Найти в Дзене
Русская Семёрка

Покойницкие фотосессии: почему они были так популярны в России

Оглавление

С появлением дагерротипов в XIX веке возможность запечатлеть памятные моменты стало доступным для широкой публики. Это новшество открыло новые горизонты в культуре и традициях, включая те, которые сегодня могут показаться нам странными, а порой даже шокирующими. Одной из таких стала посмертная фотография — уникальное явление, которое служило способом сохранить память о близких, ушедших из жизни.

Истоки странного искусства

В XIX веке фотография была новинкой, доступной далеко не каждому. Портреты, выполненные художниками, стоили дорого, а их создание занимало много времени. Фотография же стала более демократичным способом запечатлеть облик человека. Впрочем, даже несмотря на это, многие люди при жизни так и не успевали сделать свой снимок. Именно поэтому посмертная фотография стала своего рода последней возможностью сохранить образ любимого человека.

Эта традиция зародилась в Европе, позже распространилась в Соединенных Штатах, а в начале XX века достигла и России. Посмертные снимки стали частью похоронного обряда, и их создание воспринималось как нечто естественное. Ведь в то время смерть не была табуированной темой, как это часто бывает сегодня. Она воспринималась как неотъемлемая часть жизни, ее логичный финал, и люди стремились увековечить память об ушедших близких.

Особенности посмертных фотографий

Посмертные фотографии создавались с большим вниманием к деталям. Умерших облачали в их лучшие одежды, часто те, которые они носили при жизни в торжественных случаях. Для создания более живого образа покойных усаживали на стулья, диваны или даже ставили в стоячую позу с помощью специальных подпорок. В некоторых случаях глаза умерших приоткрывали или рисовали на закрытых веках, чтобы создать иллюзию бодрствования. На щеки наносили румяна, а в руки вкладывали предметы, которые ассоциировались с их жизнью: цветы, книги, курительные трубки или игрушки для детей.

Окружающая обстановка также играла важную роль. Фотографы старались создать уютную и торжественную атмосферу, украшая помещение цветами, тканями и декоративными элементами. Иногда снимки делались в домашних условиях, иногда — в специально оборудованных фотоателье. Важно отметить, что такие снимки не всегда выглядели мрачно. Напротив, они часто создавали иллюзию, будто человек просто отдыхает или внезапно заснул.

Особым случаем были фотографии детей. Родители стремились сохранить память о своих малышах, которые, к сожалению, часто умирали в младенчестве из-за высокой детской смертности. Детей фотографировали в кроватках, на руках у родителей или в окружении любимых игрушек. Эти снимки становились последним напоминанием о юной жизни, оборвавшейся слишком рано.

Культурное значение

Сегодня посмертные фотографии вызывают у многих людей шок или даже отвращение. Однако на рубеже XIX–XX веков они имели глубокий культурный и эмоциональный смысл. В эпоху сентиментализма, когда люди уделяли большое внимание чувствам и памяти, такие снимки служили напоминанием о быстротечности жизни и важности воспоминаний. К тому же в России, в силу бедности большей части населения, это часто был единственный способ сохранения памяти. Неудивительно, что посмертные фотографии часто занимали почетное место в доме: их вешали на стены, ставили на каминные полки или хранили в семейных альбомах.

Необычная традиция также отражала отношение тогдашнего общества к смерти. В отличие от современности, где смерть часто воспринимается как нечто пугающее, в прошлом она была естественной частью жизни. Люди не боялись говорить о ней, обсуждать ее и даже запечатлевать. Посмертные фотографии помогали семьям справляться с горем, сохраняя образ близкого человека в памяти.

С развитием технологий и изменением культурных норм традиция посмертной фотографии постепенно сошла на нет. Да и отношение к смерти в XX веке стало иным. Фотография же превратилась в инструмент для сохранения впечатлений о радостных событиях: свадьбе, рождении детей, выпускных и других значимых моментов жизни. Поэтому сегодня приглашение фотографа на похороны воспринимается как нечто неуместное, а посмертные снимки остались мрачным пережитком прошлого.

Самые опасные болевые точки человека: где они находятся

Любовник дочери Брежнева: какие необычные сокровища нашли у Бориса Буряце при обыске

Колмогорова и Дубинина: что узнали патологоанатомы при вскрытии туристок из группы Дятлова