Сегодня предлагаю рассмотреть еще одно из приказаний, обозначенных Бобом и Мэри Гулдинг, которое неосознанно передается от родителей к ребенку и в дальнейшем влияет на качество его жизни уже во взрослом возрасте.
«Не достигай (не будь успешным)».
Приказание такого рода могут передавать родители, которые ревностно относятся к достижениям и успехам своего ребенка. Такое послание может передать родитель, которому приходилось всего добиваться своим трудом и упорством, и он благодаря этому смог обеспечить «легкий» старт своим детям, но неосознанно ему это кажется нечестным, поэтому он может вкладывать в ребенка послание, чтобы тот не добился высот. Также его передают родители, которые обесценивают достижения своих детей.
Человек, получивший в детстве приказание «Не достигай» по неизвестным ему причинам не может продвинуться по карьерной лестнице – как только он оказывается на пороге повышения, в его жизни что-то «случайно» происходит, и в итоге он не может перейти на более высокую должность. Либо он может испытывать ощущение, что недостоин повышения, признания его трудов и заслуг.
В отечественном варианте это послание может выглядеть как: «Не жили богато, нечего и начинать». Если рассматривать эту установку в историческом контексте, то можно обнаружить, что в нашей истории были моменты, когда достижения и благосостояние могли обернуться для человека негативными последствиями. По этой причине детям передавалась эта тревога, страх достигать высот, поскольку это может быть потенциально опасно. И это было необходимо для того, чтобы выжить тогда. Но сейчас ситуация другая, мы развиваемся, и абсолютно нормально получать заслуженную награду за свои достижения.
Одна из техник, которая может помочь человеку осознать происхождение и влияние приказания «Не достигай» - это остановить поток самокритичных мыслей и постараться прислушаться к себе. Когда я считаю, что недостоин лучшего (повышения по работе, достижения целей), чей голос я при этом слышу, кто говорит мне об этом? Действительно ли я так считаю, или же это говорит голос кого-то из моих родительских фигур, который трансформировался в определенную установку, которую я ношу с собой во взрослом возрасте? И если вы ответите себе на эти вопросы и поймете, что это голос кого-то из родителей, вы можете поблагодарить его за защиту, которую они пытались таким образом осуществить, когда вы были ребенком, которая тогда была необходима. Но теперь вы взрослый человек, и можете самостоятельно выбирать, каким установкам следовать, какие из них помогают вам в жизни (например, морально-нравственные), а какие уже не актуальны на сегодняшний день. Установки служат каким-то целям для человека, а не вы служите своим установкам! Можно выбирать, можно делать по-своему!
Автор: Екатерина Шленкина
Психолог, Применяющий транзактный анализ
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru