Найти в Дзене
Проект SFERA Live

Над пробками: как первый полёт китайского аэротакси открывает дорогу в небо

Введение

Представьте, что двухчасовая поездка из пригорода в центр города сжимается до получаса. Ещё недавно это была фантастика, но в китайском городе Хэфэй она сделала шаг к реальности. Компания ИХэнг успешно провела первый демонстрационный полёт своего двухместного аэротакси ВТ-30. Аппарат плавно поднялся вертикально вверх, как вертолёт, а затем так же плавно перешёл в горизонтальный полёт, как самолёт. Для наблюдателей это было зрелище, но для транспортной отрасли — историческое событие. Оно доказывает, что технология электрических вертикальных взлётов и посадок готова выйти за стены лабораторий. Успех этого полёта — это уверенный сигнал: будущее городской мобильности начинается сегодня.

Не вертолёт и не самолёт: в чём секрет новой машины

Конструкторы ИХэнг пошли своим путём, создавая ВТ-30. Вместо сложной механики поворотных винтов, которую используют некоторые конкуренты, они выбрали решение попроще и, возможно, надёжнее. За подъём аппарата отвечают восемь независимых электромоторов с винтами, расположенных по углам кабины. Если один или даже два из них выйдут из строя, оставшиеся смогут безопасно завершить полёт и посадить машину. Для движения вперёд используется один толкающий винт в хвостовой части. Это сделано для экономии энергии: на крейсерской скорости основные подъёмные моторы работают не в полную силу, что позволяет лететь дальше.

Сама кабина напоминает салон современного спортивного автомобиля, рассчитанный на двух пассажиров. Управления как такового в нём нет — только экран для отображения маршрута и, возможно, кнопка экстренной связи. Полностью автономная система сама проведёт аппарат от точки А до точки Б. Пассажиру не нужны ни навыки пилота, ни специальная подготовка. Сесть, пристегнуться и наслаждаться видом из окна — вот и вся инструкция. Это ключевой момент для массовости технологии.

Лётные данные ВТ-30 открывают для него конкретные маршруты. Дальность в двести километров — это не просто полёт через город. Это, например, расстояние от Москвы до Звёздного городка или от центра Санкт-Петербурга до Выборга. Со скоростью в двести пятнадцать километров в час такая поездка займёт чуть больше часа, в то время как на машине в пробках можно провести три-четыре. Заложенная в конструкции способность садиться на крыши зданий или компактные вертипорты позволяет вписать новый транспорт прямо в городскую среду, не занимая дефицитную землю.

Кому это нужно? Экономика воздушных улиц

Конечно, первая мысль: это игрушка для миллионеров. Ориентировочная цена одного аппарата — около девятисот тысяч долларов, и это без стоимости обслуживания. Но создатели смотрят дальше. Их цель — не продавать машины частникам, а создать сервис воздушного такси. По аналогии с каршерингом или такси, вы будете платить не за аппарат, а за поездку. И здесь экономика начинает выглядеть иначе.

Основными клиентами на старте станут, конечно, корпорации для быстрой доставки сотрудников между офисами в разных городах, туристы, готовые заплатить за уникальный опыт и вид с высоты, а также медицинские и аварийные службы. Время в пути сокращается в разы, что может быть критично, например, для доставки донорских органов или спасателей в зону чрезвычайной ситуации. В ИХэнг прямо заявляют, что их цель — сделать короткие воздушные перелёты повседневной реальностью для широкой публики. Это долгая стратегия, рассчитанная на годы вперёд.

Конкуренция на этом новом рынке уже кипит. Американская Джоби Авиэйшн, европейский Эйрбас со своим СитиЭйрбас — все они разрабатывают свои модели летающих такси. Но у китайского производителя есть важное преимущество — поддержка государства и колоссальный внутренний рынок для испытаний. Тот факт, что Управление гражданской авиации Китая уже допустило проект к сертификации, говорит о серьёзности намерений властей. Регулятор подчёркивает, что безопасность — абсолютный приоритет, но они готовы работать над интеграцией новых аппаратов в своё воздушное пространство.

Что мешает нам летать на работу? Вызовы на пути в небо

Самый долгий и сложный этап — это даже не постройка летающего прототипа, а получение разрешения на его коммерческое использование. Процесс сертификации — тщательная и медленная процедура, где инженеры авиационных властей проверяют каждый винтик и каждый алгоритм. Для таких инновационных машин, как электрические аппараты вертикального взлёта и посадки, не имеющих аналогов в истории, правила часто приходится писать с чистого листа. Допуск ВТ-30 к оценке управлением гражданской авиации Китая в марте две тысячи двадцать пятого года — это огромное достижение для ИХэнг. Но между этим допуском и серийными полётами с пассажирами — ещё несколько лет кропотливой работы.

Вторая глобальная проблема — это воздушные пробки. Если выпустить в небо над мегаполисом тысячи таких аппаратов, возникнет хаос. Нужна новая, цифровая система управления воздушным движением, которая будет в режиме реального времени координировать маршруты каждого дрона, предотвращая столкновения. Нужна сеть посадочных площадок с зарядными станциями. Власти китайских городов активно включились в эту работу, понимая потенциальный экономический эффект. Эксперты сходятся во мнении, что без тесного партнёрства между бизнесом и государством масштабирование городской авиации невозможно.

И, наконец, самое важное — доверие людей. Многие с опаской отнесутся к идее летать в беспилотном аппарате над своими головами. Шум, хоть и меньший, чем у вертолёта, вопросы безопасности данных и просто психологический комфорт — всё это требует работы с обществом. Демонстрационные полёты, подобные хэфэйскому, — это первый шаг. Люди должны видеть, что аппарат летает плавно, стабильно и предсказуемо. Только когда пассажиры-добровольцы начнут регулярно пользоваться сервисом и делиться положительным опытом, летающее такси перестанет быть диковинкой и станет таким же обычным делом, как когда-то стало метро.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте нравится.

Инвестируйте в российские Дирижабли нового поколения: https://reg.solargroup.pro/ecd608/airships/?erid=2VtzqwwxGTG

-2