Найти в Дзене
Алексей Дягилев

Глава 6. Средние танки панцерваффе (Pz.IV).

Pz.IV.

Тактико-технические характеристики Pz.KpfW.IV Ausf.E.

Разработчик: Крупп

Производитель: Krupp-Grusonwerk

Годы производства: 1940—1941

Количество выпущенных, шт.: 206

БОЕВАЯ МАССА, т: 21,0.

ЭКИПАЖ, чел.: 5.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:

длина — 5920,

ширина —2840,

высота — 2680.

БРОНИРОВАНИЕ, мм:

лоб — 30 +30;

борт — 20;

корма — 20;

днище —10;

крыша — 10 - 12;

лоб башни — 30 +35;

борта и корма башни - 20.

ВООРУЖЕНИЕ:

1 пушка KwK 37 калибра 75-мм;

2 пулемета MG 34 калибра 7,92 мм.

БОЕКОМПЛЕКТ:

80 артвыстрелов и 2700 патронов.

ДВИГАТЕЛЬ: Maybach HL 120TRМ, 12-цилиндровый, карбюраторный, V-образный, жидкостного охлаждения;

мощность 300 л.с. (221 кВт) при 3000 об/мин.

Удельная мощность, л. с./т - 14,3.

ТРАНСМИССИЯ: карданный вал, соединявший двигатель с остальными агрегатами трансмиссии;

трёхдисковый главный фрикцион сухого трения;

механическая трёхвальная коробка передач с пружинными дисковыми синхронизаторами — шестиступенчатая (6+1) SSG76 на Ausf.B — Ausf.G и SSG77 на Ausf.H и Ausf.J;

планетарный механизм поворота;

две бортовые передачи;

бортовые тормоза.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: Ходовая часть применительно к одному борту состояла из восьми сдвоенных обрезиненных опорных катков диаметром 470 мм, четырёх, либо (на части Ausf.J) трёх сдвоенных поддерживающих катков — обрезиненных на большинстве машин, за исключением Ausf.J и части Ausf.H, ведущего колеса и ленивца. Опорные катки были сблокированы попарно на балансирах с подвеской на четвертьэллиптических листовых рессорах. Гусеницы — стальные, мелкозвенчатые, цевочного зацепления, одногребневые. На ранних модификациях гусеница имела ширину 360 мм при шаге 120 мм и состояла из 101 трака Kgs 61/360/120.

СКОРОСТЬ МАКСИМАЛЬНАЯ, км/ч - 42.

Средняя скорость по просёлку, км/ч - 20.

ЗАПАС ХОДА, км: - 200.

Удельное давление на грунт, кг/см² - 0,79.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:

угол подъема, град, — 30;

ширина рва, м — 2,3;

высота стенки, м — 0,6;

глубина брода, м — 1.

СРЕДСТВА СВЯЗИ: Для внешней связи, Pz.Kpfw.IV командиров взводов и выше оснащались УКВ-радиостанцией модели Fu 5 и приёмником Fu 2. Линейные танки оснащались только приёмником Fu 2. FuG5 имела мощность передатчика 10 Вт и обеспечивала дальность связи 9,4 км в телеграфном и 6,4 км в телефонном режиме. Для внутренней связи все Pz.Kpfw.IV оснащались танковым переговорным устройством на четверых из членов экипажа, за исключением заряжающего.

-2

Panzer IV (Sd.Kfz.161).

Проект Pz.IV разрабатывался в рамках требований к машине 18-тонного класса, предназначенной для командиров танковых батальонов. Отсюда и его первоначальное название Bataillonsfiihrerwagen — BW. По своей конструкции он был очень близок к танку ZW — будущему Pz.III, но, имея почти одинаковые с ним габаритные размеры, BW отличался более широким корпусом и большим диаметром башенного погона, что изначально заложило определенный резерв для его модернизации. Новый танк предполагалось вооружить крупнокалиберным орудием и двумя пулеметами. Компоновка закладывалась классическая — однобашенная, с традиционным для немецкого танкостроения передним расположением трансмиссии. Забронированный объем обеспечивал нормальную работу экипажа из 5 человек и размещение снаряжения. Самый массовый танк Вермахта и единственный немецкий танк, который находился в серийном производстве всю Вторую мировую войну. Выпускался фирмами: Krupp, Vomag и Niebelungenwerke. С 1937 по 1945 год изготовлено около 8600 машин.

