Найти в Дзене

Так какую же всё-таки роль сыграл Ленд-лиз

Тема поставок по Ленд-лизу в СССР во время Великой Отечественной войны — одна из самых спорных. Причём споры вызывают не столько сами поставки, сколько их значение, влияние на результаты боевых действий. Причиной же споров является больше политика, нежели сами исторические аспекты, а потому, стороны дискуссий обычно защищают крайние версии. От той, что без Ленд-лиза бы войну не выиграли, до того, что поставки вообще не оказали какого-то значения.

При этом, приводят одни и те же цифры, что особенно удивительно.

Поскольку вопросов возникает очень много, то я решил ещё раз вернуться к этой теме. Разумеется, выкинув всю политику на помойку, а оставив лишь цифры и факты.

Важный и хитрый момент в приведении цифр поставок в том, что были в этих списках позиции важные и критические, а были такие, цифры которых действительно не впечатляли.

Столь любимое советским историками сравнение поставок американских и британских танков — как раз пример второго случая. Тут, если говорить про британские танки, то надо учитывать возможности промышленности. По советским меркам танков было мало, но при этом англичане поставляли нам львиную долю от того, что производили. Все произведённые в Канаде «Валентайны» были отправлен в СССР, где ценились весьма высоко. Мало того, поставки британских танков пришлись на момент, когда советское производство было в самом тяжёлом положении.

Но поставки танков как раз пример того, что было не столь важно, а в чём-то и неудобно. Наличие на фронте очень разных типов танков усложняло их обслуживание, снабжение боеприпасами — это должно быть понятно любому. Зато была и такая бронетехника, в которой РККА нуждалась гораздо сильнее, чем в танках. Например, бронетранспортёры, которых у Красной Армии не было совсем. В последние год войны в механизированных корпусах фактическое число БТР даже превышало такое у танковых дивизий Вермахта.

Или самоходные зенитные установки, которых в РККА не было, но нужда в них была огромная.

Зенитная самоходная установка М17. 1702-й зенитно-артиллерийский полк 25-го танкового корпуса, 1945-й год.
Зенитная самоходная установка М17. 1702-й зенитно-артиллерийский полк 25-го танкового корпуса, 1945-й год.

Но самым главным по этому разделу поставок была отнюдь не бронетехника, а самые обычные транспортные средства. Было поставлено нам только из США 433 967 автомобилей (включая 49 250 джипов, 3 520 амфибий Ford GPA и 42 902 «Додж ¾»), 34 190 мотоциклов и 8 276 тракторов. Это позволило кардинально повысить уровень моторизации Красной Армии. Причём не только количественно, но и качественно, ибо советская промышленность не выпускала полноприводные автомобили. Причём эти поставки косвенно влияли и на производство советских танков, поскольку разгружали мощности заводов, позволяя вместо грузовиков увеличивать выпуск бронетехники.

Ещё любят в спорах приводить для сравнения количество поставленных самолётов. Однако тут простое сравнение цифры точно не подходит. Например, было поставлено всего 862 средних бомбардировщика В-25 Mitchell. Однако, этого хватило, чтобы на «Митчеллах» воевал один бомбардировочный авиакорпус и ещё два полка дальней авиации.

Американский ударный самолёт Douglas A-20 был поставлен в СССР в количестве всего 3066 машин. Однако в составе нашей авиации их так много встречается в сводках, что кажется будто самолёт был одним из самых массовых. «Бостоны» использовались как фронтовой бомбардировщик (причём, в отличие от Пе-2, могли работать по ночам), как разведчик, тяжёлый истребитель, торпедоносец.

Про истребители тоже не стоит забывать. Поставляемые в СССР британские и американские истребители уступали немецким «мессерам», ну так других и не было. И в любом случае иностранные самолёты были, как минимум не хуже, чем отечественные. Напомню, что советские асы, да и гвардейские полки летали обычно на «Кобрах».

