Много неясного в странном кино, Можно запутаться и заблудиться, Нет тех мурашек уже по спине, Но миллиард за билет не приснился... Вдруг кто-то мэтра решил перепеть. Песни в попсу переделали смело. Зачем? Э, так то, дружок, в этом то и дело...
Почему после просмотра последней "Алисы в стране чудес" возникает испанский стыд перед Владимиром Высоцким и не только... И как российское кино со своими римейками добралось уже до культовых советских пластинок.
КАК СОЗДАВАЛАСЬ СКАЗКА С ВЫСОЦКИМ
«Этот рассказ мы с загадки начнём»… Почему в российском кинематографе решили снимать мюзикл не по оригинальному сценарию, а по готовой грампластинки? Правильно, хороших идей и сценариев не хватает, вот и используют доморощенные режиссеры советский потенциал. А точнее, высасывают уже из всего, чего можно.
В этот раз на хирургический режиссерский стол попала совершенно легендарная пластинка «Алиса в стране чудес», стихи и песни к которой сочинял сам Владимир Высоцкий. И для него это была очень серьезная работа, хоть сначала ничего толком и не получалась.
Это было его первое легальное появление как автора в таком государственном издании, каким являлась грампластинка. Несмотря на то, что его песни были слышны практически из каждого окна, официально Высоцкого как автора не существовало, а он очень хотел увидеть своё имя на обложке книги или пластинки.
Первоначально Высоцкий вообще не хотел исполнять свои песни, желая оставаться только автором, но некоторые из его песен оказались настолько трудны для исполнения посторонними актёрами, что его все-таки уговорили… Однако, на главной двойной пластинке далеко не все песни являются в исполнении мэтра. Ему отлично помогает Всеволод Абдулов и другие актеры. И я не мог понять, как это возможно, когда в сказке есть песни Высоцкого не в его исполнении, а «в народе» гуляют в его. Оказывается, фирмой «Мелодия» был выпущен отдельный миньен с песенками.
Всего Высоцкий потратил на проект 3 года жизни. Пластинку записывали с большими перерывами ещё и потому, что Высоцкий постоянно был занят в театре, кино, давал концерты, ездил на гастроли.
Тем не менее, это стало настоящим хитом продаж и сказка, выпущенная в 1976 году, допечатывалась чуть ли не до 1990-го.
«Алиса в стране чудес» - это радиоспектакль, в котором сказка встречается с поэзией и хрипотцой правды.
НАСТОЯЩАЯ ВИРТУАЛЬНАЯ СКАЗОЧНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Есть истории, которые невозможно рассказать «в лоб». Они требуют особого дыхания, ритма, музыкальности. Радиопостановка «Алиса в стране чудес» - это именно такая история. Это не просто пересказ классической сказки Льюиса Кэрролла, а путешествие вглубь сознания, где абсурд и поэзия сливаются в единый поток звуков и слов.
Высоцкий превращает знакомые образы -Алису, Чеширского кота, Безумного Шляпника в живые символы поиска, сомнения, внутренней свободы. Его строки, будто нарезанные на ритмы гитарных переборов, звучат то как ирония, то как исповедь, а иногда как откровение, которое нельзя произнести вслух без лёгкой улыбки.
Голоса актёров, шумы, музыка - всё здесь работает на атмосферу сновидения. Сцены сменяются, как кадры старой плёнки: то резкий смех, то пауза, в которой слышно, как звенит время. Алиса уже не просто любопытная девочка, а героиня внутреннего странствия, ищущая смысл в мире, где логика уступает место интуиции.
В этой радиопостановке есть то, чего часто не хватает современному слушателю: ощущение присутствия. Словно Высоцкий сам ведёт за руку сквозь лабиринт зеркал, где каждое отражение - строка, каждая рифма - шаг к себе.
Причем, эти образы рождались в голове детей и были, по сути, индивидуальными. Ни у кого не могло быть одинакового Чеширского кота. И с песнями Высоцкого сказка действительно стала магической и любимой многими. Я, к примеру, после этого несколько раз прочитал оригинальную сказку. И даже советский мультик не является таким культовым, как мне казалось в детстве, из-за своей скоротечности.