Серийные модификации:

Pz.IV Ausf.A — Броневая защита корпуса Ausf.A колебалась от 15 (борта и корма) до 20 (лоб) мм. Лобовая броня башни достигала 30, бортов — 20, кормы — 10 мм. Боевая масса танка составила 17,3 т. Вооружение — 75-мм пушка KwK 37 с длиной ствола в 24 калибра (L/24); в ее боекомплект входило 120 выстрелов. Два пулемета MG 34 калибра 7,92 мм (один — спаренный с пушкой, другой — курсовой) имели боезапас в 3000 патронов. Танк оснащался 12-цилиндровым V-образным карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения Maybach HL 108TR мощностью 250 л.с. при 3000 об/мин и пятискоростной механической коробкой передач типа Zahnradfabrik ZF SFG75. Двигатель был расположен несимметрично, ближе к правому борту корпуса. Ходовая часть состояла из восьми сдвоенных опорных катков малого диаметра, сблокированных попарно в четыре тележки, подвешенные на четвертьэллиптических листовых рессорах, четырех поддерживающих катков, ведущего колеса переднего расположения и направляющего колеса с механизмом натяжения гусеницы. Впоследствии при многочисленных модернизациях Pz.IV его ходовая часть не претерпела сколько-нибудь серьезных конструктивных изменений.

Характерными чертами машин модификации А стали командирская башенка цилиндрической формы с шестью смотровыми щелями и курсовой пулемет в шаровой установке в ломаном лобовом листе корпуса. Башня танка была смещена влево от его продольной оси на 51,7 мм, что объяснялось внутренней компоновкой механизма поворота башни, включавшего в себя двухтактный бензиновый двигатель, генератор и электромотор.

До марта 1938 года заводские цеха покинули 35 танков модификации А. Практически это была установочная партия.

Pz.IV Ausf.B — Машины модификации В несколько отличались от предыдущих. Ломаную лобовую плиту корпуса заменили на прямую. ликвидировали курсовой пулемет (на его месте появился смотровой прибор радиста, а справа от него — бойница для стрельбы из личного оружия), ввели новую командирскую башенку и перископический прибор наблюдения, изменили конструкцию бронировки почти всех смотровых приборов, вместо двухстворчатых крышек посадочных люков механика-водителя и радиста установили одностворчатые. Танки Ausf.B оснащались двигателем Maybach HL120TR мощностью 300 л.с. при 3000 об/мин и шестискоростной коробкой передач ZF SSG76. Боекомплект сократился до 80 выстрелов и 2700 патронов. Броневая защита практически осталась прежней, лишь толщину лобовой брони корпуса и башни довели до 30 мм.

С апреля по сентябрь 1938 года было изготовлено 45 Pz.IV Ausf.B.

Pz.IV Ausf.C — С сентября 1938 по август 1939 года производились танки серии С — 140 единиц (по другим данным, 134 танка и шесть шасси для инженерных войск). С 40-й машины серии (заводской номер — 80341) начали устанавливать двигатель Maybach HL120TRM — в дальнейшем он применялся на всех последующих модификациях. К другим усовершенствованиям можно отнести специальный отбойник под стволом орудия для отгибания антенны при повороте башни и броневой кожух спаренного пулемета. Две машины Ausf.C переоборудовали в мостовые танки.

Pz.IV Ausf.D — С октября 1939-го по май 1940 года было изготовлено 229 машин модификации D, на которых вновь появились ломаная лобовая плита корпуса и курсовой пулемет с дополнительной прямоугольной бронировкой. Изменилась конструкция маски спаренной установки пушки и пулемета. Толщина бортовой брони корпуса и башни возросла до 20 мм. В 1940 — 1941 годах лобовую броню корпуса усилили 20-мм листами. Танки Ausf.D поздних выпусков имели дополнительные вентиляционные отверстия в моторном отделении (вариант Тр. — troреп — тропический). В апреле 1940 года 10 машин серии D переделали в мостоукладчики.

