Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

"Это мы не проходили" (СССР, 1976) и "Отелло" (СССР, 1956)

Отелло. СССР, 1956. Режиссер и сценарист Сергей Юткевич (по одноименной пьесе У. Шекспира). Актеры: Сергей Бондарчук, Андрей Попов, Ирина Скобцева, Владимир Сошальский, Евгений Весник, Антонина Максимова и др. 24,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Сергей Юткевич (1904–1985) поставил 19 полнометражных игровых фильмов, но только три из них («Человек с ружьем», «Великий воин Албании Скандербег» и «Отелло») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент. Ни одному из его фильмов, поставленных после "Отелло", уже не суждено было преодолеть планку в 16 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Советские кинокритики отнеслись к этой работе С. Юткевича очень тепло, правда, отмечалось, что «картине свойственна некоторая рассудочность. Исполнители второстепенных ролей … недостаточно эмоциональны, особенно в сравнении с очень выразительной и темпераментной игрой А. Попова в роли Яго. Зато исполнителю заглавной роли режиссер … дает полный простор» (Грошев и др., 1969: 436).

Эта экранизация «Отелло» и сегодня кажется интересной зрителям:

«Сегодня фильм, может быть, кажется немного театральным по стилю, но он очень хорошо, с размахом поставлен и снят, цветные съемки для того времени превосходны, отличная работа художников по декорациям и костюмам» (Б. Нежданов).

«Красивая экранизация, хорошие актеры» (Надя).

Киновед Александр Федоров

-2

Это мы не проходили. СССР, 1976. Режиссер Илья Фрэз. Сценаристы Михаил Львовский, Илья Фрэз. Актеры: Наталья Рычагова, Борис Токарев, Андрей Ростоцкий, Татьяна Канаева, Ирина Калиновская, Антонина Максимова, Татьяна Пельтцер, Вера Васильева, Роман Ткачук, Наталья Защипина, Люсьена Овчинникова, Евгений Весник, Евгений Гуров, Раиса Рязанова и др. 24,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Илья Фрэз (1909–1994) поставил 16 фильмов, 5 из которых («Васек Трубачев и его товарищи», «Отряд Трубачева сражается», «Я Вас любил…», «Это мы не проходили», «Вам и не снилось») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.

Этот фильм Ильи Фрэза о студентах педагогического вуза, проходящих практику в школе, сочетал жанры мелодрамы и комедии. В год выхода на экраны он понравился и зрителям и кинокритикам.

К примеру, кинокритик Армен Медведев писал в «Спутнике кинозрителя» так: «Перед нами фильм и лирический и веселый. Ибо в сферу проблем серьезных, сложных вторгаются подростки и юноши, в избытке наделенные юмором, свежестью чувств, остротой и решительностью суждений обо всех и обо всем. Авторы удачно воспользовались этими свойствами, органически присущими возрасту героев, дополнили их иронией и улыбкой – достоинствами людей мудрых и добрых» (Медведев, 1976: 7).

Кинокритик М. Птушкина отметила, что у Ильи Фрэза получилась картина «с крепким сюжетом, персонажами, большинство из которых наделено одной–двумя опознавательными черточками… Ситуация складывается несколько парадоксальная: молодые педагоги в фильме инфантильнее, чем можно ожидать, дети взрослее, мужественнее их. Мила и Митя — личности, причем личности более яркие, чем, скажем, Лена Якушева или Юра. Может быть, это произошло оттого, что в сценарии детям предназначены события драматические, в то время как на долю взрослых оставлены все перипетии комедийно–лирического сюжета? Студенты–практиканты не наделены той мерой нравственной зрелости, тем жизненным опытом, которым обладают их ученики. Что ж, возможна ведь и обратная связь: не только педагоги воспитывают учеников, но и ученики педагогов. Не в этом ли главный смысл фильма?» (Птушкина, 1976).

