На приеме у психолога первоклассник с мамой и папой. Ко мне пришли по направлению педиатра в связи с необъяснимыми частыми болезнями ребенка.
Мальчик хорошо развит физически, высокий и крепкий, но ведет себя как дошкольник: залез на коленки к маме, что-то канючит ей на ушко… Папа сверкает глазами, понятно, что он недоволен поведением сына, но вслух ничего не говорит. Мама делает вид, что не замечает папиного взгляда. Видимо, в семье есть какие-то разногласия в вопросах воспитания.
«В сентябре сын пошел в первый класс, - мама рассказывает об этом событии с радостью и гордостью, - проходил недельку – заболел. Ну, знаете, как это бывает по осени: все дети вернулись с отпусков, поделились друг с другом инфекциями…» Женщина начинает подробно описывать симптомы и лечение. Как по мне, ничего необычного в ее рассказе нет, но чувствуется, что для мамы важна каждая деталь: «Как только вышли с больничного – снова стал жаловаться на плохое самочувствие, слабость, першение в горле... Оставили дома на пару дней… Потом сходил на три дня – температура, головная боль…» Мама достает листочек и начинает перечислять анализы, лечение, опять анализы. Из беседы с ней картина вырисовывается такая: мальчик прежде болел редко и в легкой форме. Ходил в детский сад, в малокомплектную логопедическую группу. Часто по своему желанию оставался дома, иногда на день, иногда на три. В семь лет пошел в школу – и тут случился какой-то сбой.
Достаю коробку с диагностическими материалами.
- Миша, давай я дам тебе несколько заданий.
- Не хочу! Не хочу задания! Не буду! – состояние ребёнка изменилось в одну секунду. У Миши начинается форменная истерика, которая прекращается только после папиного удара кулаком по столу.
- Вот вечно так! – Папа больше не может держать эмоции в себе. - В школу – «не хочу»! Уроки – «не буду»! Он не столько по-настоящему болеет, сколько отлынивает! Лишь бы не учиться!
- Саша, но ведь у него температура! – вступает на защиту сына мама.
- И эта, блин, курица, раскудахталась! Только он ныть начинает, сразу: «Ну останься дома, понаблюдаем». "Донаблюдалась", блин! – папа выходит из кабинета, хлопнув дверью.
Мама вытирает слезы. Видно, что ей обидно и стыдно передо мной за этот семейный скандал. Зато Миша ни капли не удивлен, понятно, что он слышит и видит это не впервые.
- Вспыльчивый у вас папа....
- Да мы стараемся не при ребенке…
Итак, у нас гиперопекающая мать. Неспокойная семейная обстановка. Инфантильный ребенок. Первый класс, а с ним нагрузки, к которым ребенок не готов: ежедневное посещение уроков, дисциплина, требования к поведению, интеллектуальный труд. Отвращение к «заданиям» налицо. Непонятна еще ситуация по готовности к школе, возможно, ребенок не дозрел не только в социальном плане, но и в плане психических функций. И что мы имеем?
«Бегство в болезнь» с вторичными выгодами
Нервно-психическое истощение само по себе негативно влияет на здоровье детей. Опытные педиатры знают: дети болеют от стресса. От стресса при поступлении в детский сад, переезде, разлуке с родителями, изменениях в семье.
А дальше все зависит от деталей, которые будут сопровождать болезнь. Ситуация наладилась, ребенок обрел стабильность и радость от предвкушения завтрашнего дня? Или с каждым днем стресса становится все больше и больше? Или ребенок увидел, что болезнь - это выход из проблемы?
Стресс от болезни усиливают сами родители.
Чем младше ребенок – тем больше его эмоциональное состояние зависит от состояния родителей. Спокойная мама – спокойный малыш! Если впечатлительная мама падает в обморок при 37.3, плачет и причитает у детской кроватки ночи напролет, дважды в день вызывает врача на дом – это не лучшим образом сказывается на здоровье ребенка. Поэтому... Мамы, вытираем сопли (себе!), наносим легкий макияж, включаем любимую музыку и заходим в детскую в адекватном состоянии! Если чувствуете, что вам это никак не по силам – привлекайте к уходу за малышом того, кто более эмоционально устойчив (папу, бабушку).
Когда болезнь – выход из проблемы.
Когда ребенок понимает, что болезнь на его стороне (например, теперь он может не ходить в школу или сад, или родители перестали ссориться, или нелюбимая няня перестала приходить, или он получает привилегии в сравнении с братом), он начинает пользоваться этим способом. У ребенка появляется мотив к болезни – вторичная выгода. Справиться с этой ситуацией уже сложнее, выгоды от болезни могут быть очень сильны.
Вторичные выгоды могут быть не только у самого болеющего, но и у его окружения. Самые разные выгоды: проявить свою заботу и через это повысить самооценку; получить от окружающих сочувствие, помощь; провести время дома, с семьей; отдохнуть от работы и школы (да, родители тоже устают от школы).
Но температура и анализы…
Да, они настоящие. Речь не идет о симулировании, речь идет о болезнях, спровоцированных психологическими факторами. Поэтому в такой ситуации педиатр должен быть хорошим психологом, чтобы понимать, когда нужны антибиотики, а когда – плацебо и кому это больше нужно: ребенку или родителям. Если родителям попался другой педиатр (а сейчас у нас все за доказательную медицину и прочее) – уместно параллельно обратится к психологу.
Психолог онлайн для детей и их родителей. Запись: 8-906-288-05-55 (WhatsApp, Telegram, sms). Возможна консультация по телефону.