Сейчас ему, наверное, опять поют дифирамбы — как же, вернулся! Народный артист, талант, проникновенные роли. Ахают от восторга — а как снимался в «Левиафане», а какой в «Бандитском Петербурге»! А я смотрю на это шоу и вижу другое.
Вижу усталый взгляд человека, которого поймали на слове. Вижу, как он кривляется, пытаясь объяснить свои же метания. И врёт. Это я так грубо говорю, потому что отношусь к тем людям, которые не могут прощать предательство. А предательство собственной страны, которую поливал грязью, живя при этом на её деньги — это то, что не прощается никогда.
Собственно, любой может сказать — а почему вы вообще должны его любить или не любить? Он что, ваш родственник? Нет. Но он — публичный человек. Всю жизнь лез в телевизор, учил нас, как жить, что думать, какая Россия «неправильная».
А делать этого он не имеет права! Морального. Потому что — предатель. И дело тут не в актёрских его данных — они, надо полагать, были. А в двух нехороших моментах его жизни: побег в Канаду и грязные слова о родине, которые он так и не смог нормально объяснить.
Взлёт и бегство: как «рабская страна» сделала его звездой
Алексей Серебряков. Родился в Москве, 3 июля 1964 года. Сын инженера и врача. Сниматься начал ещё мальчишкой, попал в культовый «Вечный зов». Потом — ГИТИС, театр Табакова
А затем и главная роль в том самом «Бандитском Петербурге», который он сейчас так брезгливо от себя отодвигает, заявляя, что это «не культовый фильм» для него. Удобная позиция, не правда ли? Снялся, прославился, денег заработал — и теперь морщится.
Жизнь у него складывалась просто замечательно! Любимая жена Мария, которую он, если копнуть, увел у законного мужа-иностранца. Приёмные дети — мальчики Даня и Степа. Звание Народного артиста России в 2010 году. Всё есть. Но в 2012 году он внезапно собирает семью и сматывается в Канаду.
И ведь как это объяснялось? Благородно, с придыханием! Мол, не хочу, чтобы дети росли в «другой бытовой идеологии». Что это за идеология? Оказывается, это та самая, где «правит сила, наглость и хамство». Это он так о России. Позже, в скандальном интервью Юрию Дудю*(признан иноагентом), он разошёлся не на шутку. Заливался о «рабской психологии» россиян, заявлял, что «хам победил» и что он «под устал от происходящего» и «сбежал, не выдержал».
Знаете, что мне напоминают эти слова? Историю с Райкиным, который тоже осыпался благами от государства, а потом поливал его последними словами. Та же логика: деньги брать — это да, а благодарить — нет, это же «цензура» и «возвращение к сталинизму»!
Канадский тупик: когда за улыбки надо платить, а платить нечем
А что же в Канаде? А в Канаде, как выяснилось, всё не так радужно. Блогер Алекс Брежнев, сам эмигрировавший туда давно, прямо сказал: Серебряков организовывал там какой-то свой театр, пытался что-то делать, но не вышло. Там, оказывается, «правит парадом блат» и «принимают только своих». Чужакам «заработать копейку» практически невозможно.
И что же наш борец с «хамством»? А он, по словам того же блогера, впал в депрессию. Потому что для жизни в Канаде нужны немалые средства, которые «тают, как снег в мае». А зарабатывать-то где? И тут выясняется, что всё это время Серебряков продолжал… правильно, работать в России! Летал на съёмки, получал гонорары, платил налоги в бюджет «рабской» страны.
Получается, он пытался «сидеть на двух стульях». Жить в благопристойной Канаде, а деньги грести в хамской России. Удобно? Ещё как! Цинично? Более чем. Он сам это признавал, правда, пытаясь вывернуться: «Я русский артист, я играю в России, плачу немаленькие налоги, и паспорт у меня российский».
И ведь как говорил! С таким высокомерием. Мол, «массы злятся, потому что у нас у большинства населения нет такой возможности - выехать». И заключил:
«Вообще у нас по большому счёту нищая страна». Вот так, с барского плеча. Сам-то он при этом отнюдь не нищий был, раз на жизнь в Канаде хватало.
