Такой вопрос, причём с явным недоумением, мне задали за последние время уже не один раз.
Есть целая категория странных людей, которым стоит прочитать о каких-то недостатках Красной Армии, как сразу следуют абсурдные «ехидные» вопросы типа, так по-вашему и войны мы не выиграли? Что лишний раз показывает лишь бесконечность человеческой глупости.
Увы, проблем у Красной Армии было море, и сомневаться в этом могут лишь люди, которые не знают, что Вермахт дошёл до окраин Москвы, до берегов Волги и вершин Кавказа. Да, мы в итоге победили. Но это же не значит, что всё было так гладко и без проблем. Уже одно соотношение потерь в ходе боевых действий, когда за каждого убитого или раненого немца мы платили тремя своими. Да и то в самом лучше случае.
Что же касается ситуации с зенитной артиллерией, то проблем там было выше крыши. И в этом вопросе нам повезло лишь в том, что у Германии была весьма малочисленная авиация и не было совсем тяжёлых бомбардировщиков, типа американских «летающих крепостей».
Именно благодаря последнему, а не нашим успехам, Люфтваффе не смогло стереть с лица земли Ленинград и Москву. Но даже налёты относительно небольшого числа немецких «Хейнкелей», показали, что если днём советская ПВО и могло действовать эффективно, то по ночам она практически бесполезна. Большое число зенитных пушек и зенитных прожекторов для того периода уже мало что решали, поскольку нужны были хорошие радары обнаружения, радиолокационные станции наведения, системы управления огнём. Да и пушки требовались более мощные.
РККА получило на вооружение отличную 76-мм зенитную пушку немецкой разработки, которую производили по лицензии. У этой пушки смогли увеличить калибр до 85 мм. Однако более мощных орудий в серийное производство запустить не смогли. Единственная батарея 105-мм пушек, купленная в Германии, со всем необходимым радиоэлектронным и прочим оборудованием, отлично показала себя на защите неба Москвы, но четыре пушки погоды не делали, а наладить производство своих аналогичных орудий у нас не получилось тогда. Тогда как наши противники и наши союзники производили зенитные орудия калибром 105-128 мм в огромных количествах, и к ним всё необходимое по части электроники.
Так что, слава богу, Люфтваффе не имело хотя бы несколько сотен тяжёлых бомбардировщиков.
Однако, было у нас ведь ещё и войсковое ПВО, где ситуация сложилась намного хуже.
Если производить серийно зенитные орудия среднего калибра у нас получалось, то с крупнокалиберными пулемётами и малокалиберными зенитными автоматическими пушками — главным оружием войсковой ПВО, дело было очень плохо.
Хотя ещё в Первую Мировую войну стало понятно, что зенитные малокалиберные автоматы — главное средство прикрытие войск от атак штурмовой авиации, и были уже тогда разработаны первые удачные образцы. И, кстати, в России было налажено производство 37-мм и 40-мм автоматических зенитных орудий. Но дальше…
Попытки модернизировать пушки времён Первой Мировой и запустить в серию 37-мм зенитную пушку обр. 1928 года нечего не дали. Хотя пушку даже на вооружение приняли и, на флоте, в проектах кораблей, под неё места приготовили.
Попытка запустить в серию лицензионные германские 20-мм и 37-мм зенитные автоматы тоже не дали успеха — не получалось у нашего завода №8 производить столь сложные механизмы.
Проекты отечественных орудий калибром 23-45 мм, созданные в 30-е годы, также оказались слишком сложными.
Лишь в последний момент, когда Вторая Мировая уже началась, вроде получился целый комплект — 25-мм полковая, 37-мм дивизионная и 45-мм корпусная зенитные автоматические пушки. Сделали их на базе шведского зенитного орудия фирмы «Бофорс».
Однако радоваться оказалось рано. Наладить массовое производство 25-мм пушек не получилось, в брак шло больше половины. Главная проблема — ствол длиной 70 калибров. Такие стволы давались с трудом (немцы, кстати, тоже не сразу их смогли освоить), и не только эта зенитная пушка тому пример. Аналогичные проблемы были у 57-мм противотанковой пушки и у 45-мм противотанкового орудия обр.1942 года.
37-мм пушку вроде как-то получалось производить, но тоже не особо много. Почему не стали делать 45-мм пушку — я пока информации точной не нашёл, возможно, чтобы не перегружать производство, которое и так с трудом справлялось.
В любом случае лишь в 1940 году начался выпуск 37-мм зенитных автоматических пушек обр. 1939 года, но тогда составил всего 544 орудия. Всего же войну выпустили 19 689 орудий.
Плюс с конца 1941 года выпустили 4 888 25-мм зенитных орудий обр. 1940 года и около 9 тысяч 12.7-мм пулемётов ДШК.
К этом стоит добавить полученные по Ленд-лизу из США 5 511 40-мм, 340 37-мм и 2 202 20-мм автоматических зенитных пушек, что на фоне скромных объёмов собственного выпуска выглядят весьма серьёзной помощью.
Что касается Вермахта, то за 1941-45 годы было получено от промышленности 118 478 одиночных и 2 140 счетверённых 20-мм, 13 285 одиночных и 6 103 спаренных 37-мм. При том, что Вермахт был значительно меньше по боевому составу.
