Найти в Дзене
Олег Платонов

Алиса в стране чудес. Из героини сделали иноагента и убили. Нет, не время, а Владимира Ввсоцкого

Много неясного в странном кино, Можно запутаться и заблудиться, Нет тех мурашек уже по спине, Но миллиард за билет не приснился... Вдруг кто-то мэтра решил перепеть. Песни в попсу переделали смело. Зачем? Э, так то, дружок, в этом то и дело... Почему после просмотра последней "Алисы в стране чудес" возникает испанский стыд перед Владимиром Высоцким и не только... И как российское кино со своими римейками добралось уже до культовых советских пластинок. «Этот рассказ мы с загадки начнём»… Почему в российском кинематографе решили снимать мюзикл не по оригинальному сценарию, а по готовой грампластинки? Правильно, хороших идей и сценариев не хватает, вот и используют доморощенные режиссеры советский потенциал. А точнее, высасывают уже из всего, чего можно. В этот раз на хирургический режиссерский стол попала совершенно легендарная пластинка «Алиса в стране чудес», стихи и песни к которой сочинял сам Владимир Высоцкий. И для него это была очень серьезная работа, хоть сначала ничего толком и
Оглавление

Много неясного в странном кино, Можно запутаться и заблудиться, Нет тех мурашек уже по спине, Но миллиард за билет не приснился... Вдруг кто-то мэтра решил перепеть. Песни в попсу переделали смело. Зачем? Э, так то, дружок, в этом то и дело...

Почему после просмотра последней "Алисы в стране чудес" возникает испанский стыд перед Владимиром Высоцким и не только... И как российское кино со своими римейками добралось уже до культовых советских пластинок.

Кадры из фильма "Алиса в стране чудес"
Кадры из фильма "Алиса в стране чудес"

КАК СОЗДАВАЛАСЬ СКАЗКА С ВЫСОЦКИМ

«Этот рассказ мы с загадки начнём»… Почему в российском кинематографе решили снимать мюзикл не по оригинальному сценарию, а по готовой грампластинки? Правильно, хороших идей и сценариев не хватает, вот и используют доморощенные режиссеры советский потенциал. А точнее, высасывают уже из всего, чего можно.

В этот раз на хирургический режиссерский стол попала совершенно легендарная пластинка «Алиса в стране чудес», стихи и песни к которой сочинял сам Владимир Высоцкий. И для него это была очень серьезная работа, хоть сначала ничего толком и не получалась.

Это было его первое легальное появление как автора в таком государственном издании, каким являлась грампластинка. Несмотря на то, что его песни были слышны практически из каждого окна, официально Высоцкого как автора не существовало, а он очень хотел увидеть своё имя на обложке книги или пластинки.

Кадры из фильма "Алиса в стране чудес"
Кадры из фильма "Алиса в стране чудес"

Первоначально Высоцкий вообще не хотел исполнять свои песни, желая оставаться только автором, но некоторые из его песен оказались настолько трудны для исполнения посторонними актёрами, что его все-таки уговорили… Однако, на главной двойной пластинке далеко не все песни являются в исполнении мэтра. Ему отлично помогает Всеволод Абдулов и другие актеры. И я не мог понять, как это возможно, когда в сказке есть песни Высоцкого не в его исполнении, а «в народе» гуляют в его. Оказывается, фирмой «Мелодия» был выпущен отдельный миньен с песенками.

Всего Высоцкий потратил на проект 3 года жизни. Пластинку записывали с большими перерывами ещё и потому, что Высоцкий постоянно был занят в театре, кино, давал концерты, ездил на гастроли.

Тем не менее, это стало настоящим хитом продаж и сказка, выпущенная в 1976 году, допечатывалась чуть ли не до 1990-го.

«Алиса в стране чудес» - это радиоспектакль, в котором сказка встречается с поэзией и хрипотцой правды.

НАСТОЯЩАЯ ВИРТУАЛЬНАЯ СКАЗОЧНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Есть истории, которые невозможно рассказать «в лоб». Они требуют особого дыхания, ритма, музыкальности. Радиопостановка «Алиса в стране чудес» - это именно такая история. Это не просто пересказ классической сказки Льюиса Кэрролла, а путешествие вглубь сознания, где абсурд и поэзия сливаются в единый поток звуков и слов.

Высоцкий превращает знакомые образы -Алису, Чеширского кота, Безумного Шляпника в живые символы поиска, сомнения, внутренней свободы. Его строки, будто нарезанные на ритмы гитарных переборов, звучат то как ирония, то как исповедь, а иногда как откровение, которое нельзя произнести вслух без лёгкой улыбки.

Голоса актёров, шумы, музыка - всё здесь работает на атмосферу сновидения. Сцены сменяются, как кадры старой плёнки: то резкий смех, то пауза, в которой слышно, как звенит время. Алиса уже не просто любопытная девочка, а героиня внутреннего странствия, ищущая смысл в мире, где логика уступает место интуиции.

Кадры из фильма "Алиса в стране чудес"
Кадры из фильма "Алиса в стране чудес"

В этой радиопостановке есть то, чего часто не хватает современному слушателю: ощущение присутствия. Словно Высоцкий сам ведёт за руку сквозь лабиринт зеркал, где каждое отражение - строка, каждая рифма - шаг к себе.

Причем, эти образы рождались в голове детей и были, по сути, индивидуальными. Ни у кого не могло быть одинакового Чеширского кота. И с песнями Высоцкого сказка действительно стала магической и любимой многими. Я, к примеру, после этого несколько раз прочитал оригинальную сказку. И даже советский мультик не является таким культовым, как мне казалось в детстве, из-за своей скоротечности.

