#Воскресныечтения
Привычка жениться
В Томском ТЮЗе идёт обновлённый спектакль о страхе перед собственным счастьем, которое было так возможно
Кто только не ставит сегодня "Женитьбу" по пьесе никогда не вступавшего в брак Николая Васильевича Гоголя. В томской Драме и в Северском театре для детей и юношества идут свои "Женитьбы". И актёры хороши, и режиссёры, но только в ТЮЗе смогли сказать нечто сокровенное, когда возобновили в прошлом сезоне спектакль 2018-го, "довоенного" года.
Действие в открытой навстречу зрителям коробке-бленде поставила питерский режиссёр Екатерина Гороховская. Она же придумала ещё одного персонажа спектакля, который, неожиданно, стал главным. Это собственно Николай Гоголь в исполнении Олега Стрельца. Это он наблюдает за своими героями, читает отрывки из своих писем, в которых одиночество и страдания от неумения быть счастливым во тьме XIX века. Это Гоголь танцует на подушках вместе с Агафьей Тихоновной (Ольга Ульяновская), которая начинает жить в предвкушении счастья замужества, а предвкушение, как известно, и есть само счастье, чего не скажешь о замужестве.
И бьют до крови тоже Гоголя за то, что не сумел сделать счастливыми ни себя, ни своих героев.
Органичен, самоироничен в роли самого солидного жениха, Ивана Павловича Яичницы директор ТЮЗа Андрей Сидоров. Пошутить над боссом на сцене - отличная привилегия для зрителя и актёров. Положительно хороши все четыре Дуняшки. Их коллективный женский разум и обаяние делают спектакль мягким и веселым. Но самое большое потрясение для всех, кто видел старый спектакль и готов прийти на новый: это Владимир Хворонов в роли Подколесина. В старой редакции он был одним из женихов, а в обновленном спектакле оказался органичен и способен мгновенно переходить от неприятия к восторгу.
Самая потрясающая минута спектакля ждет зрителя в конце, когда Хворонов держит настоящую мхатовскую паузу, переходя от состояния счастья к страху расплаты за это счастье. Зал замирает, не веря, что именно сейчас человек совершит предательство себя, своей невесты, струсит на пороге рая. Как всякий русский человек Подколесин-Хворонов рассуждает: как бы не было хуже, чем сейчас есть. Ведь так и мы часто думаем, глядя на говядину за 1000 рублей: ну, ничего, не в говядине счастье, курятина же за 300, слава богу, есть. Помнится, один умный человек говорил, что русские всегда страдают из-за того, что им слишком мало надо для счастья. Вот и Подколесину слишком мало надо.
Когда Ольга Ульяновская (Агафья Тихоновна) остается без жениха, одна на сцене в свадебном платье, с букетом невесты, со своими огромными глазищами, которые смотрят в пустоту грядущей позорной жизни, вы обязательно услышите всхлипывания девчонок в зрительном зале. Они будут реветь, когда букет полетит в зал, когда Оля предложит пойти под венец первому попавшемуся зрителю мужеского пола...
Но всё искупит финал.
Кто я такой, чтобы о нём рассказывать? Это удовольствие надо пережить лично 16 октября сего года. Возьмите с собой невесту или жениха. Там, в фойе, ему(ей) уже точно не отвертеться от семейного счастья.