Совершенно очевидно, что для того, чтобы не было нужно расхламляться, нужно просто не захламляться. Но как это сделать?
Исторически у нас не могло возникнуть привычки НЕ захламляться. Во-первых, русские - очень оседлый народ, у нас принято в одном доме жить нескольким поколениям (вместе или последовательно - как повезет). Даже сейчас загородные дома предпочитают строить каменные, чтобы детям досталось (хотя не факт, что дети вообще останутся в этом районе жить).
Во-вторых, последние лет сто приучили нас, что если хорошо сейчас - совершенно не обязательно, что будет хорошо завтра. То революция, то во*на, то тотальный дефицит, то дефолт, то санкции. Старая добрая триада "соль-спички-сахар" только пополнилась еще гречкой и тушенкой.
В-третьих, мы очень любим жить под девизом "чтобы всё как у людей". И часто в наших домах появляются вещи, которые предназначены не нам, а нашим гостям. От парадных сервизов до модной мебели. Мы ими не пользуемся, они занимают место, но избавиться от них невозможно, ибо "что скажет княгиня Марья Алексевна".
Поэтому понять, что для нас является хламом, а что нет - крайне сложно. В данном контексте "хлам" - это не дешевая или сломанная вещь (про эти и говорить нечего, от них немедленно избавляться), это просто вещь ненужная. Но как может быть ненужным бабушкин хрусталь? Дедушкины книги? Мы ассимилировали три библиотеки, так вот "Спартак" Джованьоли у нас был ровно в трех экземплярах. Хорошо, у нас книгообмен в магазине неподалеку, туда свезли - через два дня уже ничего не полках не было)
Поэтому расхламление - это не столько про вещи, сколько про причины их появления. Надо решать корень проблемы, а не ее последствия. На социальные потрясения мы повлиять не можем, поэтому запасаться на случай ядерного взр*ва бессмысленно. Ковидная история и март 2022 показали, что достаточно запасов на 2 недели. Так они и в обычной жизни примерно такие же.
А дальше только по приоритетам: эта вещь имеет историческую ценность? Со мной пеереехал плюшевый кот, с которым я в детстве спала. Ему собака морду обгрызла, показывать людям его уже нельзя, но он приехал со мной, живет в шкафу в коробке, потому что он знает все мои детские секреты. Но все остальные плюшевые игрушки разъехались по детям друзей. О некоторых предметах на память остались фотографии - и этого достаточно.
Эта вещь имеет художественную ценность? Она сочетается со всеми остальными предметами мебели/гардероба? Она подходит по размеру? Она в том состоянии, что можно показать людям (критерий качества)? Да - оставляем. Нет - избавляемся.
Шопинготерапия? Может быть. Только не "ой, хочухочу", а "побаловать себя - чем конкретно?" У меня это ювелирка. Серебро очень люблю, трехэтажный сундучок под бижутерию набит до верху, ношу постоянно то одно, то другое. Из путешествий привожу не магнитики, а ту же самую серебряную ювелирку.
И вещи в нашем с мужем доме только наши. Нам так нравится. Нам в этом жить. Не соседям.