Найти в Дзене

Чертеж деда

Мы продавали старую дачу. Та самая, что принадлежала нашей семье с послевоенных времен. Место моего детства, пахнущее смородиной и старым деревом, теперь уходило в прошлое. Моя задача была проста — разобрать чердак. Родители махнули на это рукой: «Выброси все, Макс, ничего ценного там нет».

Чердак был настоящей капсулой времени. Старые лыжи, ящики с елочными игрушками, бабушкины платья в полиэтиленовых чехлах. И в самом углу, под слоем пыли, покрывавшей все густым, бархатистым ковром, стоял тяжелый деревянный сундук, обитый клеенкой с отвалившимся узором. Я никогда его раньше не видел. Видимо, он всегда стоял там, загороженный другим хламом, и ждал своего часа.

Сундук не был заперт. С скрипом я откинул тяжелую крышку. Внутри, аккуратно сложенные стопками, лежали чертежи. Десятки, если не сотни листов ватмана, пожелтевших на сгибах, испещренных четкими линиями и сложнейшими инженерными расчетами. Все они были подписаны одним почерком — твердым, уверенным: «Инженер Петров А.В.». Мой дед, Алексей Васильевич.

Я знал его как молчаливого, сурового человека, прораба на стройке, который мог своими руками построить дом. Он умер, когда мне было лет десять, и в памяти остался как человек, пахнущий табаком и известкой, который мог починить любую сломавшуюся вещь. Он никогда не говорил о войне. Никогда. На мои вопросы он отмахивался: «Что там вспоминать…» А потом доставал из кармана гвоздик и начинал что-нибудь мастерить, давая понять, что разговор окончен.

Я стал разглядывать чертежи. Это были проекты мостов. Небольших, деревянных, понтонных. Типовые, как мне показалось сначала, военные проекты. Но чем глубже я копал, тем интереснее становилось. Среди привычных схем стали попадаться другие. Сложные, с изящными, почти футуристичными линиями. Один чертеж, выполненный на тонкой, почти прозрачной бумаге, заставил меня замереть. Это был проект арочного моста через широкую реку. Он был подписан не только именем деда. В правом нижнем углу стояла еще одна подпись, выведенная каллиграфическим, совсем другим почерком: «Консультант: проф. Штрассер, Вена. 1938».

1938 год. Вена. Немецкая фамилия. У моего деда, простого советского прораба, в чертежах стояло имя какого-то австрийского профессора. Это не укладывалось в голове.

Я аккуратно перекладывал стопки за стопками, и из самой глубины сундука, из-под папки с надписью «Дипломный проект», мои пальцы наткнулись на что-то твердое. Это была не папка с чертежами, а большая, потрепанная записная книжка в кожаном переплете, истлевшем по краям. А между ее страниц лежал небольшой, сложенный в несколько раз листок. Я развернул его.

Это была не схема. Это была карта. Нарисованная от руки, с ювелирной точностью. На ней была изображена холмистая местность, извилистая река с несколькими мостами, и один из них — тот самый арочный, с дедушкиного чертежа — был обведен толстым красным карандашом. А внизу, тем же красным карандашом, было выведено: «Задание выполнено. 15.04.45. Ночью».

Сердце заколотилось где-то в горле. 15 апреля 1945 года. До Победы оставалось меньше месяца. Что это за задание? Почему карта была спрятана так тщательно? И при чем здесь австрийский профессор?

Я открыл записную книжку. Это был дневник. Но не личный, а скорее, рабочий. В нем были расчеты нагрузок, формулы, зарисовки деталей. И скупые, лаконичные записи, похожие на докладные.

«*Март 1945-го. Перебросили через Одер. Дают 48 часов на возведение переправы под огнем. Немец бьет прицельно. Знает все слабые места наших типовых проектов. Потери огромные. Спросили: могу ли сделать по-другому? Вспомнил старый проект Штрассера. Студентом вывез из Вены в 38-м, он мне его подарил после лекции. Сказал: «Это мост в будущее». Ирония судьбы — использую его, чтобы добить его же соотечественников. Передал расчеты. Жду приказа.*»

Я сидел на пыльном полу чердака и не мог оторваться от этих строк. Мой дед, оказывается, не просто строил мосты. Он был военным инженером. И он использовал знания, полученные от немецкого профемированного профессора, против фашистов. Это было невероятно.