В 1941 году один танк Ausf.D в опытном порядке вооружили 50-мм пушкой KwK 39 с длиной ствола 60 калибров. Планировалось перевооружить таким образом все машины этой модификации, однако зимой 1942-го предпочтение было отдано варианту F2 с 75-мм длинноствольной пушкой. В 1942— 1943 годах некоторое количество танков Pz.IV Ausf.D в ходе капитального ремонта получили такие пушки. В феврале 1942 года два танка переоборудовали в самоходные установки, вооруженные 105-мм гаубицами К18.

Pz.IV Ausf.E — Главным отличием модификации Ausf.E от предшественников стало существенное увеличение толщины брони. Лобовую броню корпуса довели до 30 мм и вдобавок усилили 30-мм экраном. Лоб башни также был доведен до 30 мм, а маска — до 35...37 мм. Борта корпуса и башни имели 20-мм, а крыша и корма — 15-мм броню. Появились командирская башенка нового типа с усиленным до толщины 50...95 мм бронированием, башенный вентилятор, усовершенствованный смотровой прибор механика-водителя, шаровая установка курсового пулемета Kugelblende 30 (число 30 означает, что яблоко установки было приспособлено под крепление в 30-мм броню), упрощенные ведущее и направляющее колеса, ящик для снаряжения, крепившийся на корме башни, и другие более мелкие изменения. Подверглась изменениям и конструкция кормового листа башни. Боевая масса танка достигла 21 т. С сентября 1940 по апрель 1941 года заводские цеха покинули 223 машины версии Е.

Pz.IV Ausf.F(F1) — Pz.IV Ausf.F появился в результате анализа боевого применения машин предыдущих вариантов в Польше и Франции. Вновь возросла толщина брони: лоб корпуса и башни — до 50 мм, борта — до 30. Одностворчатые дверцы в бортах башни заменили на двустворчатые, лобовой лист корпуса опять стал прямым. Пулемет при этом сохранился, но теперь он размещался в шаровой установке Kugelblende 50. Поскольку масса корпуса танка возросла на 48%, по сравнению с Ausf.E, машина получила новую 400-мм гусеницу вместо применявшейся ранее 360-мм. Были выполнены дополнительные вентиляционные отверстия в крыше моторного отделения и в крышках трансмиссионных люков. Изменились размещение и конструкция глушителей двигателя и бензомотора поворота башни. Помимо фирмы Krupp-Gruson к производству танка, продолжавшемуся с апреля 1941 по март 1942 года, подключились Vomag и Nibelungenwerke.

После выпуска 462 машин варианта F производство их прекратили на один месяц. За это время в конструкцию танка внесли весьма существенные изменения: главное из них — установка 75-мм пушки KwK 40 с длиной ствола 43 калибра и начальной скоростью бронебойного снаряда 770 м/с, разработанной конструкторами фирм Кгцрр и Rheinmetall. Производство этих орудий началось в марте 1942 года. 4 апреля танк с новой пушкой был показан Гитлеру, и вслед за этим возобновился его выпуск. Машины с короткими пушками имели обозначение F1, а с новым орудием — F2. Боекомплект последних состоял из 87 выстрелов, 32 из которых размещались в башне. Машины получили новую маск-установку и новый прицел TZF 5f. Боевая масса достигла 23,6 т. До июля 1942 года было выпущено 175 Pz.IV Ausf.F2, еще 25 машин переоборудовали из F1.

-3

Pz.IV принимали участие во всех военных операциях, начиная с аншлюса Австрии и захвата Судетской области и заканчивая боями в Берлине в 1945 году. Накануне вторжения в Польшу в войсках имелось 211 танков Pz.IV модификаций А, В, С. По действовавшему тогда штату в танковой дивизии должны были состоять 24 танка Pz.IV, по 12 машин в каждом полку. Однако до полного штата были укомплектованы лишь 1-й и 2-й танковые полки 1-й танковой дивизии.

