Ошибка стропальщика — это не брак в работе. Это всегда риск травмы, инвалидности или гибели людей. За сухой строчкой в инструкции «нельзя» стоит чья-то трагедия. Разберем три самых страшных и, к сожалению, частых прокола, которые нельзя повторять ни при каких условиях.
Ошибка №1. «И так сойдет»: неправильный расчет веса и выбор строп
Что происходит: Стропальщик на глазок оценивает вес груза или использует первую попавшуюся стропу, не проверив ее грузоподъемность. «Выглядит нормально, похожая деталь была легкой» — последняя мысль перед обрывом.
Чем платят:
- Обрыв стропы. Тонны металла, падающие с высоты, не оставляют шансов ни технике, ни людям, оказавшимся под грузом.
- Резкий сброс нагрузки. Сорвавшийся груз может ударить по конструкции, опрокинуть кран или отбросить подвешенный элемент, как пулю.
Реальный случай: На одном из металлургических комбинатов стропальщик взял для перемещения тяжеловесного оборудования стропу, не проверив бирку. Стропа не была рассчитана на такой вес. В момент подъема она лопнула. Груз рухнул, едва не задавив бригаду монтажников. Люди отделались тяжелым испугом, но могли погибнуть.
Как должно быть: Требуйте техническую документацию на груз с указанием массы. Проверяйте бирку на стропе на соответствие весу. Никаких приблизительных расчетов — только точные цифры.
Ошибка №2. «Пронесем быстрее»: нахождение под грузом
Что происходит: Человек (часто по своей инициативе или по указанию некомпетентного прораба) заходит в опасную зону, чтобы «направить» груз или «поправить» его вручную. Кажется, что он контролирует ситуацию, но на деле его жизнь зависит от надежности троса и внимательности крановщика.
Чем платят: Смертью от раздавливания. Статистика МЧС и Роструда показывает, что это — одна из самых частых причин смертельных случаев на стройплощадках и производствах.
Реальный случай: При монтаже плиты перекрытия стропальщик, чтобы точнее ее установить, встал в зону возможного падения. В это время произошел сбой в работе механизма подъема, плита качнулась и сместилась. Мужчина получил травмы, несовместимые с жизнью.
Как должно быть: Запрещено находиться под поднятым грузом. Точечная корректировка траектории ведется только с помощью оттяжек (багоров) и строго из безопасной зоны. Опасная зона должна быть ограждена.
Ошибка №3. «Завязал и забыл»: ненадежная и неправильная строповка
Что происходит: Груз закреплен небрежно, без учета центра тяжести. Кажется, что он лежит крепко, но в подвешенном состоянии он может перекоситься, сорваться или выпасть из строп.
Чем платят:
- Падение груза. Даже если он никого не зацепит, падение многотонного объекта вызывает разрушения и может привести к цепной аварии.
- Опрокидывание крана. Смещенный центр тяжести создает колоссальную неравномерную нагрузку на стрелу крана, что может привести к его падению.
Реальный случай: При погрузке труб стропальщик сэкономил время и не стал использовать траверсу для их правильного распределения веса. В момент подъема трубы сместились, одна из них выскользнула и, упав, повредила погрузочную технику. Результат — огромные убытки и сорванные сроки сдачи объекта.
Как должно быть: Каждый груз имеет свою схему строповки. Используйте такелажную оснастку (траверсы, захваты), чтобы обеспечить равномерную нагрузку на стропы и устойчивое положение груза в воздухе.
Вывод, который может спасти жизнь
Работа стропальщика — это не просто «поводить кран». Это высокая ответственность за каждую жизнь на площадке. Эти ошибки не прощают второго шанса.
Профессионализм здесь измеряется не скоростью, а количеством incident-free days — дней без происшествий.
Качественное обучение — это не про «получить корочку». Это о том, чтобы знать эти ошибки не понаслышке и до автоматизма отработать правильные действия на практике.
Хотите, чтобы ваши сотрудники возвращались с работы живыми и здоровыми? Доверьте их подготовку тем, для кого безопасность — не пустой звук