Биограф Ильи Фрэза – киновед Мария Павлова подчеркивала, что в фильме «Это мы не проходили» «были и остроконфликтные ситуации, и проблемы «трудных» подростков, и по–своему сложные семейные и школьно–воспитательные отношения. И все это не абстрактно, а обусловлено временем, социальной средой, индивидуальными личными биографиями героев. В этой конкретности истоков и анализа характеров и отношений героев выявился общий примечательный для кинодраматургии 70–х годов подход к воплощению сегодняшней действительности. … В отличие от «Доживем до понедельника», «Дневника директора школы» и других фильмов в картине Фрэза школа с ее каждодневной жизнью и проблемами увидена главным образом не привыкшими к ней глазами учителя с многолетним стажем работы, для которого его профессия давно уже стала делом будничным, вызывающим порой душевную усталость, а глазами молоденькой студентки, практикантки, максималистки, преданной своей будущей профессии и влюбленной в нее. В этом новом, дополнительном ракурсе взгляда на современную педагогику и заключалось, думается, своеобразие и достоинство фильма М. Львовского и И. Фрэза. … К сожалению, существенная для драматургии образа Мити сюжетная линия его дружбы с Милой приобретает порой некоторую надуманность и сентиментальный оттенок. … И все–таки при всей праздничности атмосферы, царящей в фильме, он, как нам кажется, вызывает, скорее, странное смешанное чувство — просветленности и щемящей грусти. Грусти от сознания того, что в жизни все эти проблемы разрешаются — а подчас и не разрешаются — гораздо мучительнее. Не случайно и студенты–практиканты разъезжаются домой не бодрыми, постигшими конечную истину победителями, а посерьезневшими и задумавшимися над жизнью, над тайнами своей будущей профессии — педагогики, в которой нет и не может быть готовых рецептов. … В наш век скоростей и душевных стрессов, информационного взрыва и «деловых» не только взрослых, но и детей фильм Ильи Фрэза «Это мы не проходили» вызывает чувство грусти по братству людей, по доброте и терпимости, взаимопониманию и любви» (Павлова, 1985).

Однако в XXI веке кинокритик Алексей Васильев предложил уже совсем иную трактовку этого фильма Ильи Фрэза: «Когда же наше взрослое кино доросло до производственной драмы, Фрэз и в этом сложном жанре сумел создать сверхисчерпывающий комментарий и об этом стиле — в фильме «Это мы не проходили». Производственная драма — это часто драма испытания плана, системы производства человеческим фактором («Обратная связь», «Собственное мнение»). Но производственная драма — жанр априори условный. И когда дело доходит до человеческого фактора в мире условности, который позволяет доходчиво говорить об аврале или о каких–то манипуляциях с отчетностью, — такое условное обращение с человеческим фактором всегда оборачивается самой низкопробной мелодрамой. В «Это мы не проходили» Фрэзу мало откровенно картонных, намалеванных пейзажей за окнами — когда Ростоцкий привозит свою смертельно–больную подругу на горнолыжный курорт ее мечты, все огромное пространство за воротами курорта представляет из себя грубо намалеванный задник. В довершение он усаживает несчастных влюбленных на канатную дорогу над рир–проекционным снегом… А цветовые сочетания? Фиолетовая куртка Ростоцкого и цыплячье–желтая шапочка Натальи Рычаговой на фоне чернильного неба — вместе этот колористический скандал напоминает сталинскую техниколоровскую картинку, напечатанную в журнале, который долго провалялся в грязной луже. Редкой натуральной картинкой здесь становится черно–белый фрагмент заграничного фильма, где героиня многократно повторяет в телефон вечное I love you — фрагмент, который Фрэз для сцены в клубе тоже создал и поставил сам. Парадокс мира, где «человеческий фактор» учтен производственной драмой, — правдой может быть только бесстыжая мелодрама, толкующая о чувствах обнаженно, вне связей с общественными нагрузками» (Васильев, 2019).

Но многим зрителям, абсолютно не подозревающим об это трактовке Алексея Васильева, лента «Это мы не проходили» и сегодня приносит радость:

«Первый раз видела этот фильм еще в детстве. И в течение многих лет его пересматривала несколько раз, а ощущение доброты и радости после просмотра оставалось неизменным. И что интересно, многие любят и помнят этот фильм. А это может говорить только о его высокохудожественном качестве. И актеры все чудесные. … Очень правдивы все школьники и учителя. Как хорошо, что такие фильмы были и есть!» (М. Морозова).

«Замечательный добрый фильм! Когда его смотрю, заряжаюсь положительной энергией! Какое счастье, что есть такие фильмы!» (Н. Краснова).

«Один из лучших фильмов на школьную тему! Мне, вообще, советские фильмы о школе нравятся» (Ольга).

Киновед Александр Федоров