Дело было на общей кухне в коммунальной квартире, в которой жило пять семей. Детей на этих пять семей было трое: пятилетний Дима, восьмилетний Гоша и семилетняя Светланка.
В районах Крайнего Севера часто случаются сильные и снежные пурги. Вот и в тот день снегу навалило столько, что взрослые, придя с работы, сразу за лопаты взялись. Откапывали двор и подъезды.
Дом был очень дружным, сплочённым. Детишки наблюдали из окон, как родители ловко, с песней, расчищают двор. Вскоре детям наскучило это занятие, и они разбрелись по своим комнатам.
Возвращаются родители, румяные, разогретые от работы и видят – на общей кухне кто-то порезал клеёнчатую скатерть на двух сдвинутых столах. Вырезали куски по краю. Теперь клеёнка напоминала бесформенную юбку Бабы Яги.
«Кто натворил? Наверняка Гоша!»
Он считался самым хулиганистым ребёнком этой коммуналки, и, к тому же, его мама тётя Галя работала швеёй в ателье. В комнате Гоши было полно ножниц на все случаи жизни, даже с зигзагом.
На всякий случай опросили всех детей, чьих рук дело. Никто не признался.
Гоша стоял с безразличным видом и пожимал плечами.
«Гоша, признавайся, это ты?» Мальчишка не отпирался. Ни да, ни нет.
Его мама добрая, ругать не станет. Так, перед всеми пальцем пригрозит, брови схмурит в одну линию, но в комнате продолжения не будет.
За что ругать? За то, что Гоша родился мальчишкой и шалит? За детство?
Улыбался Гоша молча и уверенно.
«Что с него взять? Да он перед взрослыми стоит и ухмыляется!» – гудели, как сердитый улей, соседи.
А Гоша видел испуганные глаза Светланки... и дальше улыбался.
Он редко использовал слова, чаще действовал. Если что и мог сказать Гоша, так это: «О как!».
Вообще, Гоша был тёте Гале не совсем сыном. Племянником.
Его отдала на воспитание Гале непутёвая сестра Маша. Где находится Маша, все прекрасно понимали. За что она сидит и когда освободится, Галю из уважения не спрашивали. Она работящая и скромная, не в пример сестре; ей и так нелегко с мальчишкой приходится.
На Гоше, по милости его родной мамы, висело невидимое клеймо «что с него взять, все мы понимаем, что от осинки не родятся апельсинки...» И это несмотря на Гошину сообразительность...
Мальчишка, когда ходил в магазин по заданию Гали, прекрасно считал в уме, сколько ему должны дать сдачи. Продавцы поражались, когда Гоша давал правильный ответ раньше их, у которых в руках были деревянные счёты.
Далее события развивались так.
Родители разбрелись по комнатам, решив, что Галя должна теперь купить новые скатерти. Она и не сопротивлялась, раз виновата. Не доглядела за Гошей, пока снег со всеми наравне чистила!
Придётся раскошелиться…
Отправилась Светланка чистить зубы и спать, а уснуть не получается. Не может, и всё. Из-за неё невинный человек пострадал!
Стала девочка ворочаться на своей раскладушке, плач подавляла, чтоб никто не слышал. Тайком слёзы о наволочку промакивала. Как вспомнит о Гоше, так сразу невыносимые мысли в голову лезут!
Хранила Светланка тайну до утра, измучилась вся. И как только кто-то первый из соседей загремел на общей кухне, пулей выскочила навстречу. Прямо в пижаме.
Она решила признаться в грехе, пусть её даже побьют!
– Говори, что случилось?
Набралась она смелости и созналась.
Потом ждала ещё полчаса, пока родители примут решение, как быть.
– Сейчас встанут соседи, ты всем расскажешь правду, и перед Гошей извинишься. И перед тётей Галей покаешься. Хорошо, что не успела она Гошу наказать!
– Может, вы сами им объясните, а я пойду? – испугалась Светланка.
– Нет. Сама натворила дел, сама и признавайся.
Пришли соседи.
Стояла перед ними Светланка, глаза в пол. Потом посмотрела Гоше в лицо: – Прости меня! Это я… Я порезала две скатерти! Боялась … Ну и... всё.
– О как! – восхитился Гоша.
И никак не прокомментировал случившееся.
Он обошёлся этой ничего не значащей фразой, просто констатировал, что не ожидал признания. Мол, промолчала бы, и ладно. Он готов был принять чужую вину, чтобы прикрыть слабую девочку… Ему-то что? Одним грехом меньше, одним больше… Знает он, каким его считают...
В этот момент Гоша стал для Светланки не просто героем. Кумиром!
Вот тебе и осуждаемый всеми мальчик...
Гоша достоин уважения, как защитник и просто правильный человек.
С таким другом можно и в разведку, и на Марс и в подземелье потеряться, в полной тьме. Он не подведёт.
С тех пор Светланка не только возненавидела кляузников, ябед и доносчиков, но и поняла: дети не несут ответственности за поведение своих родителей. И обидные слова: «Что с него взять?» к Гоше никак не относятся.
С теплом, Ольга.
Друзья, подписывайтесь на канал! Здесь душевно!