Обретение иконы в Казани и ее первая роль
В 1579 году в Казани случился сильный пожар, уничтоживший изрядную часть города, совсем недавно, в 1552 году, присоединенного к Московскому царству. Обстановка в «покоренном» царстве была, мягко говоря, неспокойная. Местное население еще не вполне привыкло к новой московской администрации и новой вере. И вот тут, как нельзя вовремя, случается событие, которое для государственной и церковной власти стало большой поддержкой. Десятилетней девочке Матроне, дочери стрельца, во сне стала являться Богородица. И не просто являться, а давать четкое указание: откопать ее икону на пепелище, оставшемся от их сгоревшего дома. Как писал об этом современник, местный священник Ермолай (будущий суровый патриарх Гермоген), Владычица «не яви убо образа своего ни святителю града, ни начальнику властелинску... но яви своё честное сокровище... нѣкоего мужа от простыхъ... сего дщи юнна, десяти лѣтъ суща, именемъ Матрона». Выбор свидетеля был безупречен: ребенок из простого народа, существо априори невинное и не способное к сложным замыслам. Ей поверят. Местные власти, что архиепископ, что воеводы, поначалу от девочки не придали значения — мало ли что привидится в дыму пожарищ. Но Матрона проявила упорство, и ее мать, отчаявшись, взялась за лопату сама. В указанном месте, на глубине около метра, 8 июля 1579 года икону действительно нашли. Священник Ермолай, человек с дальновидностью и государственным мышлением, мгновенно оценил масштаб события. Это было не просто обретение святыни. Это было прямое божественное «да» новой власти и православию на этой земле. Это был готовый идеологический фундамент для миссионерской работы и укрепления Московского царства. Новость немедленно ушла в Москву. Иван Грозный, который и сам был большим мастером государственных жестов, тут же повелел построить на месте явления Богородицкий девичий монастырь. Матрона, главная героиня истории, стала его первой монахиней (с именем Мавра). А с иконы немедленно сделали список и отправили царю. Так, благодаря пожару и настойчивости маленькой девочки, Россия обрела один из главных своих национальных символов, который изначально послужил делу государственной важности — «освящению» присоединения Казанского ханства.
Знамя ополчения и символ новой династии
Если в XVI веке Казанская икона «освятила» завоевание, то в начале XVII века она, по сути, спасла само государство. К 1611 году Россия фактически перестала существовать. Смутное время достигло своей низшей точки: страна в руинах, в Кремле сидит польский гарнизон, бояре присягнули польскому королевичу Владиславу, по дорогам бродят разбойничьи шайки. Первое народное ополчение, собранное было для освобождения Москвы, бесславно развалилось, потому что его лидеры (Ляпунов, Трубецкой и Заруцкий) не смогли найти общий язык из-за власти и амбиций. Стране, разобщенной и деморализованной, нужен был не просто очередной воевода, а нечто большее — неоспоримый символ единства, знамя, под которым не стыдно умереть. Этим знаменем и стал список Казанской иконы. Когда казанское ополчение шло на соединение с Трубецким, оно несло с собой этот образ. Но казаки, как сообщает «Новый летописец», встретили святыню без должного почтения, и Первое ополчение потерпело крах. Весной 1612 года казанская дружина с иконой двинулась обратно домой, но по пути встретила новое, Нижегородское ополчение, которое вели купец Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский. Эти двое были не только патриотами, но и великолепными практиками. Они понимали, что без «небесного покровителя» разношерстную массу ополченцев в бой не поднять. Икона, к тому времени уже прославившаяся чудесами, была взята в полки. Это был гениальный ход. Перед решающим штурмом Москвы 22 октября 1612 года князь Пожарский устроил трехдневный пост и общую молитву перед образом. Это был не просто религиозный ритуал, это был мощнейший акт для сплочения XVII века, объединивший армию общей верой. И оно сработало. Ополченцы, воодушевленные тем, что за них сама Богородица, взяли Китай-город. Деморализованные поляки, поняв, что их дело проиграно, вскоре сдали и Кремль. Икону-победительницу князь Пожарский поставил в своем приходском храме на Лубянке, а позже на свои средства выстроил для нее на Красной площади Казанский собор. Новые цари, Романовы, быстро оценили значимость этого. Царь Алексей Михайлович, у которого в 1648 году именно на 22 октября родился наследник Димитрий, немедленно воспользовался совпадением. В 1649 году он повелел установить общерусское празднование Казанской иконе «во всех городах по вся годы». Зачем? Это был дальновидный политический шаг: связать молодую династию Романовых с великой победой, положившей конец Смуте. «Мы — те, кого выбрала и благословила Богородица» — таков был недвусмысленный посыл. Так икона из боевого знамени превратилась в один из столпов государственной идеологии и покровительницу новой династии.
