Давным-давно в жарких сирийских землях жило множество подвижников, ведь суровый климат способствовал посту, нестяжательству и прочим формам самоограничения. Среди них был и святой отшельник по имени Парфений, известный своей добродетельной жизнью. Он часто поднимался на гору Синай, чтобы поклониться святой Купине, вспоминая чудо, прообразовавшее Пресвятую Деву Марию. Также он ходил на берег Красного моря, воспевая тропарь Иоанна Дамаскина:
«Во Чермнем мори Неискусобрачныя Невесты образ написася иногда...»
Однажды, придя на берег, он увидел тело мертвеца. Глубоко опечаленный этим зрелищем, пустынник горячо взмолился к Господу, прося Его о помощи усопшему по ходатайству Пресвятой Богородицы. И пока он молился, мертвец вдруг ожил, встал и поклонился ему со словами:
«Благодарю тебя, святой человек Божий! Твоя великая любовь к Богу и Приснодеве не только тебе самому помогает, но и спасает других от духовной гибели, как спасла и меня, недостойного».
Парфений спросил его:
«Заклинаю тебя именем Владычицы мира, поведай мне, кто ты и какая польза тебе была оказана?»
Тот ответил:
«Да, раб Божий, я должен рассказать всему миру об этом удивительном чуде Приснодевы Марии, истинной Матери Божией. Слушай же. Я был последователем нечестивой ереси Нестория и гневался всякий раз, когда слышал имя Богородицы. Я спорил, утверждая, что называть женщину Матерью Бога — великое заблуждение. Однажды я плыл на корабле в Иерусалим. На судне был один благочестивый человек, который, узнав, что я несторианин, много раз убеждал меня оставить ересь. Но я упорствовал, отстаивая свою правоту. Наши споры были настолько жаркими, что мы едва не поубивали друг друга. Моряки, уставшие от наших ссор, сначала разнимали нас, но потом, видя, что мы не миримся, махнули на нас рукой.
В одной из таких потасовок мы оба упали за борт. Оказавшись в морской пучине, я увидел сияющую Жену. Она взяла моего спутника за руку и сказала:
«Ты — Мой друг, ты сражался за Мое имя, и Я не дам тебе утонуть. Я приведу тебя к Гробу Сына Моего, как ты и желал, а через три года ты войдешь в Царствие Небесное».
Затем Владычица обратилась ко мне:
«А ты, безумец, отправляйся в вечные муки к своему учителю сатане, чтобы страдать вместе с еретиком Несторием и всеми, кто не признает Меня истинной Богородицей и отрицает Боговоплощение Сына Моего».
Сказав это, Она взяла того человека за руку, и они оказались на суше. Море расступилось перед ними и сомкнулось позади. Что было дальше с благочестивым мужем, я не знаю, но осмелюсь предположить, что Богоматерь, как и обещала, привела его в Иерусалим.
Меня же, как только Пресвятая Дева отошла, поглотила морская бездна. Мою несчастную душу схватили мрачные бесы и увлекли в место мучений. Там я видел множество людей, которые в своих страданиях проклинали Нестория как виновника их гибели. Там и я мучился до сего часа, пока мне не явилась Преславная Жена и не сказала:
«Выходи отсюда по молитве раба Моего Парфения и передай ему, чтобы он больше не молился за Моих врагов. А ты повсюду расскажи о муках, которые терпят несториане».
Как только я это услышал, мой дух вернулся в тело. Так что я благодарю тебя, святой человек Божий, и свидетельствую, что отрекаюсь от мерзкой ереси Нестория и исповедую Приснодеву Марию истинной Богородицей. Я молю Ее милосердие принять меня через тебя, Ее раба, чтобы я мог служить Ей всю оставшуюся жизнь, хоть я и недостоин этого».
Услышав такой рассказ, преподобный очень обрадовался. Они вместе отправились в Иерусалим, нашли того благочестивого человека и, удалившись в пустыню, втроем служили Господу до конца своих дней, проводя жизнь в святости. Так они удостоились небесного блаженства, которого и мы все да сподобимся.
Слава Богу за всё!