США с 1942 по 1945 годы выпустили 33 916 40-мм зенитных орудий по лицензии фирмы «Бофорс» (это для сухопутных войск, флот получили ещё около 60 тысяч), плюс 7 278 отечественных 37-мм зенитных орудий. А кроме этого ещё 124 735 20-мм зенитных орудий по лицензии фирмы «Эрликон», которые, правда, все поступали на флот. Ну и свыше 2 млн. 12.7-мм пулемётов. В Великобритании, Канаде и Австралии выпустили немногим более 19 тысяч 40-мм зенитных «Бофорсов».
При этом, американская армия (не говоря про британскую), была гораздо меньше по составу и численности, чем РККА.
Лучше всего, как мне кажется, оценить положение со средствами ПВО можно, сравнив реальные цифры.
Во-первых, это штатный состав основных соединений. Если мы возьмём советскую стрелковую дивизию, то на 1941 года, к началу войны в ней полагалось 4 76-мм и 8 37-мм зенитных пушек, 24 комплексные зенитно-пулемётные установки и 9 12.7-мм пулемётов. К 1942 году количество штатных средств ПВО сократилось до 6 37-мм пушек и 9 12.7-мм пулемётов. И лишь к концу войны в декабре 1944 года в составе гвардейских дивизий по штату стало 12 37-мм пушек и 18 12.7-мм пулемётов. Однако, как в 1941 году, так и в 1944 37-мм пушек и крупнокалиберных пулемётов хронически не хватало.
В британской пехотной дивизии к началу войны штатной зенитной артиллерии не было, только по два спаренных зенитных пулемёта в штабной роте каждого батальона и разведывательного полка. В 1941 году в состав дивизии включили зенитный полк — 54 40-мм зенитных пушки. К 1944 году состав изменили, стало 36 40-м буксируемых орудий, 18 40-мм и 24 спаренных 20-мм зенитных установки, установленных в кузове полноприводных автомобилей. Это при том, что в состав корпуса входил один-два полка автоматической малокалиберной и один полк средней (94-мм пушки) артиллерии.
В армии США штатной зенитной артиллерии в дивизии не полагалось, но каждой дивизии придавался минимум один зенитный батальон — 32 40-мм зенитных пушки или самоходных установки. Однако надо учитывать, что в дивизии было около двух с половиной сотен 12,7-мм пулеметов. Количество их каждый год менялось, не очень существенно, но в обе стороны. При этом пулемёты присутствовали практически во всех подразделениях, кроме санитарного батальона. В штабе дивизии было 4 крупнокалиберных пулемёта, в частях дивизионной артиллерии их было 60, в разведывательном эскадроне до 17, в роте связи — 4-5, у сапёров — 9-12, даже у квартирмейстерской службы было 5-9 12.7-мм пулемётов.
В целом частей ПВО в американской армии вроде бы хватало. Оценить же полностью их достаточность трудно из-за того, что англо-американцы имели в Европе полное господство в воздухе и зенитные части порой просто оставались глубоко в тылу за ненадобностью.
Что касается наших противников — Вермахта, то войну с нами они начали, не имея штатных средств ПВО в пехотной дивизии. Так как перед войной собрали зенитные роты в составе отдельных зенитных батальонов. Но в целом на дивизии приходилось не менее 12 20-мм зенитных пушки. В штат дивизии 12 20-мм пушек вернули лишь в 1943 году. В 1944 году в дивизии могло быть 12 20-мм или 9 37-мм зенитных орудий. Количество армейских зенитных частей РГК сокращалось, однако, основой противовоздушной обороны были части зенитной артиллерии Люфтваффе, которые в среднем на дивизию давали не менее 12-15 орудий калибром 20-37 мм.
Но штаты штатами, а было ещё и реальное положение дел. И если в американской армии могли себе позволить иметь высоко укомплектованные подразделения, то Вермахт и РККА уже к 1943 году забыли, что это такое.
Я решил, что интереснее всего посмотреть реальное положение дел на пике развития Красной Армии, к началу Белорусской операции летом 1944 года. Под рукой есть несколько документов по боевому и численному составу разных армий.
Вот данные по всему 1-му Прибалтийскому фронту:
Как видим, редко какие дивизии имеют зенитные пулемёты, не говоря уж об их количестве. Подавляющее большинство средств ПВО в частях зенитной артиллерии. Всего же на фронте 453 зенитных пулемёта, 83 85-мм и 363 37-мм зенитных орудия. Это на 23 дивизии, танковый корпус и отдельные бригады и полки.
Вот данные по 49-й армии:
На полную армию из трёх корпусов приходится 230 зенитных пулемётов, 44 85-мм и 194 37-мм зенитных орудия. Но большая часть из них приходится на 49-ю зенитно-артиллерийскую дивизию, два отдельных зенитных полка и дивизион. В войсках же богат зенитными пулемётами только 81-й корпус, где по 18 пулемётов в каждой из трёх дивизий и 16 в танковой бригаде. В 62-м корпусе вообще ничего нет, а в 70-м только две дивизии имеют по 3 пулемёта зенитных.
А это ведь уже завершающий год войны, когда и оружия всякого произвели во множестве, и по Ленд-лизу уже много доставили. При этом держать много зенитной артиллерии в тылу необходимости на было — у Люфтваффе хватало других дел, чтобы отвлекаться на попытки бомбить наши города.
И вот для решающей операции, после длительной подготовки лишь столько средств ПВО удалось собрать.
Вот такая картина сложилась в нашей зенитной артиллерии.
Для тех, кто хочет продолжить зенитно-артиллерийскую тему могу предложить статью:
Самая интернациональная пушка Второй Мировой войны