Народ, вы уже прикинули, во сколько вам обошлась ваша машина за последние пару лет? А сколько в ее цене сидит «скрытых платежей»? Почти 70% автовладельцев даже не догадываются, что оплатили не только металл и пластик, но и будущие прибыли целой отрасли.
На днях в Сеть просочились цифры бюджета Минпромторга. Держитесь крепче. В 2026 году эти ребята планируют собрать с нас, автовладельцев, 1,65 ТРИЛЛИОНА рублей через утильсбор. Это не просто много. Это бюджет небольшого государства.
И сейчас я, как аналитик, вскрою вам «Код 1.6» — я расшифрую этот алгоритм, по которому наши с вами кровные деньги сначала заберут, а потом... вернут производителям. А мы с вами останемся с тем, с чем и были. С дикими ценами в салонах.
Расшифровка «Кода 1.6»: Откуда деньги и кто за банкет платит?
Давайте сразу, по-честному, без этой чиновничьей шелухи про «развитие промышленности». Что такое 1,65 триллиона рублей с утилизационного сбора?
Это налог. Жесткий, безальтернативный налог, который платит каждый.
Вы покупаете новую «Гранту»? Вы заплатили утильсбор, он уже в цене. Вы притащили «китайца»? Вы заплатили утильсбор. Вы ввезли подержанную «японку» для себя? Будьте добры, отстегните государству сумму, сравнимую со стоимостью этой «японки».
Нас, автолюбителей, годами уверяли, что это «экологический» сбор. Якобы на утилизацию. Но, товарищи, 1,65 триллиона! Этого хватит, чтобы утилизировать весь автопарк страны и построить на его месте новый. По факту, это просто заградительный барьер, который убил любую вменяемую конкуренцию на рынке.
И вот теперь эти гигантские деньги, собранные с нас, официально легализуют. Они попадают в бюджет Минпромторга, который (внимание!) становится четвертым по тратам в стране. Сразу после Минфина, Минобороны и МВД. Вы поняли масштаб? Автопром для них — это как национальная безопасность.
Но куда именно они пойдут? А вот тут начинается самое интересное.
Главный куш: 966 миллиардов «на компенсацию издержек»
Из всего этого триллионного пирога почти триллион — если точнее, 966 миллиардов рублей — направят производителям. Официальная формулировка — «на субсидии для частичной компенсации производственных издержек».
Перевожу с чиновничьего на наш, гаражный.
Это не деньги на разработку «летающих автомобилей». Это не на снижение цен для нас с вами. Это, по факту, «кэшбэк» заводам (и мы все понимаем, кто главный получатель — АвтоВАЗ) за то, что они вообще работают.
То есть, смотрите, какая схема:
- Мы с вами платим дикий утильсбор, который делает импортные машины неконкурентоспособными, а отечественные — неоправданно дорогими.
- Заводы (тот же АвтоВАЗ) работают с огромными издержками: логистика, санкции, дорогие компоненты.
- Чтобы завод не ушел в дикий минус, продавая нам «Весту» по цене «Камри», государство берет собранные с нас деньги (шаг 1) и отдает их заводу (шаг 3).
Понимаете? Нам не становится дешевле. Просто заводу становится не так больно. А платим за этот банкет — мы. Дважды. Один раз в автосалоне, второй раз — через налоги и сборы.
По данным, которые просачиваются через закрытые дилерские чаты, никакой установки на «снижение цен» в планах нет. Задача-минимум на 2025-2026 годы — удержать производство и не допустить остановки конвейера. О том, чтобы сделать машины доступнее для народа, речи не идет. Это не ошибка. Это система.
«Им» — триллион, «нам» — 20 миллиардов
А теперь, друзья, держитесь за стулья. Я покажу вам цифру, которая идеально описывает отношение этой системы к нам, к конечным покупателям.
Мы выяснили: 966 миллиардов рублей (почти триллион!) отдадут заводам. На «компенсацию».
А знаете, сколько выделили на то, чтобы мы с вами могли купить эти машины? Сколько пойдет банкам на «доступные автокредиты»?
20 миллиардов рублей.
Двадцать.
Давайте еще раз. 966 миллиардов — производителям. 20 миллиардов — нам. Это даже не крошки со стола. Это пыль.