Исчезновение святыни в 1904 году
К началу XX века икона Казанской Богородицы в Казанском Богородицком монастыре считалась той самой, явленной в 1579 году. Она была главной святыней не только Казани, но и всей империи, «Палладиумом» русской земли. Ее оклад, украшенный бриллиантовой короной от Екатерины II и бесчисленными дарами вельмож, оценивался в астрономическую сумму — до 100 тысяч рублей. И вот эту-то святыню, веками защищавшую страну, в ночь на 29 июня (12 июля) 1904 года была похищена. Никакой мистики, никакой идеологии — простое корыстное преступление. Вором оказался Варфоломей Чайкин (он же Стоян), двадцативосьмилетний крестьянин, вор-рецидивист. Ему были нужны не святыня, а ее драгоценный оклад. Вместе с Казанской он прихватил и образ Спасителя — обе иконы были в дорогих ризах. Все силы полиции были брошены на поиски, дело взял под личный контроль император Николай II. Воров нашли довольно быстро. Но вот дальше началось самое страшное. На суде Чайкин вел себя дерзко, вины не признавал, но следствие было уверено: иконы уничтожены. При обыске в квартире Стояна в печи нашли остатки драгоценных украшений, жемчужин и обгоревшие петли. По версии следствия, вор просто сжег деревянные доски, чтобы замести следы, а драгоценности присвоил. Вся православная Россия была в потрясении. Это было не просто ограбление, это было святотатство, тяжкое оскорбление. Но главное — это было страшное знамение. В 1904 году, на пороге Русско-японской войны и Первой русской революции, страна вдруг лишилась своей главной «Заступницы». Это было воспринято как дурное предзнаменование. Народ отказывался верить в то, что святыню можно вот так просто уничтожить в огне. Немедленно поползли слухи и теории заговора, одна фантастичнее другой. Говорили, что Чайкин украл всего лишь копию, а настоящую икону игуменья монастыря каждую ночь подменяла (в это верили и сами монахини). Говорили, что икону не сожгли, а за огромные деньги перепродали старообрядцам, которые охотились за «дониконовскими» образами. Расследование то заходило в тупик, то возобновлялось, к делу подключались то саратовские арестанты, обещавшие «вернуть» икону, то читинские каторжане, которых поддерживала даже великая княгиня Елизавета Федоровна. Но все было тщетно. Чайкина осудили на 12 лет каторги, где он и умер в 1916 году, унеся тайну с собой. Скорее всего, икона действительно была уничтожена ради наживы. Но империя, чувствовавшая приближение краха, отчаянно нуждалась в мифе о том, что святыня спаслась и просто «скрылась до времени».
