Проповедь иеромонаха Ионы (Кудрякова) в Неделю 19-ю по Пятидесятнице
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Дорогие отцы, братья и сестры, наинская вдова, имя которой мы не знаем, так и вошла в историю, ведь Господь воскресил ее сына. Множество полотен известных художников посвящено этому евангельскому событию, которое повествует о смерти и ее бессилии, о милосердии Божием, об отчаянии *-*человеческом и христианской скорби.
Многие темы, как струны, затронуты при воспевании этого трогательного чуда, по-человечески необходимого. Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить. А в Божественном замысле у Бога не бывает милосердия без справедливости. Справедливость этого воскрешения не только в том, что страдания и боль уже посещали эту женщину – потеряв мужа, она, как немощный сосуд, осталась без опоры в обществе. Но ведь несправедливо и по природе, когда младшие умирают раньше старших.
У ворот маленького селения встретились две процессии: Господь с учениками и множеством людей и вдова, провожающая в последний путь окруженного толпой единственного сына. Слова из чина погребения вполне приложимы к этим обстоятельствам: «Плачу и рыдаю, когда помышляю смерть, и вижу во гробе лежащую по образу Божию созданную нашу красоту, безобразную, бесславную, не имеющую вида». Остановились свидетели смерти, Свою руку положил на одр Христос, сама жизнь умилосердилась и восстановила справедливость.
Всякому знающему Священное Писание, а таковыми были свидетели чудесного воскрешения, и нам с вами приходит на ум воскрешение сына вдовы в Сарепте пророком Илией и воскрешение сына сонамитянки пророком Елисеем. Но то были пророки, и это было очень давно. Что же думать и как вести себя современникам этого чуда? Господь говорит вдовице: «Не плачь». Господь искал веру у тех, кто становился свидетелем воскрешения из мертвых: У Иаира, у Марфы. А здесь только «Не плачь» – это повеление останавливает поток слез и скорбь о потере сына словом: «Юноша! тебе говорю, встань!» (Лк. 7: 14).
Воскрешение, совершенное пророком, перед которым было моление Бога о даровании жизни, а затем дуновение в лицо отрока, не новую создает душу, но возвращает разлучившуюся с телом. Здесь же Господь полновластно оживляет молодого человека, невзирая на веру вдовицы только потому, что сжалился над несправедливо страждущим человеческим родом в лице вдовицы перед уже готовой поглотить ее сына могилой. Вдовица, окрыленная видением своего сына живым и разумным, как и все присутствующие, прославила Бога.
Что же делать тем вдовам, которые остались нерожавшими? Им, по мысли апостола Павла, лучше пребывать так, как есть, с Господом. Что же делать тем матерям, которые остались без своих детей? Однажды еще молодым человеком побывал я на похоронах младенца, знал его живым, он был инвалидом. Семья, прощаясь с ним, это надо было заметить, выдохнула, так как многие годы этот мальчик с небесными глазами был тяжелой обузой для всех в связи с тяжелым уходом за ним. Вопрос же «почему?» часто слышался в этой семье. Удивительным образом на него ответил священник при погребении, совсем не знавший этой семьи. Он в своем надгробном слове просто и ясно сказал: «У вас родился молитвенник за весь ваш род». Аминь.