Pz.IV.
Тактико-технические характеристики Pz.KpfW.IV Ausf.E.
Разработчик: Крупп
Производитель: Krupp-Grusonwerk
Годы производства: 1940—1941
Количество выпущенных, шт.: 206
БОЕВАЯ МАССА, т: 21,0.
ЭКИПАЖ, чел.: 5.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
длина — 5920,
ширина —2840,
высота — 2680.
БРОНИРОВАНИЕ, мм:
лоб — 30 +30;
борт — 20;
корма — 20;
днище —10;
крыша — 10 - 12;
лоб башни — 30 +35;
борта и корма башни - 20.
ВООРУЖЕНИЕ:
1 пушка KwK 37 калибра 75-мм;
2 пулемета MG 34 калибра 7,92 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ:
80 артвыстрелов и 2700 патронов.
ДВИГАТЕЛЬ: Maybach HL 120TRМ, 12-цилиндровый, карбюраторный, V-образный, жидкостного охлаждения;
мощность 300 л.с. (221 кВт) при 3000 об/мин.
Удельная мощность, л. с./т - 14,3.
ТРАНСМИССИЯ: карданный вал, соединявший двигатель с остальными агрегатами трансмиссии;
трёхдисковый главный фрикцион сухого трения;
механическая трёхвальная коробка передач с пружинными дисковыми синхронизаторами — шестиступенчатая (6+1) SSG76 на Ausf.B — Ausf.G и SSG77 на Ausf.H и Ausf.J;
планетарный механизм поворота;
две бортовые передачи;
бортовые тормоза.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: Ходовая часть применительно к одному борту состояла из восьми сдвоенных обрезиненных опорных катков диаметром 470 мм, четырёх, либо (на части Ausf.J) трёх сдвоенных поддерживающих катков — обрезиненных на большинстве машин, за исключением Ausf.J и части Ausf.H, ведущего колеса и ленивца. Опорные катки были сблокированы попарно на балансирах с подвеской на четвертьэллиптических листовых рессорах. Гусеницы — стальные, мелкозвенчатые, цевочного зацепления, одногребневые. На ранних модификациях гусеница имела ширину 360 мм при шаге 120 мм и состояла из 101 трака Kgs 61/360/120.
СКОРОСТЬ МАКСИМАЛЬНАЯ, км/ч - 42.
Средняя скорость по просёлку, км/ч - 20.
ЗАПАС ХОДА, км: - 200.
Удельное давление на грунт, кг/см² - 0,79.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
угол подъема, град, — 30;
ширина рва, м — 2,3;
высота стенки, м — 0,6;
глубина брода, м — 1.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: Для внешней связи, Pz.Kpfw.IV командиров взводов и выше оснащались УКВ-радиостанцией модели Fu 5 и приёмником Fu 2. Линейные танки оснащались только приёмником Fu 2. FuG5 имела мощность передатчика 10 Вт и обеспечивала дальность связи 9,4 км в телеграфном и 6,4 км в телефонном режиме. Для внутренней связи все Pz.Kpfw.IV оснащались танковым переговорным устройством на четверых из членов экипажа, за исключением заряжающего.
Panzer IV (Sd.Kfz.161).
Проект Pz.IV разрабатывался в рамках требований к машине 18-тонного класса, предназначенной для командиров танковых батальонов. Отсюда и его первоначальное название Bataillonsfiihrerwagen — BW. По своей конструкции он был очень близок к танку ZW — будущему Pz.III, но, имея почти одинаковые с ним габаритные размеры, BW отличался более широким корпусом и большим диаметром башенного погона, что изначально заложило определенный резерв для его модернизации. Новый танк предполагалось вооружить крупнокалиберным орудием и двумя пулеметами. Компоновка закладывалась классическая — однобашенная, с традиционным для немецкого танкостроения передним расположением трансмиссии. Забронированный объем обеспечивал нормальную работу экипажа из 5 человек и размещение снаряжения. Самый массовый танк Вермахта и единственный немецкий танк, который находился в серийном производстве всю Вторую мировую войну. Выпускался фирмами: Krupp, Vomag и Niebelungenwerke. С 1937 по 1945 год изготовлено около 8600 машин.