Вы думаете, эти 20 миллиардов что-то изменят? Давайте посчитаем. Средний льготный кредит — это скидка, допустим, в 20%. Средняя цена новой машины, которую берут в кредит... ну, пусть 1,5 миллиона. Скидка — 300 тысяч. Делим 20 миллиардов на 300 тысяч. Получаем... примерно 66 тысяч автомобилей.
Всего 66 тысяч льготных кредитов на ВСЮ СТРАНУ! На год! Это не поддержка — это позор! Это статистическая погрешность, а не госпрограмма.
Вы вообще в курсе, что это за «Алгоритм пустого кармана»? Это когда у тебя из левого кармана вытаскивают 10 000 рублей (утильсбор), а в правый торжественно кладут 100 рублей (типа «льготный кредит»), и все это под аплодисменты о «беспрецедентной поддержке».
Это не рыночная экономика. Это какой-то цирк. И вот вам мой прогноз, мое «Цифровое Дно»: этот триллион субсидий не сделает вашу будущую Lada Iskra или Vesta дешевле ни на копейку. Он просто позволит АвтоВАЗу и дальше продавать их по завышенной цене, не уходя в минус. Нас, покупателей, в этой схеме просто нет. Мы — кормовая база.
«Вечная» платформа от НАМИ и крохи для КамАЗа
А что же «инновации»? Нам же про них постоянно говорят.
На «инновации» тоже выделили. Целых 13 миллиардов рублей! Их получит институт НАМИ на «разработку новой модульной платформы».
У меня одного дежавю? НАМИ... платформа... Мы это уже проходили с проектом «Кортеж» (Aurus). Сколько лет они «пилили» ту платформу? Сколько миллиардов в нее вбухали? И что мы получили? Штучный продукт для гаража особого назначения.
Теперь нам обещают новую «современную» платформу. За 13 миллиардов. Народ, вы серьезно? В мировом автопроме на разработку новой платформы с нуля уходят МИЛЛИАРДЫ ДОЛЛАРОВ. А 13 миллиардов рублей — это по нынешнему курсу... пшик. Этого хватит, чтобы нарисовать эскизы и провести пару презентаций.
Похоже, это просто строка в бюджете, чтобы отчитаться: «Мы не только штаны поддерживаем, мы еще и о высоком думаем».
Кстати, есть и другие игроки. КамАЗу, например, кинули 662 миллиона. Это вообще смешно на фоне триллиона для «легкового» сектора. Видимо, у грузовиков дела идут получше, раз им такая мелочь досталась. Или просто лобби слабее.
Приговор «Алгоритма пустого кармана»: Чего нам ждать по факту?
Давайте без дураков. Как аналитик, я вскрыл этот «Код 1.6», и вот вам мой вердикт. Вот что ждет нас, братьев-автолюбителей, в 2026 году.
- Цены НЕ упадут. Хватит верить в сказки. Субсидии на 966 миллиардов нужны не для снижения цен, а для того, чтобы заводы выжили при текущих ценах. Это компенсация их убытков, а не подарок нам.
- Конкуренции НЕ будет. Утильсбор в 1,65 триллиона — это гигантский бетонный забор вокруг нашего рынка. Никакие «японцы», «немцы» или даже адекватные «китайцы» сюда по вменяемой цене не пройдут. Мы остаемся один на один с АвтоВАЗом и его «партнерами» из Поднебесной.
- «Доступные кредиты» — это фикция. 20 миллиардов на всю страну — это насмешка. Шанс получить эту льготу будет таким же, как выиграть в лотерею.
Вот и весь расклад. «Алгоритм пустого кармана» работает идеально: наши деньги перекачивают из автосалонов в бюджет, а оттуда — на счета корпораций. А мы остаемся на обочине этой большой игры, сжимая в руках ключи от машины, которая стоит как двухкомнатная квартира в регионе.
А теперь, народ, главный вопрос. Давайте создадим свой «Клуб обманутых утильсбором». Для вступления — расскажите в комментах, какую самую дикую цену за «пустую» машину вам загнули в салоне за последний год? Или, может, вы тот самый счастливчик, который пытался привезти машину «для себя» и столкнулся с этим грабительским сбором?
Признавайтесь, какой «апгрейд» кошелька вам устроило наше государство? Посчитаем, сколько нас таких.