К началу французской кампании — 10 мая 1940 года — панцерваффе располагали уже 290 Pz.IV и 20 мостоукладчиками на их базе. В основном они были сконцентрированы в дивизиях, действовавших на направлениях главных ударов. В 7-й танковой дивизии генерала Роммеля, например, насчитывалось 36 Pz.IV. Их равноценными противниками были средние французские танки Somua S35 и английские "Матильда II". Не без шанса на победу могли вступать в бой с Pz.IV и французские В Ibis и D2. В ходе боев французам и англичанам удалось подбить 97 танков Pz.IV. Безвозвратные же потери немцев составили всего 30 боевых машин этого типа.

К началу операции "Барбаросса" из 3582 боеготовых германских танков 439 были Pz.IV. Следует подчеркнуть, что по принятой тогда в вермахте классификации танков по калибру орудия эти машины относились к классу тяжелых. С нашей стороны современным тяжелым танком был КВ — в войсках их насчитывалось 504 единицы. Помимо численного, советский тяжелый танк имел абсолютное превосходство и по боевым качествам. Преимуществом перед немецкой машиной обладал и средний Т-34. Пробивали броню Pz.IV и 45-мм пушки легких танков Т-26 и БТ. Короткоствольная же немецкая танковая пушка могла эффективно бороться только с последними. Все это не замедлило сказаться на боевых потерях: в течение 1941 года на Восточном фронте было уничтожено 348 Pz.IV.

-4

В Северной Африке, вплоть до капитуляции германских войск. Pz.IV успешно противостояли всем типам танков союзников.

Последними крупными операциями немецкой армии с участием Pz.IV стали контрнаступление в Арденнах в декабре 1944 года и контрудар 6-й танковой армии СС в районе озера Балатон в январе — марте 1945-го, закончившиеся провалом. Только в течение января 1945 года было подбито 287 Pz.IV, из них восстановлено и возвращено в строй 53 машины.

Pz.IV принимали участие в боевых действиях до последних дней войны, в том числе в уличных боях в Берлине, на территории Чехословакии бои с участием танков этого типа продолжались вплоть до 12 мая 1945 года. Согласно немецким данным, за время войны, по 10 апреля 1945 года. Безвозвратные потери танков Pz.IV составили 7636 единиц.

-5

Помимо Германии Pz.IV состояли на вооружении в Венгрии (74 — 104 шт.), Румынии (142), Болгарии (97), Финляндии (14) и Хорватии. Кроме того, некоторое количество боевых машин этого типа закупили Испания и Турция.

-6

На базе Pz.IV строились самоходно-артиллерийские установки, командирские танки, машины передовых артиллерийских наблюдателей, эвакуационные тягачи и мостовые танки.

Получается 439 Pz.IV. плюс как минимум 200 машин марки Pz.IV Ausf.F(F1), которые выпустили до конца 1941-го года.

И ещё кое-какая информация к размышлению.

Вследствие фактического оснащения танками только 2 взводов, излишний персонал откомандировывался в качестве инструкторов в запасной батальон. При оснащении танками 3-х взводов он снова включался в состав частей действующей армии. 1 унтер-офицер и 10 солдат сменных экипажей, обученных в качестве танковых механиков, по необходимости выделялись в авторемонтное отделение вместе с 1 помощником оружейника из состава боевого обоза.

В 1, 4, 9, 10, 11, 13, 14, 16 танковых дивизиях было по 2 роты Pz.IV (полки с двумя батальонами).

В 6, 7, 8, 12, 17, 19, 20 танковых дивизиях было по 3 роты Pz.IV (полки с тремя батальонами).

На июнь 1941 ни одной роты с 3 взводами в строю на Востоке не было, все они имели по 2 взвода и 10 танков Pz.IV. Соответственно, 20 человек 3-го взвода и часть сменных экипажей (скорее всего 10 человек и 1 грузовик) оставались в запасных батальонах армии резерва.

Исключение составляли роты III батальона 6 танкового полка 3-й танковой дивизии и роты 18 танкового полка 18-й танковой дивизии.

Получается, запасных экипажей хватало, а танков не было. И куда тогда делись затрофеенные в 1940-м году французские толстобронные танки, например - S.35, которые достались Германии после капитуляции французов в количестве 297 танков?