Найти в Дзене
Психология жизни

Психология ребенка первого месяца жизни

Оглавление

Психологию первого месяца жизни ребенка часто называют периодом новорожденности (от рождения до 1-1,5 месяцев).

Это уникальный и фундаментальный этап, заложивший основу для всего дальнейшего развития человека.

Ключевая характеристика: Переход от внутриутробной к внеутробной жизни

Ребенок попадает из идеальных, гомеостатических условий (постоянная температура, питание, звуки, ощущения) в мир, полный ярких света, громких звуков, смены температур и гравитации. Его главная психологическая задача — адаптироваться к этому новому, враждебному на первых порах, миру и выжить.

Психика новорожденного еще не сформирована в привычном нам понимании. Она существует в неразрывной связи с телесными процессами и ощущениями.

1. Ведущий тип деятельности и потребности

По мнению отечественного психолога Л.С. Выготского, этот период характеризуется врожденными, безусловными рефлексами (сосательный, хватательный, рефлекс Моро («объятия») и др.). Но ведущей деятельностью, которая становится основой для психического развития, является непосредственное эмоциональное общение со взрослым (в первую очередь, с матерью).

Ключевые потребности:

  • Физиологический комфорт: Утоление голода, жажды, оптимальная температура, сухость.
  • Безопасность: Ощущение защищенности, предсказуемости мира. Эту потребность удовлетворяет близость взрослого, его запах, сердцебиение, голос.
  • Тактильный контакт: Это базовая необходимость. Через прикосновения, ношение на руках, ребенок познает границы своего тела и чувствует связь с миром.

2. Познавательные процессы: Мир как хаос ощущений

Психика новорожденного — это «чистая доска», которая начинает активно заполняться.

  • Ощущение и восприятие:
    Зрение:
    Ребенок видит с рождения, но очень плохо. Резкость около 20/400 – 20/600. Он лучше всего фокусируется на объектах на расстоянии 20-25 см (примерно расстояние от лица матери до ее груди во время кормления). Предпочитает контрастные черно-белые узоры и человеческие лица. Цвета различает слабо.
    Слух: Развит хорошо. Ребенок узнает голос матери, который слышал еще в утробе. Реагирует на интонацию (спокойная, ласковая речь успокаивает, резкая – пугает). Поворачивает голову на источник звука.
    Обоняние и вкус: Отлично развиты. Ребенок узнает мать по запаху молока и тела. Предпочитает сладкий вкус (молоко).
    Тактильная чувствительность: Крайне важна. Кожа — главный орган познания. Поглаживания, массаж, «кожа к коже» дают мощнейший сигнал нервной системе: «ты в безопасности».
  • Память: Кратковременная, имплицитная (неосознаваемая). Ребенок запоминает запах матери, звук ее голоса, ощущение от определенной позы.
  • Мышление и сознание: Отсутствуют. Ребенок не отделяет себя от матери и от мира. Он и мать — единое целое. Нет понимания причинно-следственных связей. Мир для него — это смена состояний: «мокро/холодно/неудобно -> дискомфорт» и «сухо/тепло/сытно -> комфорт».

3. Эмоциональная сфера: «Базовые прошивки»

Эмоции носят глобальный, недифференцированный характер. Это реакция всего организма на изменение внутреннего состояния.

  • Крик и плач — это главный способ коммуникации. Это не манипуляция, а единственный сигнал бедствия: «Мне плохо! Помоги!». Причины всегда физиологические: голод, боль, холод, мокрые пеленки, усталость.
  • Первая улыбка (в конце 3-й – 4-я неделя) — это рефлекторная улыбка, часто во сне или после еды. Она еще не социальна, а является признаком физического комфорта. Однако она чрезвычайно важна для родителей, так как является первой позитивной обратной связью и укрепляет их привязанность.
  • Состояния сна и бодрствования: Выделяют 6 состояний (по Т.Б. Бразелтону):
    - Глубокий сон.
    - Поверхностный сон (быстрый сон, при котором можно видеть движения глаз, улыбки, вздрагивания).
    - Дремота.
    - Спокойное бодрствование (идеальное состояние для контакта и кормления).
    - Активное бодрствование (перед криком).
    - Крик.

4. Социальное развитие: Зарождение привязанности

Социальная жизнь начинается с первого взгляда, первого прикосновения.

  • «Комплекс оживления» — главное психологическое новообразование конца периода новорожденности (проявляется около 6-8 недель). В ответ на ласковый голос и лицо взрослого ребенок:
    - Замирает и сосредотачивается.
    - Издает тихие гортанные звуки («гуканье»).
    - Улыбается.
    - Совершает оживленные движения ручками и ножками.
    Это
    первая целенаправленная социальная реакция, знаменующая конец периода новорожденности и переход к младенчеству.
  • Кризис новорожденности (по Выготскому): Рождение — это кризис перехода от биологического к социальному существованию. Ребенок физически отделяется от матери, но биологически и психологически еще полностью от нее зависит. Разрешение этого кризиса — появление «комплекса оживления», который и становится тем мостиком, который связывает ребенка с миром людей.

5. Роль взрослого: Внешний регулятор

Мать (или другой близкий взрослый) выполняет функцию внешней нервной системы и психики для ребенка. Она:

  • Расшифровывает его сигналы (почему плачет?).
  • Регулирует его состояние (успокаивает, кормит, укачивает).
  • Структурирует его мир, делая его предсказуемым (режим, ритуалы).
  • Служит источником всех впечатлений и стимулов.

Через это надежное, постоянное взаимодействие у ребенка формируется базовое доверие к миру (по Э. Эриксону) — фундаментальное убеждение в том, что мир безопасен, а его потребности будут удовлетворены.

Психологический портрет ребенка в 1 месяц

  • Живет в мире телесных ощущений.
  • Общается через плач и, к концу месяца, через первую улыбку и «комплекс оживления».
  • Видит в матери часть себя и единственный источник жизни и комфорта.
  • Его психика только зарождается в неразрывной связке «ощущение – эмоция – реакция взрослого».

Что важно делать родителям:

  1. Быть чуткими и отзывчивыми: быстро реагировать на плач, удовлетворять потребности.
  2. Обеспечивать максимальный тактильный контакт (ношение на руках, «кенгуру», массаж).
  3. Говорить с ребенком, петь ему, ловить его взгляд в состоянии спокойного бодрствования.
  4. Не бояться «избаловать». В этом возрасте это невозможно. Чем надежнее будет связь и чем быстрее помощь, тем более уверенным и спокойным будет ребенок в будущем.

Первый месяц — это время закладки фундамента личности, и главный «строительный материал» — это безусловная любовь, забота и надежная привязанность.

  • Ваша поддержка вдохновляет на новые свершения! ❤️
  • Если вам нравится то, что мы делаем — лайки и донаты лучшая благодарность!
  • Лайк — для настроения, донат — для развития. Спасибо за оба! ✨
  • Ценим каждый лайк и каждую копеечку! Спасибо, что вы с нами!