И вот теперь современники добрались до этого шедевра своими ручишами. Получилось ли что-нибудь у них? Конечно же нет…

Кадры из фильма "Алиса в стране чудес"
Кадры из фильма "Алиса в стране чудес"

Фильм вышел 23 октября 2025 года, режиссёром стал Юрий Хмельницкий, который до этого прославился… двумя картинами. Это «Роман» и «Лед 3». Нужно же с чего-то начинать. Если, конечно, денег не жалко…

Зато вот актерский состав очень даже звездный. Главную роль сыграла Анна Пересильд. А также Милош Бикович, Паулина Андреева, Ирина Горбачева и голос авиакомпании «Победа» Сергей Бурунов.

Любопытно, конечно, какова планировалась целевая аудитория картины, раз за основу мюзикла были взяты песни Высоцкого. Сказать, что они закрепились в народе, нельзя. Скорее, они больше для эстетов. И надеяться, что песни и стихи из далёкого 1976 года местами дерзкие, дурашливые, иногда где-то с легким подтекстом, прекрасно будут звучать в современных аранжировках и влюбят в себя молодежь? Вряд ли. Для молодых людей эти песни чужды. А те, кому по возрасту положено восхищаться, напротив будут плеваться новому осовремененному звучанию, в котором то и души, кажется, нет…

ДАЖЕ АЛИСА НЕ МОЖЕТ СДАТЬ ОГЭ…

Действие сказки происходит в современной Москве, где живёт на свете обыкновенная девочка Алиса с Пересильдовыми волосами. Она учится в школе в 9 классе и всё у неё, как у людей в этом возрасте. Радует, что создатели картины настолько не уверены в ее успехе на международном рынке, что ограничили понимание происходящего на экране только нашей страной. Иначе, как объяснить иностранному школьнику, что такое «не сдать ОГЭ»…

Кадры из фильма "Алиса в стране чудес"
Кадры из фильма "Алиса в стране чудес"

Так как в современной Москве нет обычных колодцев, вход в сказку можно осуществить с детской площадки, с обыкновенной горки…

Но предварительно у Алисы белый кролик довольно странной наружности крадет часы, чтобы отремонтировать остановившееся время в своем королевстве. И так или иначе в сказке оказываются все знакомые Алисе персонажи из реальной жизни. Даже ее парень в виде птицы Додо. Хотя вполне в человеческом обличие. При этом, сказочные персонажи Алису, естественно, не узнают.

Далее все похоже на фантастическую компьютерную игру. Главная героиня просто перемещается по разным локациям через двери. Без какого-то смысла. При этом сами локации, в которые попадает Алиса, почти никак не связаны между собой и не дают ощущение некой единой, пусть и сказочной страны. Такое ощущение, что режиссер шел по минутам спектакля, не особо заботясь о цельности восприятия зрителем.

Кадры из фильма "Алиса в стране чудес"
Кадры из фильма "Алиса в стране чудес"

Добавьте сюда практически все ужасно аранжированные песни Высоцкого, которые ну не проникают глубоко в смысл повествования и не становятся его частью. А фактически являются неожиданными ни с того, ни с сего взявшимися танцевальными номерами, прямо как в индийских фильмах.

ИНОАГЕНТ В ЭПОХУ ЗАСТОЯ

Вся эта история про то, что волшебное королевство застыло в безвременьи, и все жители страдают от застоя озвучено, но даже не показано толком, на что это влияет. Хотят антиподы, чтобы у них было время и точка. А зачем и почему оно у них остановилось и чем не устраивает безвременье – непонятно. Никто особо не страдает.

Можно, конечно, усмотреть во всем этом тонкую политическую сатиру. Антиподы Алису сходу, без суда и следствия объявляют антипятом, то есть, лицом, исполняющим функции антипята. И именно поэтому она враг и все беды из за неё. Ничего вам не напоминает? Кто у нас сегодня самый большой виновник в происходящем в России? Конечно же, иноагенты…

Кадры из фильма "Алиса в стране чудес"
Кадры из фильма "Алиса в стране чудес"

Сама сказка1976 года во многом знаменита как раз тем, что там завуалирована, критиковалась эпоха застоя. Но к нашему времени, как мне кажется, это все-таки не имеет отношения. Не настолько смелы сегодняшние режиссеры, чтобы в здравом уме такой сюжет применять…

Посмотрев на всю эту чушь, я. Конечно, задался вопросом. Для кого это снимают? Современным детям при отсутствии логического сюжета эта сказка будет скучна и непонятна. Для тех, кто хорошо знает оригинал, лучше вернутся к экранизации Тима Бёртона, там как минимум, декорации сделаны куда лучше. Высоцкого перепеть уж точно не удастся. Так для кого? И кто эти люди, которые принесли «Алисе» миллиард рублей за купленные билеты? Учитывая даже, что на Кинопоиске стоит оценка в 4,8 баллов из 10?

Кадры из фильма "Алиса в стране чудес"
Кадры из фильма "Алиса в стране чудес"

Я поставил 5, но советовать смотреть данный шедевр не стал бы.

Читайте также

Фильмы и сериалы | Олег Платонов | Дзен

Лпйкайте, подписывайтесь и поддержите автора

А как вам современные экранизации советского наследия? Есть ли удачные фильм ы на ваш взгляд?