Геополитическая судьба иконы: "Ватиканский" список и Фатима
Если явленная икона и сгорела в печи у Чайкина, ее «призрак» начал очень активную и насыщенную геополитическую жизнь в XX веке. Особенно ярко это проявилось в годы Холодной войны. Всплывает запутанная история так называемого «Ватиканского списка». Центральное место в ней занимает португальский городок Фатима. В 1917 году, когда в России полыхала Февральская революция и страна катилась к Октябрю, в далекой Португалии троим детям-пастушкам якобы явилась Дева Мария. Среди прочих откровений она, как утверждается, сделала и четкий политический прогноз: «Россия обратится... и распространит свои заблуждения по всему свету, неся с собой войны и гонения на церковь». Как удачно, прямо под большевистский переворот. На этом «пророчестве» выросла целая индустрия. После Второй мировой войны в США была создана мощная католическая организация «Голубая армия» (Blue Army of Our Lady of Fatima), по сути — антикоммунистический и антисоветский идеологический фронт. И этому фронту был нужен мощный символ. И тут, совершенно «случайно», на Западе, у английского коллекционера Фредерика Митчелл-Хеджеса, «всплывает» некий древний список Казанской иконы. Русские эмигранты пытались его выкупить, но не смогли собрать денег. В итоге, в 1970 году, с помощью «Голубой армии» икона была выкуплена и торжественно помещена в специально построенную для нее греко-католическую Успенскую церковь в Фатиме. Для чего? Официально — «молиться за обращение России». На деле же русская икона-Заступница превратилась в инструмент идеологической борьбы против русского же государства в его советской ипостаси. Ее возили на всемирную выставку в Нью-Йорк, она стала знаменем «крестового похода» против коммунизма. Позже, с марта 1993 года, икона и вовсе оказалась в личных покоях Папы Римского Иоанна Павла II. Понтифик, будучи поляком, прекрасно понимал всю силу и цену таких символов в большой политической игре.
Возвращение списков и новое обретение символа
В начале 2000-х годов Ватикан решил сделать жест доброй воли. Эпоха Холодной войны закончилась, и Папа Иоанн Павел II очень хотел совершить пастырский визит в Россию, наладить диалог с Русской православной церковью. Однако РПЦ, мягко говоря, отнеслась к этой идее сдержанно, опасаясь католической экспансии. И вот, как жест доброй воли, как мощнейший дипломатический ход, Папа в 2004 году решил вернуть икону России. Конечно, это была не та самая, явленная в 1579 году. Экспертиза показала, что «Ватиканский список» — это высококачественная работа, скорее всего, поволжской школы, датируемая первой половиной XVIII века. Но, как заметил один теолог, «нет принципиального значения, подлинник... или список... икона — намоленная». Патриарх Алексий II дар принял. Это был во многом дипломатический шаг, обмен символами. 28 августа 2004 года икону торжественно встретили в Москве. А в июле 2005 года Алексий II лично привез ее в Казань и передал Казанской епархии, где ее поместили в Крестовоздвиженском храме воссозданного Богородицкого монастыря. Примечательно, что и здесь не обошлось без политики: против доставки образа протестовали некоторые татарские националистические организации, видевшие в этом излишнее внимание к событию. Но свято место пусто не бывает. Оригинал утрачен, «Ватиканский» список занял почетное место, но потребность в «той самой» иконе, что была у Минина и Пожарского, осталась. И вот, 4 ноября 2023 года, в День народного единства, Патриарх Кирилл «явил» в Успенском соборе Кремля еще один список, который, по утверждению Церкви, и является тем самым знаменем Второго ополчения. История его «второго обретения» тоже характерна для нашего времени: как сообщили родственники коллекционера, икона была куплена им на вернисаже в Измайлово около 2000 года и позже подарена Патриархии. Но это уже неважно. Важно то, что главный государственный символ снова на своем месте. Его вернули в Казанский собор на Красной площади. А 4 ноября, день победы 1612 года, связанный с этой иконой, снова стал общегосударственным праздником. История, сделав круг, вернулась к своему началу: икона вновь служит делу единения нации и укрепления государства.
Понравилось - поставь лайк и напиши комментарий! Это поможет продвижению статьи!
Подписывайся на премиум и читай дополнительные статьи!
Поддержать автора и посодействовать покупке нового компьютера