Найти в Дзене
Авиатехник

История создания легендарного Ил-114: от идеи до триумфа

В начале 1980-х советская авиация столкнулась с кризисом: основной трудяга местных воздушных линий, Ан-24, стремительно устаревал, а парк этих машин таял на глазах из-за выработки ресурса. Рост перевозок требовал нового, более вместительного лайнера на 60-70 пассажиров. Не осталась в стороне от этого тренда и вся мировая авиация: в США, Канаде и странах Европы уже вовсю думали над созданием экономичных турбовинтовых самолетов нового поколения, которые должны были прийти на смену машинам 1950-60-х годов.

Именно в этот момент ОКБ имени Ильюшина, под руководством Генриха Новожилова, выступило с инициативой создать принципиально новый самолет для местных авиалиний – Ил-114. Идею поддержали, и, несмотря на загрузку другим перспективным проектом (Ил-96-300), работы стартовали в августе 1982 года. Потребность «Аэрофлота» оценили в 1500 машин, так что производство решили развернуть сразу на двух заводах – в Ташкенте и Москве.

Ил-114 с самого начала задумывался уникальным. Он должен был перевозить 60 пассажиров на 1000 км со скоростью 500 км/ч, но главной его «фишкой» стала всепогодность и способность садиться на маленькие аэродромы с грунтовыми ВПП. Для работы в суровых условиях Арктики и Антарктики самолет мог быть доработан для перелетов на 4800 км, что открывало дорогу целому семейству модификаций: от ледового разведчика до патрульного самолета.

Конструктивно Ил-114 был передовой машиной. Два мощных турбовинтовых двигателя ТВ7-117С с малошумными шестилопастными винтами, современный цифровой пилотажный комплекс, позволяющий управлять самолетом экипажу из двух человек, и новая аэродинамика крыла, собранного всего из двух панелей вместо девяти, как у Ан-24. Большое внимание уделили комфорту пассажиров и снижению шума в салоне.

Погрузитесь в мир авиации с моделью самолёта ИЛ-62 от бренда ZVEZDA в масштабе 1:144! Этот замечательный набор из 139 деталей позволит вам создать точную модель легендарного авиалайнера. Прекрасный выбор для любителей авиации и коллекционеров. Закажите модель самолёта ИЛ-62 1/144 на Яндекс Маркете уже сегодня и подарите себе или своему ребёнку увлекательный процесс сборки!
Самолёт ИЛ-62 1/144 — купить в интернет-магазине topmuz на Яндекс Маркете

#Реклама ООО «Яндекс Маркет», ИНН 9704254424, erid: 5jtCeReNx12oajvHXoR6T9v

Первый полет Ил-114 совершил 29 марта 1990 года. Однако на смену эйфории от успешного старта испытаний пришли суровые 90-е. Финансирование программы резко сократилось, второй опытный самолет построили с огромным опозданием, а в 1993 году один из прототипов разбился. Работы едва не остановились. Несмотря на интерес со стороны Ирана и предзаказы от российских авиакомпаний, реальных денег на серийное производство не было – авиаперевозчики страны обнищали.

-2

Чудом, благодаря титаническим усилиям конструкторов и энтузиазму испытателей, в апреле 1997 года Ил-114 все же получил сертификат типа. Чтобы показать самолет стране, в 1998 году была организована масштабная демонстрационная экспедиция по городам России. Авиакомпании хотели купить около 150 лайнеров, но не могли их оплатить – не было работающей системы лизинга. Единственным лучом света стал старт в 1999 году первых пассажирских перевозок на Ил-114 в Узбекистане.

-3

Параллельно велись работы над модификациями. Появилась версия Ил-114-100 с западными двигателями Pratt & Whitney, которая также была сертифицирована. Прорабатывались специализированные варианты: океанский разведчик рыбы (Ил-114ОРР), ледовый разведчик, патрульный (Ил-114П) и фотокартографический самолет (Ил-114ФК).

Авиатехник в Telegram, подпишитесь! Там вы увидите ещё больше интересных постов про авиацию (наведите камеру смартфона на QR-код ниже, чтобы подписаться!):

-4

После долгого застоя, связанного с распадом СССР и экономическими трудностями, программа Ил-114 получила второе дыхание в 2020-х годах. Было принято решение о возобновлении производства самолета, но уже на территории России. Основным производственным площадкой выбран Нижний Новгород.

-5

Новый вариант, Ил-114-300, оснащен модернизированными российскими двигателями ТВ7-117СТ-01 и полностью отечественной авионикой. Первый полет обновленного Ил-114-300 состоялся 16 декабря 2020 года. В настоящее время ведутся летные испытания, а «Аэрофлот» и другие российские авиакомпании уже объявили о планах по его закупкам и сертификации, что вселяет надежду на то, что эта легендарная машина наконец-то займет свое место в небе России. Что ж, время покажет.

Хотите видеть качественный контент про авиацию? Тогда рекомендую подписаться на канал Авиатехник в Telegram (подпишитесь! Там публикуются интересные материалы без лишней воды)