И вот теперь современники добрались до этого шедевра своими ручишами. Получилось ли что-нибудь у них? Конечно же нет…
Фильм вышел 23 октября 2025 года, режиссёром стал Юрий Хмельницкий, который до этого прославился… двумя картинами. Это «Роман» и «Лед 3». Нужно же с чего-то начинать. Если, конечно, денег не жалко…
Зато вот актерский состав очень даже звездный. Главную роль сыграла Анна Пересильд. А также Милош Бикович, Паулина Андреева, Ирина Горбачева и голос авиакомпании «Победа» Сергей Бурунов.
Любопытно, конечно, какова планировалась целевая аудитория картины, раз за основу мюзикла были взяты песни Высоцкого. Сказать, что они закрепились в народе, нельзя. Скорее, они больше для эстетов. И надеяться, что песни и стихи из далёкого 1976 года местами дерзкие, дурашливые, иногда где-то с легким подтекстом, прекрасно будут звучать в современных аранжировках и влюбят в себя молодежь? Вряд ли. Для молодых людей эти песни чужды. А те, кому по возрасту положено восхищаться, напротив будут плеваться новому осовремененному звучанию, в котором то и души, кажется, нет…
ДАЖЕ АЛИСА НЕ МОЖЕТ СДАТЬ ОГЭ…
Действие сказки происходит в современной Москве, где живёт на свете обыкновенная девочка Алиса с Пересильдовыми волосами. Она учится в школе в 9 классе и всё у неё, как у людей в этом возрасте. Радует, что создатели картины настолько не уверены в ее успехе на международном рынке, что ограничили понимание происходящего на экране только нашей страной. Иначе, как объяснить иностранному школьнику, что такое «не сдать ОГЭ»…
Так как в современной Москве нет обычных колодцев, вход в сказку можно осуществить с детской площадки, с обыкновенной горки…
Но предварительно у Алисы белый кролик довольно странной наружности крадет часы, чтобы отремонтировать остановившееся время в своем королевстве. И так или иначе в сказке оказываются все знакомые Алисе персонажи из реальной жизни. Даже ее парень в виде птицы Додо. Хотя вполне в человеческом обличие. При этом, сказочные персонажи Алису, естественно, не узнают.
Далее все похоже на фантастическую компьютерную игру. Главная героиня просто перемещается по разным локациям через двери. Без какого-то смысла. При этом сами локации, в которые попадает Алиса, почти никак не связаны между собой и не дают ощущение некой единой, пусть и сказочной страны. Такое ощущение, что режиссер шел по минутам спектакля, не особо заботясь о цельности восприятия зрителем.
Добавьте сюда практически все ужасно аранжированные песни Высоцкого, которые ну не проникают глубоко в смысл повествования и не становятся его частью. А фактически являются неожиданными ни с того, ни с сего взявшимися танцевальными номерами, прямо как в индийских фильмах.
ИНОАГЕНТ В ЭПОХУ ЗАСТОЯ
Вся эта история про то, что волшебное королевство застыло в безвременьи, и все жители страдают от застоя озвучено, но даже не показано толком, на что это влияет. Хотят антиподы, чтобы у них было время и точка. А зачем и почему оно у них остановилось и чем не устраивает безвременье – непонятно. Никто особо не страдает.
Можно, конечно, усмотреть во всем этом тонкую политическую сатиру. Антиподы Алису сходу, без суда и следствия объявляют антипятом, то есть, лицом, исполняющим функции антипята. И именно поэтому она враг и все беды из за неё. Ничего вам не напоминает? Кто у нас сегодня самый большой виновник в происходящем в России? Конечно же, иноагенты…
Сама сказка1976 года во многом знаменита как раз тем, что там завуалирована, критиковалась эпоха застоя. Но к нашему времени, как мне кажется, это все-таки не имеет отношения. Не настолько смелы сегодняшние режиссеры, чтобы в здравом уме такой сюжет применять…
Посмотрев на всю эту чушь, я. Конечно, задался вопросом. Для кого это снимают? Современным детям при отсутствии логического сюжета эта сказка будет скучна и непонятна. Для тех, кто хорошо знает оригинал, лучше вернутся к экранизации Тима Бёртона, там как минимум, декорации сделаны куда лучше. Высоцкого перепеть уж точно не удастся. Так для кого? И кто эти люди, которые принесли «Алисе» миллиард рублей за купленные билеты? Учитывая даже, что на Кинопоиске стоит оценка в 4,8 баллов из 10?
Я поставил 5, но советовать смотреть данный шедевр не стал бы.
Читайте также
Лпйкайте, подписывайтесь и поддержите автора
А как вам современные экранизации советского наследия? Есть ли удачные фильм ы на ваш взгляд?