Возвращение «блудного сына»: никто не ждал, никто не прощал
И вот настал момент, когда сидеть на двух стульях стало невмоготу. В 2021 году поползли слухи, а потом и подтверждения — Серебряков вернулся. На премьере в Москве он жалко пытался отнекиваться:
«Я и не уезжал, собственно говоря. Я вывез детей, чтобы поучить».
Да как же не уезжал, Алексей Валерьевич? А кто заявлял, что «вернусь в Россию и буду жить в России» только потому, что английского не хватает? Прямо ваша цитата! Вам, выходит, было «некомфортно» от незнания языка? А от знания того, что творится в Донбассе, комфортно?
Вы же в 2019 году вещали с лондонской трибуны, обвиняя Россию в разжигании конфликтов в Грузии, Чечне и Сирии. А когда началась операция — тут же затихли. Почему? Испугались, что поток гонораров иссякнет?
Режиссёр Владимир Бортко, снявший его в «Бандитском Петербурге», отозвался о возвращении с присущим ему простодушием: «Поехал, подумал, поумнел и вернулся». И добавил: «Вот так он вошел в стиль какой-то, вожжа под хвост попала. Сейчас поумнел».
Но умение — это публично раскаяться. Признать, что наговорил лишнего. А Серебряков? А Серебряков предпочитает делать вид, что ничего особенного не было. Либо вдруг начинает помогать детям Донбасса. Появилась информация, что он через фонд «Доктор Лиза» помогает 13-летней Полине из Горловки, которая лишилась руки и ноги из-за обстрела ВСУ. На видео он даже прослезился, говоря о ней.
И что же? Это, конечно, хорошо. Милосердие — это всегда хорошо. Но меня, знаете ли, коробит от такой избирательной доброты. Можно плакать над одним конкретным ребёнком, а всю страну, воспитавшую тебя, называть нищей и хамской. Удобная позиция.
А коллега-актёр Алексей Огурцов и вовсе заявил, что Серебряков «возит животных из Луганска в свои приюты» и что он «осознал, публично объяснил свою позицию». Где это объяснение? Я не видел. Видел лишь молчаливое возвращение и продолжение карьеры.
Счастливый финал? Нет, просто декорация
И вот он, финал нашей истории. Серебряков вернулся. Снимается в кассовых фильмах («Туда», «Лотерея», «Юг»). Построил «дом мечты», выдал замуж дочь Дарью. Всё у него теперь хорошо. А Канада осталась где-то там, как неудачный каприз.
Блогер Брежнев считает, что его замучила тоска по родине, ведь молодые годы прошли здесь, в лихих девяностых. А время, где прошла молодость, и считается самым лучшим. Возможно.
Но мне кажется, дело не в ностальгии. А в том, что за границей он оказался никому не нужен. Его талант, так высоко ценимый в России, в Канаде не котировался. Ему пришлось выбирать: либо принципы и бедность в чужой стране, либо гонорары и комфортная жизнь на родине, которую он так презирал. Он выбрал второе. Что, в общем-то, логично.
И когда он теперь вертит хвостом на экране, пытаясь изобразить глубокого, страдающего человека, мне всегда противно это видеть. Как и его попытки выглядеть благодетелем после всех тех слов, что он наговорил.
А у России, как всегда, всё хорошо и без него. Она прощает и принимает обратно. Но люди-то помнят. Помнят его слова про «наглость и хамство». И про «рабскую психологию». Грехи, знаете ли, в по-настоящему счастливую жизнь не пускают. Даже если у тебя дом мечты и полная фильмография.
P.S. Я выразила только своё мнение. Не удивлюсь, если кто-то сочтёт его ошибочным. Но я давно утвердилась именно в таком отношении к таким людям, умеющим ломать чужую жизнь, а тем более — плюющие на свою страну, кормившую их с руки.
Больше подробностей в моем Telegram-канале «Черный редактор». Заглядывайте!