Я листал дальше. Записи становились все более скупыми, в них сквозила усталость.

«*10.04.45. Приказ поступил. Не строить, а… уничтожить. Свой же мост. Тот самый, арочный, что возвели под М-м. Немцы отступают, но цепляются за каждый клочок. Через наш мост идут их танки. Командование решило: лучше разрушить, чем дать им уйти. Задание особой важности. Знают только свои.*»

«14.04.45. Все рассчитал. Взрывчатка заложена в опоры. Взрыв должен быть ювелирным — чтобы обрушился пролет, но не завалил фарватер. Сделаю это сам. Ночью.»

И последняя запись, датированная 16 апреля 1945 года, была самой короткой и самой страшной:

«Задание выполнено. Моста нет. Вернулся один. Ваньки не стало. Он прикрывал отход. Лучший друг. Прости, Ванька. Прости, профессор.»

Я представил его. Моего деда, Алексея Васильевича. Не седого старика, а молодого офицера, полного сил и ума. Ночью, под огнем, он подрывает свой же мост, шедевр инженерной мысли, чтобы остановить врага. И теряет при этом лучшего друга. «Ванька». Вероятно, Ивана. Того, с кем, наверное, делил и паек, и последние папиросы, и страшные окопные будни.

Почему он никогда об этом не рассказывал? Почему скрывал свою настоящую профессию, прикидываясь простым прорабом? Теперь я понимал. Горечь потери была слишком сильна. И возможно, чувство вины перед тем самым профессором Штрассером, чье «мост в будущее» он был вынужден уничтожить. Он похоронил эту историю вместе с другом на подступах к Берлину и прожил с ней всю оставшуюся жизнь, не в силах даже прикоснуться к памяти.

Я спустился с чердака, держа в руках дневник и карту. Родители уже заканчивали упаковывать посуду на кухне.
— Ну что, нашел что-нибудь? — спросил отец, заклеивая скоттом коробку.
— Нашел, — сказал я тихо. — Нашел деда. Настоящего.

Я показал им находки. Мы сидели за кухонным столом, на том самом, за которым дед когда-то пил чай, и читали его скупые, но такие объемные записи. Мама плакала. Отец, обычно сдержанный, молча сжимал и разжимал кулаки.

— Он… он никогда… — начал отец и замолчал, не в силах подобрать слова.
— Он нес этот крест один, — закончила за него мама. — Думал, что так будет лучше для нас. Чтобы мы не несли тяжесть его памяти.

Мы не стали ничего выбрасывать с того чердака. Все чертежи, дневник, карту — я аккуратно упаковал и увез с собой. Я нашел в архивах Министерства обороны наградной лист. Мой дед, капитан Петров Алексей Васильевич, был награжден орденом Красного Знамени за «выполнение задания особой важности по уничтожению стратегического объекта противника с минимальными потерями для личного состава». В графе «потери» стояла одна фамилия: «старший лейтенант Иванов Иван Сергеевич». Тот самый Ванька.

Я съездил в тот городок в Германии, нашел то место на Одере. Там сейчас стоит новый, современный мост. Ничто не напоминает о трагедии 45-го года. Но я знал. Я стоял на берегу и представлял, как здесь, в кромешной тьме, разорванной вспышками выстрелов, мой дед делал свое дело. Не для славы. Не для наград. А чтобы его дети и внуки могли жить под мирным небом.

Продажа дачи перестала быть для меня грустным событием. Потому что я вывез оттуда главное сокровище — память. Память о человеке, который был не просто «молчаливым дедом», а героем, инженером, другом и солдатом, до конца исполнившим свой долг. И его молчание теперь было для меня громче любых слов. Оно было наполнено грохотом взрыва, свистом пуль и тихим шепотом: «Прости, Ванька». Шепотом, который я, его внук, наконец-то услышал.