Серийные модификации:
Pz.IV Ausf.A — Броневая защита корпуса Ausf.A колебалась от 15 (борта и корма) до 20 (лоб) мм. Лобовая броня башни достигала 30, бортов — 20, кормы — 10 мм. Боевая масса танка составила 17,3 т. Вооружение — 75-мм пушка KwK 37 с длиной ствола в 24 калибра (L/24); в ее боекомплект входило 120 выстрелов. Два пулемета MG 34 калибра 7,92 мм (один — спаренный с пушкой, другой — курсовой) имели боезапас в 3000 патронов. Танк оснащался 12-цилиндровым V-образным карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения Maybach HL 108TR мощностью 250 л.с. при 3000 об/мин и пятискоростной механической коробкой передач типа Zahnradfabrik ZF SFG75. Двигатель был расположен несимметрично, ближе к правому борту корпуса. Ходовая часть состояла из восьми сдвоенных опорных катков малого диаметра, сблокированных попарно в четыре тележки, подвешенные на четвертьэллиптических листовых рессорах, четырех поддерживающих катков, ведущего колеса переднего расположения и направляющего колеса с механизмом натяжения гусеницы. Впоследствии при многочисленных модернизациях Pz.IV его ходовая часть не претерпела сколько-нибудь серьезных конструктивных изменений.
Характерными чертами машин модификации А стали командирская башенка цилиндрической формы с шестью смотровыми щелями и курсовой пулемет в шаровой установке в ломаном лобовом листе корпуса. Башня танка была смещена влево от его продольной оси на 51,7 мм, что объяснялось внутренней компоновкой механизма поворота башни, включавшего в себя двухтактный бензиновый двигатель, генератор и электромотор.
До марта 1938 года заводские цеха покинули 35 танков модификации А. Практически это была установочная партия.
Pz.IV Ausf.B — Машины модификации В несколько отличались от предыдущих. Ломаную лобовую плиту корпуса заменили на прямую. ликвидировали курсовой пулемет (на его месте появился смотровой прибор радиста, а справа от него — бойница для стрельбы из личного оружия), ввели новую командирскую башенку и перископический прибор наблюдения, изменили конструкцию бронировки почти всех смотровых приборов, вместо двухстворчатых крышек посадочных люков механика-водителя и радиста установили одностворчатые. Танки Ausf.B оснащались двигателем Maybach HL120TR мощностью 300 л.с. при 3000 об/мин и шестискоростной коробкой передач ZF SSG76. Боекомплект сократился до 80 выстрелов и 2700 патронов. Броневая защита практически осталась прежней, лишь толщину лобовой брони корпуса и башни довели до 30 мм.
С апреля по сентябрь 1938 года было изготовлено 45 Pz.IV Ausf.B.
Pz.IV Ausf.C — С сентября 1938 по август 1939 года производились танки серии С — 140 единиц (по другим данным, 134 танка и шесть шасси для инженерных войск). С 40-й машины серии (заводской номер — 80341) начали устанавливать двигатель Maybach HL120TRM — в дальнейшем он применялся на всех последующих модификациях. К другим усовершенствованиям можно отнести специальный отбойник под стволом орудия для отгибания антенны при повороте башни и броневой кожух спаренного пулемета. Две машины Ausf.C переоборудовали в мостовые танки.
Pz.IV Ausf.D — С октября 1939-го по май 1940 года было изготовлено 229 машин модификации D, на которых вновь появились ломаная лобовая плита корпуса и курсовой пулемет с дополнительной прямоугольной бронировкой. Изменилась конструкция маски спаренной установки пушки и пулемета. Толщина бортовой брони корпуса и башни возросла до 20 мм. В 1940 — 1941 годах лобовую броню корпуса усилили 20-мм листами. Танки Ausf.D поздних выпусков имели дополнительные вентиляционные отверстия в моторном отделении (вариант Тр. — troреп — тропический). В апреле 1940 года 10 машин серии D переделали в мостоукладчики.
