Найти в Дзене
След истории

4 пожарных, которые тушили реактор голыми руками: что с ними стало после Чернобыля

Оглавление

Незабываемая дата всей Россией - 26.04.1986. Такое просто невозможно забыть. Эту дату помнят и в других странах, даже которые не пострадали от аварии на Чернобыльской АЭС.

Заставших трагедию воочию очень много. Большая часть уже покинули этот мир. Близкое соприкосновение с такой мощности радиацией не останется без последствий.

Сегодня я хочу вспомнить те личности, которые самыми первыми жертвовали собой на месте аварии с целью спасения людей и ликвидации последствий трагедии.

  • В. Правик;
  • В. Игнатенко;
  • В. Кибенок;
  • Л. Телятников.

Начнем вспоминание с Владимира Павловича Правика, который пострадал больше всех. Многие источники пишут, что он так сильно подвергся радиации, что у него даже поменялся цвет глаз.

Владимир Правик

Когда я впервые увидел фотографию Владимира Павловича Правика, меня поразило его лицо - открытое, спокойное, с лёгкой улыбкой. Ему было всего 23 года, когда прозвучал сигнал тревоги. Молодой отец дочки, которой не исполнилось и года. Начальник караула пожарной части номер два, которая обслуживала станцию.

Владимир Павлович Правик
Владимир Павлович Правик

Правик родился в самом Чернобыле в 1962-м. После учёбы в Черкасском пожарно-техническом училище вернулся домой работать по специальности.

В ту ночь его расчёт прибыл к реактору одним из первых. По воспоминаниям очевидцев, Правик действовал чётко, профессионально, организованно как и положено командиру. Он поднимался на крышу машинного зала, руководил тушением, координировал работу подчинённых. И получил дозу облучения, которую медики потом назовут несовместимой с жизнью.

Есть свидетельства, что от полученной радиации у Владимира изменился цвет глаз. Представьте как организм настолько поражён, что меняется даже пигментация радужки. 27 апреля его эвакуировали в Москву, в шестую клиническую больницу. Там собрали лучших специалистов страны, но медицина того времени оказалась бессильна против таких доз.

11 мая 1986 года Владимир Павлович Правик скончался. Ему было 23. Его дочь Наталья выросла без отца. Сейчас у неё есть дочь Вера, которая живёт в Москве. Правнучка, которую дед никогда не увидит.

В сентябре 1986-го Правику присвоили звание Героя Советского Союза посмертно. А через десять лет, в 1996-м, уже независимая Украина наградила его орденом «За мужество».

Василий Игнатенко

Василий Иванович Игнатенко родился в Белоруссии, в Гомельской области, хотя фамилия у него была украинская. После армии мечтал устроиться пожарным в Чернигове, но там его почему-то не взяли. Тогда он отправился в Припять. Молодой, перспективный город атомщиков, где с работой было проще.

Василий Иванович Игнатенко с супругой Людмилой
Василий Иванович Игнатенко с супругой Людмилой

Он получил около 1600 рентген. Это колоссальная доза, при 400-500 рентген начинается лучевая болезнь с вероятностью смертельного исхода. 27 апреля Игнатенко вместе с товарищами отправили в Москву. Людмила поехала за ним. Несмотря на запреты врачей, она находилась рядом все дни. С конца апреля до 13 мая, когда Василий ушёл.

Людмилы Игнатенко была беременна, но не сказала врачам так как боялась, что не пустят к мужу. Каждый день сидела возле палаты, держала его за руку сквозь защитную плёнку, разговаривала. И впитывала радиацию, которую излучало тело Василия. Медики потом говорили, что он был настолько радиоактивен, что представлял опасность для окружающих.

Их дочь родилась в мае, через несколько часов после рождения девочка скончалась из-за порока сердца, поражение печени. Врачи говорили Людмиле - ребёнок принял на себя основной удар радиации, иначе не выжила бы и мать. Получается, их дочь спасла Людмилу ценой собственной жизни.

Василия Ивановича наградили орденом Красного Знамени при жизни. А в 2006 году ему присвоили звание Героя Украины посмертно. Почему не Герой Советского Союза, как остальным? Этот вопрос до сих пор остаётся без ответа.

Виктор Кибенок

Виктор Николаевич Кибенок был родом из Херсонской области. Потомственный пожарный, отец служил, дед служил. С детства знал, кем станет. После училища приехал в Припять и попал в команду к Владимиру Правику.

Виктор Николаевич Кибенок
Виктор Николаевич Кибенок

В ту ночь Кибенок работал на самых опасных участках. Есть документальные свидетельства как он лично поднимался на крышу реактора, сбрасывал вниз горящие обломки графита, чтобы они не подожгли соседние блоки. Голыми руками. Графит был настолько радиоактивен, что светился в темноте. А он брал его руками в брезентовых рукавицах и сбрасывал вниз.

Виктора эвакуировали в Москву вместе с остальными. Он держался дольше других, его организм боролся. Но 11 мая сердце не выдержало.

25.09.1986 - дата присвоения звания Героя Советского Союза Виктору Николаевичу Кибенку.

А его пожарная машина ЗИЛ-130, на которой расчёт прибыл к реактору той ночью, долгие годы стояла на территории станции. Её хотели сделать памятником, установить на постамент. Но когда провели замеры, дозиметры зашкалило. Машину пришлось захоронить в специальном бетонном могильнике вместе с другой заражённой техникой. Она до сих пор там, в нескольких километрах от саркофага, под толщей бетона.

Леонид Телятников

Леонид Петрович Телятников родился в Казахстане в 1951 году, учился в Свердловске, работал на Украине. В ночь катастрофы он был начальником пожарной службы Чернобыльской АЭС, старшим по званию среди всех прибывших пожарных расчётов.

Леонид Петрович Телятников
Леонид Петрович Телятников

Телятников руководил тушением. Координировал действия нескольких караулов, принимал решения, распределял людей по участкам. Он находился в эпицентре событий несколько часов подряд, получил огромную дозу облучения. Но выжил.

Леониду Петровичу присвоили звание Героя Советского Союза, наградили медалью «Золотая Звезда». Он продолжил службу, дослужился до звания генерал-майора внутренней службы. В 1995-м вышел на пенсию, потом возглавил Всероссийское добровольное пожарное общество.

Но радиация не прощает. В 2004 году Леонид Петрович Телятников скончался от онкологического заболевания. Ему было 53 года. Врачи прямо говорили, что болезнь стала отсроченным последствием облучения, полученного в ту ночь.