С чем у вас ассоциируются 90-е годы прошлого века? С политическими и социальными потрясениями, бедностью и безработицей, рэкетом и криминалом? А может, с шоковым переходом к рынку, приватизацией, «двумя Волгами за ваучер», Новыми русскими и развитием предпринимательства? А что насчет продуктов того времени, вроде хлынувших потоком импортных сладостей, жвачек со вкладышами, порошковых напитков, бульонных кубиков, спирта Рояль и водки в йогуртовых стаканчиках? И хотя гастрономы в 1990-е годы канули в Лету, а сетевые магазины еще не успели распространиться по стране, все эти товары продавались буквально повсеместно. Где? В ларьках, конечно же! Они же палатки, они же киоски, они же малые формы торговых точек. И сегодня как раз о них.
Круглосуточные, стоящие по несколько штук у каждой автобусной остановки (про площади у метро и говорить не приходится), с яркими витринами, пестрящими от красочных, разноцветных упаковок, ларьки стали одним из самых узнаваемых символов постсоветской эпохи, отражающим свободу торговли и появление новых товаров. Никаких ограничений, только наличные (тогда и карт-то толком не было), смесь дефицитных ранее товаров и импортных новинок, торговля алкоголем и сигаретами, а еще десятками наиболее ходовых товаров – такими были ларьки в 90-е, а затем и в 2000-е годы. Но ничто не вечно под Луной...
Российское торговое законодательство постепенно начало реформироваться, по всей стране стали появляться сети супермаркетов, а ветер перемен подул в противоположную сторону. В столичной Москве, его порыв был особенно резким и вошел в историю под названием «Ночь длинных ковшей». Ларьки сносились одномоментно и без всяких колебаний, мол, построены они незаконно, портят вид московских улиц и представляют целый ворох угроз для простых жителей города. Исключение сделали разве что для ларьков с мороженым и киосков с печатными изданиями, да и тех осталось совсем мало. А вот обычных, типовых ларьков на городских улицах не осталось вовсе, словно никогда и не было. Однако, исключение все же существует.
И найти его можно на территории бывшего Московского ликеро-водочного завода «Кристалл» на Самокатной улице, ныне превращенного в новомодное «мультиформатное» пространство с офисами, кафе, магазинами, мастерскими и выставочными центрами. Ларек типовой формы, очевидно некогда красовавшийся на одной из улиц Москвы, ныне нашел свое пристанище при входе на территорию «Кристалла» со стороны Золоторожской набережной, неподалеку от Сыромятнического гидроузла. Стоит лишь шагнуть за гостеприимно открытые ворота бывшего завода, и вот он перед нами, красавец родом из «Лихих 90-х», времени свободной торговли и почти что вседозволенности.
Выглядит ларек изрядно потрепанным. Ну а как иначе, наверняка ведь не раз становился свидетелем бандитских разборок, и даже вмятины на его металлической обшивке словно следы от шальных пуль. Торговать в нем тоже давно уже никто не торгует, а сверху зачем-то установили какую-то странную стойку. Может, там по праздникам ставят диджейский пульт, а вокруг собирается молодежь и пляшет под нестареющие хиты «Кар-Мэн» и «Комбинации»? А ведь раньше, должно быть, на витрине ларька красовались вафли Куку-Руку и маргарин Рама, жвачки Турбо и чай Пиквик, Херши-кола и Овиплокос, а еще хитрый Распутин неизменно подмигивал всем покупателям:) Эх, были же времена...
Теперь стоит себе ларек без дела, а за покупками нам приходится ходить в супермаркеты. Их, впрочем, стало уже не меньше, чем ларьков в 90-е. Но не та, знаете ли, атмосфера, не те ощущения. А вот вам приходилось на морозе в легкой одежде совершать пробежку от подъезда до ларька за «продуктами первой необходимости»? А по выходным на барахолку ездили? А варёнки с лосинами у челноков покупали? А вещи, стоя на газетке, мерили? Ладно, что-то я чересчур придался ностальгии:) Не так уж все на самом деле было радужно. Хотя деревья в те времена действительно были выше, это факт. И заводы, кстати, еще работали, в Москве по крайней мере. А теперь куда ни глянь, одни модные общественные пространства. Хотя прогуляться по тому же «Кристаллу» довольно интересно.
Из интересного, встреченного на территории завода, я бы отметил граффити-портрет замечательного советского актера Юрия Богатырева, прожившего недолгую жизнь, но успевшего сняться во многих прекрасных кинофильмах 70-х и 80-х годов. Среди работ Богатырева: «Два капитана», «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» «Родня», «Мертвые души», а также «Свой среди чужих, чужой среди своих». И именно в образе чекиста Егора Шилова, главного героя этого приключенческого фильма Никиты Михалкова, Богатырев изображен на стене одного из промышленных сооружений путем «выцарапывания» поверх штукатурки. Автором работы стал известный стрит-арт художник, работавший под псевдонимом Zoom. Художника, которого нередко называли российским Бэнкси, не стало в 2023 году, зато эта его прекрасная работа по сей день доступна для осмотра, пусть состояние ее уже далеко не идеально.
И на этом наша небольшая ностальгическая прогулка подошла к завершению. Совсем недавно мы с вами вспоминали последний сохранившийся в Москве милицейский «стакан», а теперь вот помянули добрым словом раритетный объект уличной торговли. Уж не знаю, последний ли, но сам я подобных ларьков не встречал уже долгие годы. Теперь так и захотелось пожевать клубнично-банановую Love is и развести пакетик Invite, так сказать, просто добавить воды. А с какими чувствами вы вспоминаете 90-е годы в целом и такие вот уличные ларьки в частности? Ностальгируете или, напротив, радуетесь, что было, было, было, было, но прошло? О-о-о! О-о-о!
И на этом о сохранившемся московском ларьке на сегодня все. Спасибо, что дочитали! Надеюсь, было интересно.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи о самых интересных фактах и местах в Москве, России и за рубежом.