В 1941 году один танк Ausf.D в опытном порядке вооружили 50-мм пушкой KwK 39 с длиной ствола 60 калибров. Планировалось перевооружить таким образом все машины этой модификации, однако зимой 1942-го предпочтение было отдано варианту F2 с 75-мм длинноствольной пушкой. В 1942— 1943 годах некоторое количество танков Pz.IV Ausf.D в ходе капитального ремонта получили такие пушки. В феврале 1942 года два танка переоборудовали в самоходные установки, вооруженные 105-мм гаубицами К18.
Pz.IV Ausf.E — Главным отличием модификации Ausf.E от предшественников стало существенное увеличение толщины брони. Лобовую броню корпуса довели до 30 мм и вдобавок усилили 30-мм экраном. Лоб башни также был доведен до 30 мм, а маска — до 35...37 мм. Борта корпуса и башни имели 20-мм, а крыша и корма — 15-мм броню. Появились командирская башенка нового типа с усиленным до толщины 50...95 мм бронированием, башенный вентилятор, усовершенствованный смотровой прибор механика-водителя, шаровая установка курсового пулемета Kugelblende 30 (число 30 означает, что яблоко установки было приспособлено под крепление в 30-мм броню), упрощенные ведущее и направляющее колеса, ящик для снаряжения, крепившийся на корме башни, и другие более мелкие изменения. Подверглась изменениям и конструкция кормового листа башни. Боевая масса танка достигла 21 т. С сентября 1940 по апрель 1941 года заводские цеха покинули 223 машины версии Е.
Pz.IV Ausf.F(F1) — Pz.IV Ausf.F появился в результате анализа боевого применения машин предыдущих вариантов в Польше и Франции. Вновь возросла толщина брони: лоб корпуса и башни — до 50 мм, борта — до 30. Одностворчатые дверцы в бортах башни заменили на двустворчатые, лобовой лист корпуса опять стал прямым. Пулемет при этом сохранился, но теперь он размещался в шаровой установке Kugelblende 50. Поскольку масса корпуса танка возросла на 48%, по сравнению с Ausf.E, машина получила новую 400-мм гусеницу вместо применявшейся ранее 360-мм. Были выполнены дополнительные вентиляционные отверстия в крыше моторного отделения и в крышках трансмиссионных люков. Изменились размещение и конструкция глушителей двигателя и бензомотора поворота башни. Помимо фирмы Krupp-Gruson к производству танка, продолжавшемуся с апреля 1941 по март 1942 года, подключились Vomag и Nibelungenwerke.
После выпуска 462 машин варианта F производство их прекратили на один месяц. За это время в конструкцию танка внесли весьма существенные изменения: главное из них — установка 75-мм пушки KwK 40 с длиной ствола 43 калибра и начальной скоростью бронебойного снаряда 770 м/с, разработанной конструкторами фирм Кгцрр и Rheinmetall. Производство этих орудий началось в марте 1942 года. 4 апреля танк с новой пушкой был показан Гитлеру, и вслед за этим возобновился его выпуск. Машины с короткими пушками имели обозначение F1, а с новым орудием — F2. Боекомплект последних состоял из 87 выстрелов, 32 из которых размещались в башне. Машины получили новую маск-установку и новый прицел TZF 5f. Боевая масса достигла 23,6 т. До июля 1942 года было выпущено 175 Pz.IV Ausf.F2, еще 25 машин переоборудовали из F1.
Pz.IV принимали участие во всех военных операциях, начиная с аншлюса Австрии и захвата Судетской области и заканчивая боями в Берлине в 1945 году. Накануне вторжения в Польшу в войсках имелось 211 танков Pz.IV модификаций А, В, С. По действовавшему тогда штату в танковой дивизии должны были состоять 24 танка Pz.IV, по 12 машин в каждом полку. Однако до полного штата были укомплектованы лишь 1-й и 2-й танковые полки 1-й танковой дивизии.
