя».

С того дня Иоанн Дамаскин, освобожденный от обета молчания, обогатил Церковь неисчислимыми сокровищами. Его песнопения, догматические труды и обличительные послания против иконоборцев стали несокрушимым щитом Православия. Исполнив свое великое предназначение, святой с миром отошел ко Господу.

Икона Троеручица

Кстати, в благодарность за исцеление святой приложил к иконе сделанную из серебра руку, отчего икона и получила название "Троеручица". По преданию, преподобный Иоанн написал благодарственную песнь Матери Божией "О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь", которая является задостойником в литургии святого Василия Великого.

-4

Святой Иоанн Дамаскин принял иночество в Лавре преподобного Саввы Освященного и передал туда чудотворную икону. Лавра даровала икону "Троеручицы" в благословение святителю Савве, архиепископу Сербскому († 1237; память 12 января). Во время нашествия турок на Сербию христиане, желая сохранить икону, поручили ее попечению Самой Матери Божией. Они возложили ее на осла, который без погонщика пришел на Афон и остановился перед Хиландарским монастырем. Иноки поставили икону в соборном храме. Во время разногласий при выборе настоятеля Матерь Божия благоволила Сама принять настоятельство, и Ее святая икона заняла игуменское место в храме. С тех пор в Хилендарской обители избирается только наместник, а иноки, по монастырскому обычаю, получают от святой иконы благословение на все послушания.

Список иконы XVII века является одной из основных реликвий Троянского монастыря в Болгарии.

В России икона «Троеручицы» пользуется большим почитанием. В 1661 году из Хиландарского монастыря для патриарха Никона был прислан список этой иконы для его Новоиерусалимского монастыря, доставленный в Москву 28 июня (11 июля н. с.). Тогда-то и был установлен второй праздник памяти иконы в честь ее сретения на московской земле. С этого списка в 1716 году был снят другой, с тех пор пребывающий в московском храме Успения в Гончарах (Болгарское подворье). С заступничеством этой святыни связывают то, что храм сей никогда, даже во времена наилютейших гонений на веру, не закрывался и сохранил все свои колокола. Ныне в храме перед этим образом ежепятнично читается акафист. В изразцовом киоте на наружной западной стене храма Успения в Гончарах помещен еще один список, и перед ликом Божией Матери «Троеручицы» здесь слышатся неустанные моления.

Один из списков иконы Божией Матери «Троеручица» находится в Спасо-Преображенском соборе города Чернигова, а в Москве — в храме Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах, на Болгарском подворье.

Чудотворные списки с самого первоявленного афонского образа либо же с других списков «Троеручицы» находились также в московском храме Покрова в Голиках, в тульской Владимирской на Ржавце церкви, в Белобережской пустыни под Брянском, в воронежском Алексеевском Акатовом монастыре, в Ниловой пустыни на Селигере и в иных местах.

Пресвятая Богородица, спаси нас!

Преподобне отче Иоанне, моли Бога о нас!

Слава Богу за всё!

Подписывайтесь на наш Телеграм канал