Покрышкин около своей «Аэрокобры»
Покрышкин около своей «Аэрокобры»

Но есть и пример, когда вклад Ленд-лизу, мягко говоря, более заметен. В Красной Армии были серьёзные проблемы с малокалиберной зенитной артиллерией. В СССР за годы войны выпущено 17 490 37-мм и 4 888 25-мм зенитных автоматических пушек.

Американцы отправили нам 5 511 40-мм и 432 37-мм автоматические зенитные пушки М1А2. Ещё 700 таких орудий в корабельном варианте, к которым можно упомянуть 1 111 20-мм «Эрликонов» для кораблей.

Кстати, хотя пишут, что американские «Бофорсы» поставлялись только в войсковую ПВО, это не верно. При том, что эти орудия в сводках обычно не выделялись, они встречались на фронте довольно часто.

И поскольку проблемы, связанные с нехваткой орудий, у нашей войсковой ПВО были до самого конца войны, то поставки зенитных автоматов были очень важны, тем более и количество было относительно велико.

Кстати, стоит указать, что поставлялись и другие зенитные орудия. Из США поступило 255 90-мм зенитных орудий и 4 120-мм зенитные пушки. Про последние — это не так мало, поскольку орудий такого класса в РККА можно пересчитать по пальцам, да и то все иностранные. А главная ценность этих орудий была в том, что к ним прилагались РЛС, приборы управления огнём и прочая сложная, но нужная техника.

А эта сложная техника — ещё один важный пункт в поставках. В СССР были большие сложности с производством электроники. Причём, чем сложнее установки, тем труднее их было производить, что понятно. С этим вопросом много путаницы, при этом, что в СССР писали, например, будто станции СОН-2 и СОН-3 созданы советским конструкторами, хотя это отечественные обозначения британских GL Mk. I и GL Mk. III. Которые и поставлялись из Великобритании, и производились по лицензии. Кстати, даже производство отечественных радаров и прочей электроники, в основном производилось из поставляемых по тому же Ленд-лизу деталей.

На заднем плане четырехствольная 12,7-мм зенитно-пулеметная установка «Виккерс», а на мачте сзади видна антенна опытной корабельной РЛС «Редут-К». Крейсер «Молотов», Черноморский флот, 1943 год.
На заднем плане четырехствольная 12,7-мм зенитно-пулеметная установка «Виккерс», а на мачте сзади видна антенна опытной корабельной РЛС «Редут-К». Крейсер «Молотов», Черноморский флот, 1943 год.

Разные примеры можно производить ещё много, но, как мне кажется, важно совсем другое. Важно, насколько велика была номенклатура поставок. Если начать листать списки всего, что было отправлено в СССР в ходе войны, то создаётся впечатление, что в этих перечнях представлено всё. Не только оружие и транспорт, но и промышленное оборудование, инструменты, химические материалы, еда, одежда, медикаменты, по памяти всего и не напишешь.

Если исходить из того, что ничего ненужного (в «нагрузку») нам не присылали, то получается — Советский Союз нуждался абсолютно во всём. И тут уже нет смысла сравнивать отдельные позиции и то, каков их был процент. Важно, что нужно было абсолютно всё, и это всё поставлялось в количествах, которые позволяли транспортные возможности. Напомню, что специально для поставок по Ленд-лизу был в США построен целый флот — 2 710 судов типа «Либерти», в 1943 году их выпуск составил в среднем 3 судна в день.

Надо сказать, что в разговоре про Ленд-лиз меньше всего хочется вступать в спор о том, насколько он был важен и всякое прочее. Поскольку, как я уже выше написал, споры идут по причинам политическим, и тем они и неинтересны.

Поэтому никаких в изучении этой темы выводов лучше, как ни странно, совсем не делать, а ограничиваться рассмотрением фактов.

Например, так, как я сделал это в статьях:

Так сколько же автомобилей получил СССР по Ленд-лизу

и

Ещё одна загадка Ленд-лиза

-5