К началу французской кампании — 10 мая 1940 года — панцерваффе располагали уже 290 Pz.IV и 20 мостоукладчиками на их базе. В основном они были сконцентрированы в дивизиях, действовавших на направлениях главных ударов. В 7-й танковой дивизии генерала Роммеля, например, насчитывалось 36 Pz.IV. Их равноценными противниками были средние французские танки Somua S35 и английские "Матильда II". Не без шанса на победу могли вступать в бой с Pz.IV и французские В Ibis и D2. В ходе боев французам и англичанам удалось подбить 97 танков Pz.IV. Безвозвратные же потери немцев составили всего 30 боевых машин этого типа.
К началу операции "Барбаросса" из 3582 боеготовых германских танков 439 были Pz.IV. Следует подчеркнуть, что по принятой тогда в вермахте классификации танков по калибру орудия эти машины относились к классу тяжелых. С нашей стороны современным тяжелым танком был КВ — в войсках их насчитывалось 504 единицы. Помимо численного, советский тяжелый танк имел абсолютное превосходство и по боевым качествам. Преимуществом перед немецкой машиной обладал и средний Т-34. Пробивали броню Pz.IV и 45-мм пушки легких танков Т-26 и БТ. Короткоствольная же немецкая танковая пушка могла эффективно бороться только с последними. Все это не замедлило сказаться на боевых потерях: в течение 1941 года на Восточном фронте было уничтожено 348 Pz.IV.
В Северной Африке, вплоть до капитуляции германских войск. Pz.IV успешно противостояли всем типам танков союзников.
Последними крупными операциями немецкой армии с участием Pz.IV стали контрнаступление в Арденнах в декабре 1944 года и контрудар 6-й танковой армии СС в районе озера Балатон в январе — марте 1945-го, закончившиеся провалом. Только в течение января 1945 года было подбито 287 Pz.IV, из них восстановлено и возвращено в строй 53 машины.
Pz.IV принимали участие в боевых действиях до последних дней войны, в том числе в уличных боях в Берлине, на территории Чехословакии бои с участием танков этого типа продолжались вплоть до 12 мая 1945 года. Согласно немецким данным, за время войны, по 10 апреля 1945 года. Безвозвратные потери танков Pz.IV составили 7636 единиц.
Помимо Германии Pz.IV состояли на вооружении в Венгрии (74 — 104 шт.), Румынии (142), Болгарии (97), Финляндии (14) и Хорватии. Кроме того, некоторое количество боевых машин этого типа закупили Испания и Турция.
На базе Pz.IV строились самоходно-артиллерийские установки, командирские танки, машины передовых артиллерийских наблюдателей, эвакуационные тягачи и мостовые танки.
Получается 439 Pz.IV. плюс как минимум 200 машин марки Pz.IV Ausf.F(F1), которые выпустили до конца 1941-го года.
И ещё кое-какая информация к размышлению.
Вследствие фактического оснащения танками только 2 взводов, излишний персонал откомандировывался в качестве инструкторов в запасной батальон. При оснащении танками 3-х взводов он снова включался в состав частей действующей армии. 1 унтер-офицер и 10 солдат сменных экипажей, обученных в качестве танковых механиков, по необходимости выделялись в авторемонтное отделение вместе с 1 помощником оружейника из состава боевого обоза.
В 1, 4, 9, 10, 11, 13, 14, 16 танковых дивизиях было по 2 роты Pz.IV (полки с двумя батальонами).
В 6, 7, 8, 12, 17, 19, 20 танковых дивизиях было по 3 роты Pz.IV (полки с тремя батальонами).
На июнь 1941 ни одной роты с 3 взводами в строю на Востоке не было, все они имели по 2 взвода и 10 танков Pz.IV. Соответственно, 20 человек 3-го взвода и часть сменных экипажей (скорее всего 10 человек и 1 грузовик) оставались в запасных батальонах армии резерва.
Исключение составляли роты III батальона 6 танкового полка 3-й танковой дивизии и роты 18 танкового полка 18-й танковой дивизии.
Получается, запасных экипажей хватало, а танков не было. И куда тогда делись затрофеенные в 1940-м году французские толстобронные танки, например - S.35, которые достались Германии после капитуляции французов в количестве 297 танков?